Статистико-маркетинговый анализ рынка кофеен г. Москвы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 1848 раз

Библиографическое описание:

Сурнина, М. В. Статистико-маркетинговый анализ рынка кофеен г. Москвы / М. В. Сурнина, А. В. Коротков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63177/ (дата обращения: 01.05.2024).



Исследование тенденций изменения потребительских предпочтений и способность рынка реагировать на подобные изменения — важнейшие показатели функционирования и развития рыночных отношений. Данная статья посвящена анализу рынка кофеен г. Москвы и расчету основных статистических показателей. Проведение маркетингового исследования позволяет собрать необходимые данные по потребительским предпочтениям, поведению рынка. В условиях постоянных изменения необходимо отслеживать изменение рыночной ситуации, опираясь на математические и статистические показатели.

Ключевые слова: рынок, статистика рынка, маркетинговое исследование, показатели структуры, кофейни.

Развитая экономика любой страны является главным фактором благополучия населения. Статистика рынка помогает оценивать общее состояние и динамику развития. Собирая необходимые данные можно делать прогнозы на будущее в различных сферах. Поговорим об одном из направлений, а именно о статистике рынка рынке товаров и услуг, где изучается спрос и предложения, сезонность, структура и динамика цен, а также эффективность работы компании. Изучать данное направление рынка помогает процедура маркетингового исследования.

В настоящее время большинство компаний заинтересовано в проведении маркетинговых исследований, с целью выявления и предотвращения возможных проблем на ранней стадии, минимизировав тем самым все возможные потери компании. Маркетинговые исследования необходимо уметь проводить правильно, грамотно, с наибольшей точностью, минимальной вероятностью ошибок каждому маркетологу. Маркетинговые исследования применяют в организации с различным родом деятельности. Рассмотрим процедуру маркетингового исследования в сфере кофейного бизнеса, так как кофейни достаточно популярны сейчас среди различных слоев населения, особенно среди молодежи и, в частности, среди студенческой аудитории. Для этого применим такие методы исследования как методы сравнительного, системного и факторного анализа.

Традиционно процесс (процедура) маркетингового исследования проходит через следующие этапы: идентификация проблемы и целей исследования; разработка плана (концепции) исследования; сбор информации (вторичной и первичной); анализ и обработка полученной информации; интерпретация полученной информации; подготовка отчёта, презентация.

Также, необходимо учитывать, что каждый этап исследования крайне важен, не продумав один из них, нельзя переходить к следующему.

На начальном этапе необходимо оценить потребность в проведении исследований и сформулировать исходную проблему. Однако надо помнить, что определить проблему не так просто.

Как правило, определение проблемы начинается с аудита маркетинговой проблемы, который, как и любой аудит, представляет собой всесторонний анализ маркетинговой проблемы для познания её сущности.

В случае, если руководство компании знает о существующей проблеме, то далее необходимо чётко сформулировать её, а также цели исследования.

Если же проблема не идентифицирована, то необходимо её определить, всесторонне исследовать для выявления её причины и сущности. Аудит маркетинговой проблемы включает в себя: обсуждения с лицами, принимающими решения, интервью с экспертами, анализ вторичных данных и, возможно, качественные исследования. В ходе осуществления этих задач происходит также анализ факторов внешней среды, которые имеют существенное отношение к проблеме.

Важно проводить аудит маркетинговой проблемы, потому что высшее руководство в большинстве случаев имеет только поверхностное представление о проблеме и ориентируется только на симптомы, например на сокращающуюся долю рынка или отток покупателей к конкурентам, а не на её решение.

Таким образом, становится понятно, что существует два вида проблем в маркетинге: управленческая и исследовательская, а цели формируются в зависимости от проблемы, должны отражать именно ту информацию, которую нам необходимо получить для решения конкретной проблемы.

Следующим после уточнения проблемы и целей этапом исследования является выяснение того, каким образом задача может быть решена. На этой стадии должен быть разработан детальный план дальнейших действий, на основе которого и будет проводиться исследование.Разработка плана исследования состоит из следующих этапов: выбор источников информации, выбор методов исследования, выбор способов связи с респондентами, выбор инструментов исследования, разработка плана составления выборки.

Итак, рассмотрим, что нам показало проведенное маркетинговое исследование популярности кофеен в Москве среди студентов.

Следует отметить, что развитие рынка в последние 10 лет шло неравномерно. Кофейни постепенно становились важной частью жизни россиян. Посещаемость кофеен с каждым годом росла высокими темпами. Однако, финансовый кризисы оказали существенное негативное влияние на рынок общественного питания как во всем мире, так и в России. Не смотря на кризисную ситуацию, когда доходы населения падали, а цены на товары и услуги росли, при выборе заведения для посетителей кофеен и кафе-кондитерских наиболее важными характеристиками являются качество и вкусовые характеристики предлагаемых напитков и блюд, чистота и удобство заведений, высокий уровень сервиса, а затем уже — доступные цены. Большую часть посетителей кофеин составляют молодые люди. Согласно результатам исследований, основные посетители кофеен в вечернее время — студенты и работающие молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет.

Проблема данного исследования — отношение московских студентов к представленным на рынке Москвы сетевым кофейням и их оценки. Цели исследования: определить место кофеен на рынке; определить процент посещаемости их студентами в зависимости от гендерного признака; узнать регулярность посещения кофеен, выявить наиболее популярную сеть среди московских студентов; определить каким критерием руководствуются при выборе кофейни; с какой целью ее посещают; узнать их мнение о том, какая сеть наиболее продвинута с точки зрения привлечения и удержания клиентов; какой маркетинговый инструмент привлекает их больше всего; определить на сколько их удовлетворяют кофейни по ряду основных показателей; узнать о пожеланиях и предпочтениях.

На сегодняшний день, по данным РБК.research, в России действуют более 80 сетей кофеен и кафе-кондитерских. По оценке экспертов, регулярно кофейни и кафе-кондитерские посещают 60 % россиян.

Кофейни занимают важное место в московской системе ресторанного бизнеса, на их долю приходится 46,1 % от всех ресторанов на территории Москвы.

Исходя из проведённых ранее исследований видно, что доля студентов среди общего количества посетителей кофеен достаточно велика, большую часть составляют представители женского пола — 68 %.

Таблица 1

Расчёт относительных показателей структуры при определении регулярности посещения кофеен студентами Москвы

Регулярность посещения кофеен

Кол- во человек

Общий объём выборки, шт.

Относительный показатель структуры (ОПС)- доля

ОПС в%

Каждый день

5

100

0,05

5

Раз в неделю

9

100

0,09

9

Несколько раз в неделю

25

100

0,25

25

Несколько раз в месяц

30

100

0,30

30

Реже

31

100

0,31

31

Наиболее популярной кофейней среди студентов в настоящее время является Starbucks, на втором месте — Шоколадница, на третьем- Cofix.

Как оказалось, для студентов фактически в равной степени важны качество товаров и цена, а качество обслуживания практически не имеет значения.

Таблица 2

Расчёт относительных показателей структуры при определении влияния различных критериев на выбор кофеен студентами Москвы

Критерий

Кол-во человек, шт.

Общий объём выборки, шт.

Относительный показатель структуры (ОПС)— доля

ОПС в%

Цена

41

100

0,41

41

Ассортимент

15

100

0,15

15

Качество товаров

42

100

0,42

42

Качество обслуживания

2

100

0,02

2

Также, в ходе исследования я выяснила, что большинство студентов (53 человека) посещают кофейни исключительно с целью выпить кофе, на втором месте те, кто относятся к кофейням как к месту встречи с друзьями (29 человек).

Лидирующую позицию по оценке студентами маркетинговой политики среди кофеен занимает Starbucks. При этом, в качестве наиболее привлекательного маркетингового инструмента 48 % респондентов выбрали специальную скидку для студентов, которая не предоставляется в настоящее время ни в Starbucks. Этот факт говорит о том, что маркетологам стоит задуматься о введение нового маркетингового инструмента.

Также, в ходе исследования выяснилось, что многие респонденты хотели бы видеть в кофейнях уютный интерьер, больше новых вкусов напитков, в том числе чайные напитки, ланчи, больше вегетарианских блюд, а также мастер-классы по приготовлению напитков, кофе.

Проанализировав проведённое исследование, можно сделать выводы, что кофейни на самом деле достаточно популярны среди московских студентов, большинство посещает их регулярно с целью выпить кофе.

Наиболее важными критериями при выборе кофейни студенты считают качество продукции и цены.

Важно отметить, что многих привлекают и интересуют различного рода скидки, акции, бонусы и карты лояльности, но при этом большинство отдают предпочтение специальным скидкам студентов, которые еще не представлены в данных сетях, а это значит, что маркетологам есть над чем работать, чтобы кофейный бизнес в Москве был успешным.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»
  2. Постановление Правительства Москвы № 102-ПП от 6 марта 2015 года о размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
  3. Коротков А. В. К вопросу о содержательной координации понятий «статистическое наблюдение» и «маркетинговое наблюдение» // Вопросы статистики, № 7/2016, с. 57–63. — 0,9 п.л.
  4. Минашкин В. Г., Шмойлова Р. А., Садовникова Н. А.. Моисейкина Л.Г, Рыбакова Е. С.. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008.
  5. Скоробогатых И. И., Ефимовой Д. М. — Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: уч./ под общ. Ред. И. И. Скоробогатых, Д. М. Ефимовой. — Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017.
  6. Исследование рынка кофеен Москвы в 2017 году (Электронный ресурс) https://business-planner.ru/articles/analitika/issledovanie-rynka-kofeen-moskvy-v-2017-godu.html
  7. Обзор российского рынка кофеен (Электронный ресурс) http://www.marketcenter.ru/content/document_r_3a1317e4–8b4d-4acc-899e-02a12c86dec7
Основные термины (генерируются автоматически): кофейня, маркетинговая проблема, относительный показатель структуры, Москва, проблема, регулярность посещения кофеен, статистик рынка, студент, кофейный бизнес, Россия.


Ключевые слова

рынок, маркетинговое исследование, статистика рынка, показатели структуры, кофейни

Похожие статьи

Особенности ведения бизнеса в сетевых кофейнях России

Популярность сетевых кофеен оправдана грамотной маркетинговой политикой, которая внушает потребителю доверие, создавая «гештальты» уютной, теплой атмосферы и исключительного качества обслуживания.

Анализ потребительских предпочтений кофе натурального на...

Объем кофейного рынка в России увеличивается с каждым годом.

Для изучения потребительских предпочтений на рынке кофе натурального молотого нами было проведено

9. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Анализ проблемы качества в торговых сетях.

Опыт экономического поведения Starbucks для российских компаний

Данная статья содержит анализ бизнеса мирового лидера кофеен Starbucks. В статье рассматриваются элементы маркетинговой политики, которые послужили причиной для мировой экспансии компании.

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса | Статья в журнале...

Особенности ведения бизнеса в сетевых кофейнях России. Влияние факторов внешней среды на экономическую устойчивость

Оценка внешней среды при управлении деятельностью предприятия очень важна, так как внешнее окружение является источником многих проблем.

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента.

Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности...

Основная проблема предприятия заключается в отсутствии системного подхода к маркетинговой деятельности. Маркетинговая политика ТД «Текстиль Центр» не проработана, несмотря на заинтересованность руководства в расширении границ бизнеса, фактически...

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

От правильно составленной маркетинговой концепции предприятия общественного питания будет

Основными типами предприятий общественного питания в России и г. Магнитогорске являются

Структура рынка общественного питания России 2015 года представлена на рис. 1.

Особенности исследования рынка услуг общественного питания...

Ресторанный рынок Калининграда может пополниться сетью ресторанов быстрого питания.

Для более детальной оценки рынка услуг общепита нами был проведен прогноз оборота общественного питания по данным Федеральной службы государственной статистики в...

Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Балльные методы оценки эффективности маркетинга определяют его эффективность по каждому мероприятию на соблюдение ряда критериев соответствия структур и процессов концепции маркетинга с выставлением определенных баллов по каждому критерию.

Похожие статьи

Особенности ведения бизнеса в сетевых кофейнях России

Популярность сетевых кофеен оправдана грамотной маркетинговой политикой, которая внушает потребителю доверие, создавая «гештальты» уютной, теплой атмосферы и исключительного качества обслуживания.

Анализ потребительских предпочтений кофе натурального на...

Объем кофейного рынка в России увеличивается с каждым годом.

Для изучения потребительских предпочтений на рынке кофе натурального молотого нами было проведено

9. Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Анализ проблемы качества в торговых сетях.

Опыт экономического поведения Starbucks для российских компаний

Данная статья содержит анализ бизнеса мирового лидера кофеен Starbucks. В статье рассматриваются элементы маркетинговой политики, которые послужили причиной для мировой экспансии компании.

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса | Статья в журнале...

Особенности ведения бизнеса в сетевых кофейнях России. Влияние факторов внешней среды на экономическую устойчивость

Оценка внешней среды при управлении деятельностью предприятия очень важна, так как внешнее окружение является источником многих проблем.

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента.

Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности...

Основная проблема предприятия заключается в отсутствии системного подхода к маркетинговой деятельности. Маркетинговая политика ТД «Текстиль Центр» не проработана, несмотря на заинтересованность руководства в расширении границ бизнеса, фактически...

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

От правильно составленной маркетинговой концепции предприятия общественного питания будет

Основными типами предприятий общественного питания в России и г. Магнитогорске являются

Структура рынка общественного питания России 2015 года представлена на рис. 1.

Особенности исследования рынка услуг общественного питания...

Ресторанный рынок Калининграда может пополниться сетью ресторанов быстрого питания.

Для более детальной оценки рынка услуг общепита нами был проведен прогноз оборота общественного питания по данным Федеральной службы государственной статистики в...

Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий

Балльные методы оценки эффективности маркетинга определяют его эффективность по каждому мероприятию на соблюдение ряда критериев соответствия структур и процессов концепции маркетинга с выставлением определенных баллов по каждому критерию.

Задать вопрос