Оценка организационных трудностей проведения реинжиниринга бизнес-процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Митенева, С. С. Оценка организационных трудностей проведения реинжиниринга бизнес-процессов / С. С. Митенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3249/ (дата обращения: 26.04.2024).

Данная статья посвящена одному из этапов разработанного алгоритма ранжирования бизнес-процессов, на котором реализуется оценка трудностей, связанных с проведением реинжиниринга.

На сегодняшний день реинжиниринг является мощнейшим инструментом для организации бизнеса и от его эффективного проведения зависит будущее существование компании.

Реинжиниринг бизнес-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.

В то же время, проведение реинжиниринга – это очень обширный и дорогостоящий процесс, и поэтому важным моментом является определение его последовательности проведения. Что это значит «определить последовательность проведения»? Это значит, что нам необходимо в первую очередь выявить ключевые бизнес-процессы при помощи привлечения эксперта, реинжиниринг которых мы и будем проводить, оценить их важность и проранжировать, ведь мы не можем одновременно перепроектировать все бизнес-процессы сразу, в чем и состоит суть представленного алгоритма.

Алгоритм ранжирования состоит из следующих этапов:

  1. Определение требований потребителей.

Для того чтобы упорядочить бизнес-процессы для проведения их реинжиниринга, первое, что необходимо сделать – это исследовать рынок. Это значит, что сначала необходимо выявить основные требования потребителей, как внешних (конкретные клиенты), так и внутренних, предъявляемые к продукции (услугам) данного предприятия (фирмы) и оценить важность их удовлетворения. Один из методов исследования рынка – метод анкетирования.

На первом шаге определяем требования внешних, то есть конечных потребителей. Результатом является множество AT' = {АТ1, АТ2, …, АТN}, где N – количество выявленных требований.

На втором шаге определяем требования внутренних потребителей (собственников процесса). Результатом является множество BT' = {ВТ1, ВТ2, …, ВТM}, где M – количество выявленных требований.

На третьем шаге при помощи операции пересечения множеств определяем общие требования для AT и ВТ.

В результате получим 3 множества требований:

АТ'' = AT' – T = {АТ3, АТ5,…, ATN} – внешние потребители

BT'' = BT' – T = { BT1, BT4, …, BTM} – внутренние потребители

T'' = {АТ'1 = BT'3 = T1, AT'2 = BT'2 = T2, …, AT'N = BT'M = TK} – общие требования внешних и внутренних потребителей.

  1. Упорядочивание выявленных требований.

Данный этап реализуется при помощи проведения бенчмаркинга - процесса определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Сопоставляя степень удовлетворенности выявленных требований аналогичными компаниями и исследуемой, мы можем упорядочить требования в соответствии с местом, которое занимает наша компания по сравнению с другими. В результате получим 3 упорядоченных множества: Т, АТ и ВТ.

  1. Определение бизнес-процессов

Формирование списка ключевых бизнес-процессов (БП), отвечающих за удовлетворение сформированных на предыдущем этапе требований, ответственный за это - эксперт. Именно от его опыта зависит корректное определение ключевых БП, которые впоследствии будут упорядочены. Соответственно для 3-х групп требований должны быть выявлены 3 группы ключевых бизнес-процессов:

БПТ = {БПТ1, БПТ2,…}, БПАТ = {БПАТ3, БПАТ5, …, БПАТN},

БПВТ = {БПВТ1, БПВТ4, …, БПВТN}.

  1. Ранжирование бизнес-процессов. Оцениваем БП по 4-ем критериям:

  1. Оценка важности групп выявленных требований потребителей.

  2. Оценка организационных трудностей реинжиниринга (ОТ).

  3. Оценка затрат: на реализацию БП (З1) и на реинжиниринг (З2).

  4. Оценка доходности БП – текущей (Dтек) и будущей (Dбуд).

  1. На основании данного алгоритма можно сформулировать Функционал качества бизнес-процесса, анализируя который и будет проходить ранжирование бизнес-процессов для проведения реинжиниринга.

Fкачества = {T, AT, BT, OT, З1, З2, Dтек, Dбуд}

Рассмотрим подробно этап «Оценка организационных трудностей реинжиниринга».

Представим данный критерий с помощью понятия лингвистической переменной.

Лингвистической переменной называется кортеж <β, T, X, G, М>, где β — наименование лингвистической переменной, Т — множество ее значений (или термов), представляющих собой наименования нечетких переменных (множеств), областью определения каждой из которых является множество Х, G — синтаксическая процедура (в частности, формальная грамматика), описывающая процесс образования новых, осмысленных для данной задачи управления значений лингвистической переменной, исходя из её терм-множества, М — семантической процедурой, позволяющей превратить каждое новое значение лингвистической переменной, образуемое процедурой G, в нечеткую переменную, т. е. приписать ему некоторую семантику, путем формирования соответствующего нечеткого множества.

Как уже было сказано, значения термов Т являются нечеткими множествами.

Нечетким множеством А называется совокупность пар , где x – элемент универсального множества U; - функция принадлежности, ее значение - степень принадлежности элемента x нечеткому множеству A, она может принимать любые значения на отрезке [0,1]; U — так называемое универсальное множество, из элементов которого образованы все остальные множества, рассматриваемые в данном классе задач.

Пусть, например, U = {a,b,c,d,e}, A = {<a, 0>, <b, 0.1>, <c, 0.5>, <d, 0.9>, <e,1>}.

Будем говорить, что элемент a не принадлежит множеству A, элемент b принадлежит ему в малой степени, элемент c более или менее принадлежит, элемент d принадлежит в значительной степени, e является элементом множества.

В нашем случае β (наименование лингвистической переменной) = «организационная трудность».

Множество Т определено и конечно, количество его элементов равно количеству выявленных организационных трудностей и равно 4. Т = {проблема кадров, проблема времени, проблема техники, проблема технологии}, обозначим соответственно Т = {ОТ1, ОТ2, ОТ3, ОТ4}.

ОТ1проблема кадров – для проведения реинжиниринга необходим более квалифицированный персонал, необходимо дополнительное обучение сотрудников.

ОТ2проблема времени – для проведения реинжиниринга необходимо большое количество времени, или же реинжиниринг возможен в определенное время года и т.д..

ОТ3проблема техники – для проведения реинжиниринга необходимо новое дорогостоящее оборудование, и, соответственно персонал, умеющий с ним работать.

ОТ4проблема технологии – для проведения реинжиниринга необходимо применение другой технологии, или же разработка инновационной.

Множество Х также является определенным и конечным – это список выявленных ключевых бизнес-процессов. Х = { БПТ1, БПТ2,…, БПАТ3, БПАТ5, …, БПАТN, БПВТ1, БПВТ4, …, БПВТN}.

Например,

ОТ1 = {< БПТ1,0>, < БПТ2,0.2>, …< БПАТ5,0.9> }

ОТ2 = {< БПТ1,0,1>, < БПАТ3,0.15>…< БПВТN,1> }

ОТ4 = {< БПТ1,0.2>, < БПАТ3,0.3> < БПВТN,0.7> }

Построение функции принадлежности.

В данном алгоритме ранжирования бизнес-процессов, учитывая количество экспертов (один) целесообразно применить метод построения ф. п. (х) на основе количественного парного сравнения степеней принадлежности экспертом. Результатом опроса эксперта является матрица М = | mij | i, j= размерностью n x n, где n — число точек, в которых сравниваются значения функции. Число mij показывает, во сколько раз по мнению эксперта i) больше j). При этом число вопросов к эксперту составляет не n2, а лишь , так как по определению mij = 1 и, кроме того, mij = mji.

Значения ф. п. 1), 2), …, n) в точках х1 х2, ..., хn определяются на основе решения задачи

МФТ = vmaxФ, где Ф = [Ф1, Ф2, …, Фn] — вектор размерности n; vmax — максимальное собственное число матрицы М; Т — символ транспонирования. Поскольку матрица М положительная по построению, то решение задачи существует и является единственным. Окончательно получаем

, откуда следует, что

Вычисление степеней принадлежности на основе решения .задачи вытекает из следующих соотношений. Пусть М0 — матрица, составленная из отношений степеней принадлежности

Тогда очевидно, что М0Ф0T = nФ0Т. А поскольку М0 — неотрицательная матрица ранга 1, то ее максимальное число vmax = n, а вектор Ф0, составленный из i), ее собственный вектор. Матрица М является аппроксимацией матрицы М0, образующейся на основе ответов эксперта. Поэтому вектор степеней принадлежности Ф и вычисляется из представленного выражения, а величины mij принимают значения в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Значения mij

Смысл оценок mij

Значения mij

Смысл оценок mij

1

i) примерно равна j)

7

i) заметно больше j)

3

i) немного больше j)

9

i) намного больше j)

5

i) больше j)

2, 4, 6, 8

Промежуточные значения


Применительно к нашему алгоритму, элементами хi будут являться выявленные бизнес-процессы из множетсва Х = { БПТ1, БПТ2,…, БПАТ3, БПАТ5, …, БПАТN, БПВТ1, БПВТ4, …, БПВТN}. А функция принадлежности i) будет равна (БПi) для каждого из 4-ех множеств термов лингвистической переменной «организационная трудность».

После решения задачи, мы получим значения (БПi), и тогда термы (нечеткие множетсва) лингвистической переменной «организационная трудность» будут выглядеть следующим образом:

ОТ1 = {<БПТ1,0>, <БПВТ1,0.5>,…<БПАТ5, 1>}

ОТ2 = {<БПТ1,0,1>, <БПАТ3,0.15>,…<БПВТN,1>}

ОТ4 = {<БПТ1,0.2>, <БПАТ3, 0.3>,…<БПВТN, 0.7>}

Данные выражения интерпретируются следующим образом: например, реинжиниринг бизнес-процесса БПАТ5 будет очень сложным из-за того, что с ним «связана» организационная трудность ОТ1 – проблема кадров – функция принадлежности данного элемента множеству ОТ1 равна 1.


Литература:

  1. Зайченко Ю.П. Исследование операций: Нечеткая оптимизация: Учеб. пособие. - К.: - Выща шк., 1991. - 191с.

  2. Бьерн Андерсен. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: [Пер. с англ.]. – М.: Стандарты и качество, 2003. – 271 с.

  3. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов– М.: Финансы и статистика,1997.

Основные термины (генерируются автоматически): матрица М, организационная трудность, множество, переменная, проблема кадров, проведение, требование, функция принадлежности, элемент, ATN.


Похожие статьи

Матричная структура управления как основа системы...

Матричная структура— структура управления, в которой организационные элементы формируются на базе двух и более

-Дублирование управленческих решений (одновременное решение проблемы с разных сторон).

Высокие требования к квалификации кадров.

Формализация процедуры выбора оптимальной структуры...

Эти проблемы требуют использования современных схем многокритериальной оптимизации

Соотношение (3) называется функцией принадлежности нечеткого множества.

Входящие в (3) степени принадлежности элементов к нечетким множествам представляют собой числа в...

Идентификация и аутентификация пользователей для...

...организации хранения нечетких переменных и их функций принадлежности.

Это представление позволяет каждому элементу множества поставить в соответствие вектор

Каждый вектор значений признаков представим в виде матрицы , размерность которой , а...

Значение и роль руководителя в деятельности организации

В современных условиях одной из основных проблем в деятельности организаций в России

1) в российской традиции общественно–властных отношений преобладали требования

 нормативно-правовую базу, принципы и функции государственной и муниципальной службы

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике...

Факторный анализ в литературе трактуется как раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц...

Сравнительный анализ механистических и органических систем...

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает структуру организации, как закрепление трудовых функций и отношений. Организационные структуры будут рассмотрены как объект стратегических изменений.

Оптимизация системы контроля персонала на примере...

Контроль персонала, выступая общим элементом системы контроля в организации — необходимый механизм

Существует множество различных методов контроля, выбор

В ходе экспериментального внедрения в организации «Матрицы контрольных результатов»...

Методика и инструменты проведения изменений на...

В качестве инструментов использующихся для проведения глобальных изменений используются

Для определения таких областей проводится исследование сути проблемы различными

в преодолении трудностей, которые могут возникать в процессе перемен [6].

Динамические матричные структуры управления в строительном...

При матричной организации ОПСК (см. рис. 1) функции субъекта управления выполняет фирма-контрактор.

Серьезный недостаток матричной организации деятельности - ее сложность - порождает множество управленческих проблем.

Похожие статьи

Матричная структура управления как основа системы...

Матричная структура— структура управления, в которой организационные элементы формируются на базе двух и более

-Дублирование управленческих решений (одновременное решение проблемы с разных сторон).

Высокие требования к квалификации кадров.

Формализация процедуры выбора оптимальной структуры...

Эти проблемы требуют использования современных схем многокритериальной оптимизации

Соотношение (3) называется функцией принадлежности нечеткого множества.

Входящие в (3) степени принадлежности элементов к нечетким множествам представляют собой числа в...

Идентификация и аутентификация пользователей для...

...организации хранения нечетких переменных и их функций принадлежности.

Это представление позволяет каждому элементу множества поставить в соответствие вектор

Каждый вектор значений признаков представим в виде матрицы , размерность которой , а...

Значение и роль руководителя в деятельности организации

В современных условиях одной из основных проблем в деятельности организаций в России

1) в российской традиции общественно–властных отношений преобладали требования

 нормативно-правовую базу, принципы и функции государственной и муниципальной службы

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике...

Факторный анализ в литературе трактуется как раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц...

Сравнительный анализ механистических и органических систем...

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает структуру организации, как закрепление трудовых функций и отношений. Организационные структуры будут рассмотрены как объект стратегических изменений.

Оптимизация системы контроля персонала на примере...

Контроль персонала, выступая общим элементом системы контроля в организации — необходимый механизм

Существует множество различных методов контроля, выбор

В ходе экспериментального внедрения в организации «Матрицы контрольных результатов»...

Методика и инструменты проведения изменений на...

В качестве инструментов использующихся для проведения глобальных изменений используются

Для определения таких областей проводится исследование сути проблемы различными

в преодолении трудностей, которые могут возникать в процессе перемен [6].

Динамические матричные структуры управления в строительном...

При матричной организации ОПСК (см. рис. 1) функции субъекта управления выполняет фирма-контрактор.

Серьезный недостаток матричной организации деятельности - ее сложность - порождает множество управленческих проблем.

Задать вопрос