Связь социального поведения дошкольников средней и старшей группы ДОУ и эмоциональной привязанности к матери | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.10.2019

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Никульникова, И. В. Связь социального поведения дошкольников средней и старшей группы ДОУ и эмоциональной привязанности к матери / И. В. Никульникова, М. Н. Евсюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62959/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена изучению эмоциональной привязанности к матери дошкольников средней и старшей группы ДОО и влияние этой привязанности на социальное поведение. Обсуждаются вопросы социальной адаптации. Обращено внимание на раннюю профилактику возможных детских девиаций.

Актуальность темы исследования определяется изучением характера эмоционального взаимодействия в семье для формирования социально значимых качеств личности ребенка дошкольника и его социального поведения в дошкольной образовательной организации.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что начиная с середины восьмидесятых годов двадцатого столетия тема эмоционально-личностных отношений между матерью и ребенком интересовала многих ученых (О. В. Алмазова, Н. С. Гилева, D. А. С. Дубинина, Gold, и др.) однако, связь между эмоциональной привязанностью к матери и социальным поведением ребенка дошкольника остаются слабо изученными [1], [4], [5].

Это, прежде всего, касается вопросов формирования картины Мира и социальной адаптации детей. Формирование эмоциональных отношений с матерью внутренне сопряжен с формированием отношения ребенка к себе так как в детстве складываются имплицитные базисные убеждения.

А. С. Дубинина в исследовании уделяет внимание формированию эмпатии у ребенка [5].

Г. В. Бурменская отмечает, что эмоциональная привязанность к матери возникает у ребенка, если мать чутко реагирует на потребности и запросы ребенка [3, с.30].

Эмоциональная привязанность к матери формируется у ребенка в период до трех лет и связана со взаимоотношениями в семье, эмоционального благополучия в семье.

Определяющими особенностями дошкольного детства становится возрастные кризы, во время которых происходит расширение диапазона самосознания растущего ребенка. Психические новообразования дошкольного детства — это формирование наглядно-образного мышления, исследовательской деятельности, всех когнитивных процессов.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки зависит от оценивания ребенка взрослыми. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения. Исследователи в области дошкольной психологии единодушны относительно того, что для обеспечения нормального процесса личностного развития и социализации ребенка в ДОО является его позитивная связь с матерью.

Психологическая характеристика ненадежного типа привязанности матери и ребенка определяется Г. Я. Пилягиной и Е. В. Дубровской следующим образом: «…нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей» [6, с. 75].

Обзор литературы по обозначенной проблеме позволил сформулировать цель исследования — определение влияния эмоциональной привязанности к матери на социальное поведение дошкольников средней и старшей групп в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования — эмоциональная привязанность к матери, как психологическая основа формирования социального поведения дошкольников.

Методы иметодики исследования: проективные методики «Я и моя семья», «Я в лесу», «Человек под дождем», метод наблюдения во время сюжетно-ролевых игр.

Результаты исследования иих обсуждение.

В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 57» г. Воронеж и дошкольники средней группы МК ДОУ Воронцовский детский сад, Воронежская область.

Карта наблюдений за детьми во время сюжетно-ролевых игр для диагностики нарушений социальной адаптации и возможных девиаций состоит из трех отрезков: эмпатия; социальное взаимодействие; социальная адаптация.

Анализ эмпатии: две трети детей старшей группы и половина детей в средней группе проявляют сочувствие к вымышленным персонажам «ребенку», «маме», «папе», «бабушке», «больному в больнице», «щенку» и др. Эмпатийная включенность в проблемы значимых людей или животных говорит об успешном формировании эмоциональных отношений с родителями. Что касается одной трети детей старшей группы и половины детей их средней группы, то здесь просматривается возможная проблема в виде психологической деформации взаимоотношений в семье. В средней группе есть дети с незавершенной социальной адаптацией, они вообще не могут играть с другими детьми и склонны в девиации, выраженной в агрессивном поведении.

Анализ рисунков «Моя семья» показал, что в основном дети рисуют благоприятную семейную ситуацию, но эмоциональная близость с матерью определяется у половины детей обеих возрастных групп. Часто можно видеть барьеры между фигурой матери и ребенка — цветы, мебель, других членов семьи, что свидетельствует об отсутствии эмоциональной привязанности, или даже игнорирование матерью ребенка. Чувство неполноценности в семейной ситуации примерно у четверти детей. Выражается это в очень маленьких изображениях всех членов семьи, смещение рисунка вниз, рисование себя спиной к другим членам семьи и др. Такие рисунки прямо указывают на отсутствие эмоциональной близости с матерью. И если провести аналогию между личностным развитием ребенка и интерпретацией рисунка, то мы получаем взаимосвязь эмоциональной привязанности к матери и социального поведения дошкольников.

Проективная методика «Я в лесу» — это педагогическое занятие с использованием репродуктивного воображения. Ребенок должен представить, что он находится в лесу один, описать свои чувства, желания, ощущения и назвать, кого бы он позвал на помощь. Не все дети отвечают, что маму позовут. Единичные ответы вообще кажутся абсурдными, когда на помощь ребенок позовет соседскую бабушку или старшего брата, а не родителей, рядом с которыми он должен ощущать безопасность.

Проективная методика «Человек под дождем» позволяет осуществить диагностику межличностных отношений в семье, личностных резервов и особенностей защитных механизмов ребенка. В нашем случае, обращалось внимание только на то, рисует ли ребенок зонт. Зонт — символическое изображение психической и психологической защиты от неприятных воздействий и отображение связи с матерью и отцом. Купол зонта — материнское начало; ручка — отцовское начало. Анализ показал, что есть дети, сильно зависящие от матери, а есть дети, которые вообще не нарисовали зонт.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что привязанность как глубокая эмоциональная связь матери и ребенка обеспечивает защиту, определяет развитие личности ребенка и его социального поведения. Эмоциональная привязанность к матери становится глубинной структурой самосознания, через которую ребенок воспринимает себя и окружающий мир, обеспечивает качество социального взаимодействия с другими людьми. Поведенческие характеристики и стратегии поведения детей с эмоциональной привязанностью к обеим родителям соответствуют тенденциям конструктивного когнитивного компонента социальной адаптации.

Заключение: проведенное эмпирическое исследование позволило выявить достоверную связь между эмоциональной привязанностью подростка к матери и его социальным поведением. Дошкольники с эмоциональной привязанностью к матери социально адаптируемы и с позитивным отношением к себе. Маркером позитивных социальных поведенческих проявлений является высокий уровень социальных навыков.

Литература:

  1. Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сублингов// Дисс. канд. псих.наук. — М.: -2015, — 265 с.
  2. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст]: — М.: Академический проект, 2004. — 232с.
  3. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вопросы психоло-гии. 2002. № 2. С. 5–35.
  4. Гилева Н. С. Влияние эмоциональной привязанности ребенка к матери на становление самооценки старших дошкольников// Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2016, с. 134–136.
  5. Дубинина А. С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 4(58). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/7124 (дата обращения: 08.10.2019).
  6. Пилягина Г. Я. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте // Мистецтво лікування. — 2007. — № 6. — С. 71–79.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная привязанность, ребенок, мать, старшая группа, социальная адаптация, социальное поведение, половина детей, социальное поведение дошкольников, член семьи, дошкольная образовательная организация.


Похожие статьи

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

Социальная направленность работы дошкольного...

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Социально-педагогическая деятельность по формированию...

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников.

На все происходящее семья чутко реагирует изменениями в уровне жизни, в эмоциональной стабильности, особенно в воспитательной дееспособности.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной, посреднической

Первой социальной группой для ребёнка является его семья, которая

Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как

Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития

 овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении. Автор: Яударова Наталья Юрьевна.

В старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности происходит интенсивное развитие мотивации поведения, обеспечивающее в...

Система работы ДОО по развитию социальных навыков...

Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста

Для развития социальных навыков у детей воспитатели ДОО могут пользоваться

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных...

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях...

Таким образом, работа по организации социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения охватывает все структуры социального окружения ребенка и направлена на создание условий для максимально благополучного вхождения его в социум.

Похожие статьи

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

Социальная направленность работы дошкольного...

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.

Социально-педагогическая деятельность по формированию...

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников.

На все происходящее семья чутко реагирует изменениями в уровне жизни, в эмоциональной стабильности, особенно в воспитательной дееспособности.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной, посреднической

Первой социальной группой для ребёнка является его семья, которая

Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как

Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития

 овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении. Автор: Яударова Наталья Юрьевна.

В старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности происходит интенсивное развитие мотивации поведения, обеспечивающее в...

Система работы ДОО по развитию социальных навыков...

Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста

Для развития социальных навыков у детей воспитатели ДОО могут пользоваться

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных...

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях...

Таким образом, работа по организации социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения охватывает все структуры социального окружения ребенка и направлена на создание условий для максимально благополучного вхождения его в социум.

Задать вопрос