Актуальные проблемы в работе с семьей «особого» ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Ларкина, И. В. Актуальные проблемы в работе с семьей «особого» ребенка / И. В. Ларкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62574/ (дата обращения: 29.04.2024).



Гармоничная семья — оптимальная среда, в которой происходит развитие и первичная социализация ребенка. Э. Г. Эйдемиллер определяет нормально функционирующую семью, как семью, которая сознательно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Ожидание ребенка в семье, как правило, связанно с приятными эмоциями, планами, радостными ожиданиями. Известие о том, что малыш будет не совсем здоров, тяжело переживается каждой семьей.

Семьи, в которых родился «особый» ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.

Появление в семье ребенка с тяжелыми и множественными отклонениями в развитии (ТМНР), как правило, приводит семейную систему в состояние тяжелого стресса. Надежды и ожидания родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся неопределенными или рушатся, в результате чего изменяется весь ход жизнедеятельности семьи. Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум.

Если в семье ребенок рождается с заболеванием или инвалидностью:

– родители испытывают чувство дезориентации,

– ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития сразу оказывается вовлеченным в водоворот забот о его здоровье, становится центром вселенной, что увеличивает нагрузку и на родителей, и на него самого,

– появление ребенка с ТМНР в семье видоизменяет взаимоотношения супругов. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление такого ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними,

– при появлении малыша с ТМНР мать не так редко остается одна: отцы уходят из семьи, не выдерживают, друзья отдаляются, не понимая степени вовлеченности,

– нагрузка, напряжение, комплекс вины приводят к тому, что родители ребенка-инвалида отгораживаются от общества: зачастую нет ни времени, ни сил, ни желания. Выстраиваются своеобразные типы психологических защит — от отрицания наличия болезни до отказа от общества или «культа особого ребенка».

В связи с увеличением в последние десятилетия количества детей с ТМНР, большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка, но и работы с семьей, где он воспитывается.

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.

Универсального решения по помощи родителям нет. Но, пожалуй, основное, что нужно делать — это, не замыкаясь на семье и болезни, искать людей, которые уже проходили через этот опыт и их особые дети уже выросли, а также профессионалов, занимающихся с детьми с ТМНР. Это помогает и расширять горизонты, и освобождать родителей особых детей от комплекса («мы со всем справимся сами»). Любому ребенку в первую очередь нужны сильные, счастливые родители.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последнее время увеличивается число детей с проблемами в развитии, и, в особенности, со сложными (сочетанными) нарушениями (Т. А. Басилова, М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко) [2; 4].

А. М. Царев отмечает, что основным в клинической картине тяжелого и множественного нарушения является умственная отсталость.

При этом в разных сочетаниях выявляются:

– двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести);

– тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств);

– нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности);

– повышенная судорожная готовность (эписиндром);

– расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.);

– аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, социального поведения) [8].

Современными исследователями (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачевой, И. В. Рыженко, М. С. Карпенковой, И. В. Кардановой и др.) отмечается, что дети с ТМНР требуют постоянной, интенсивной поддержки, оказываемой постоянно. Без такой поддержки участие детей данной категории в социокультурной жизни общества, в интеграционных процессах, невозможно).

Основным средством поддержки детей с ТМНР считается специальная психолого-педагогическая помощь, которая комплексно осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей.

Как показывает практика, одной из основных форм работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с ТМНР является консультативное и образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось в основном на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на ее членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Современные исследования Т. М. Ратынской, А. В. Рязановой свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи не только ребенку-инвалиду, но и его родственникам.

Исследование семей, воспитывающих детей с ТМНР, показало, что родители при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

Так как не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание, то в этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может педагог, психолог или те родители, у которых ребенок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Именно поэтому родителям детей с ТМНР необходимо встречаться, чтобы иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более подходящее решение своей проблемы.

Существует достаточно много причин самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития «особого» ребёнка. Данная тенденция отрицательно сказывается на качестве жизни ребенка и его перспективах.

Требования, которые предъявляются в учреждении к ребенку, должны стать едиными и для семьи, лишь тогда они выступают в качестве главного условия эффективного воспитания и развития. При отсутствии включенности родителей это условие нарушается.

Проблема, обозначенная в проекте, состоит в низкой мотивации включенности родителей детей, находящихся в стационаре на 5-ти дневной форме пребывания в реализацию социально-реабилитационных программ.

Важно, чтобы родители стали не только равноправными, но и равно ответственными участниками социально-реабилитационного процесса развития их ребенка.

Я работаю воспитателем в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Формы пребывания детей в нашем центре следующие: дневная форма пребывания, пятидневная форма и постоянная форма пребывания, так называемый госдом, когда ребенок находится на постоянной основе в центре, но родители сохраняют свои права.

Работа с родителями началась с момента открытия учреждения и проводится до сих по следующим направлениям: информационно-просветительское (участие с родительских собраниях, супервизии, оформление информационных стендов, ведение группы в ватсап), консультативное (индивидуальные и групповые консультации по запросу родителей), психолого-педагогическое (взаимодействие родителей и специалистов по вопросам коррекционно-педагогического процесса посещение родителем занятий, досуговое (участие родителей в мероприятиях годового плана, выставках, межгрупповых мероприятиях, поездках.)

В юриспруденции есть такой принцип — добросовестности предпринимателя. Когда не стоит считать всех бизнесменов априори жуликами, а все же изначально предполагать, что они честные. Вот давайте и мы, кому судьбой дано здоровье, подобным образом делать первое предположение о наших собеседниках, которым со здоровьем повезло меньше. Не надо ставить никого ниже себя, никого жалеть, поскольку весьма вероятно, что в жалости собеседник вовсе не нуждается. А нуждается в обыкновенном человеческом общении, со спокойным уважением, по принципу отношений равного с равным. И даже если собеседник кажется несчастным — весьма вероятно, что причина тому банальная тоска по обычному человеческому общению.

Родители — это главный ресурс, который есть у ребенка.

Любому ребенку в первую очередь нужны сильные, счастливые родители. В случае ребенка-инвалида работает правило самолета: сначала надеть кислородную маску на себя, затем на ребенка.

Семьям, имеющих «особого» ребенка, несомненно, требуется существенная помощь, всемерная (как материальная, так и душевная) поддержка и внимание. Прежде всего, роль должна идти, на наш взгляд, о повышении психолого-педагогической культуры родителей, работа над которой должна быть непрерывной, последовательной и систематической. В эту работу входят разнообразные аспекты:

– просвещение по вопросам обучения и воспитания;

– методы психологической и педагогической помощи;

– консультирование родителей как в индивидуальном, так и групповом режиме;

– групповые и индивидуальные тренинги;

– организация общения родителей друг с другом;

– беседы со специалистами различного профиля;

– организация посещений семей на дому;

– публичные лекции и мн. др.

По нашему мнению, заслуживает внимания идея создания клуба родителей, актуальность которого в настоящее время слишком очевидна и не нуждается в доказательствах, тем более, что Э. Сеген в свое время обоснованно подчеркивал: «Кто мог бы проследить запаздывание … функций лучше, чем мать, если бы она своевременно получила совет компетентного специалиста».

Литература:

  1. «Исследование особенностей образовательного запроса родителей детей с особыми образовательными потребностями» Черных С. В.
  2. В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2018. С. 103–105.
  3. «Педагогическое просвещение как условие повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребёнка с синдромом Дауна» Скитская Л. В.
  4. В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2018. С. 119–123.
  5. «Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов» Ладыгина И. В.
  6. В сборнике: НАУКА И ПРАКТИКА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ сборник научных статей преподавателей, магистрантов, студентов Кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Уфа, 2018. С. 84–89.
  7. «Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его родителями» Медяник О. А., Молодой ученый. 2018. № 4 (190). С. 196–198.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, дневная форма пребывания, друг, проблема, работа, развитие, родитель детей, самый ребенок.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в

Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития».

- единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей; - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

На сегодняшний день развитие и воспитание ребенка в условиях детского дома признаны малоэффективными. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы...

Родители не сразу подключились к работе с детьми. Также как и дети, адаптировались к новым образовательным условиям, постигая содержание и формы работы, стиль общения с малышами. Во время игр, занятий родителям предлагалось помочь своему ребенку принять...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается.

ребенок, родитель, семья, проблема, отношение, конфликт...

ребенок, родитель, семья, инклюзивное образование, возможность, член семьи, развитие ребенка, Россия, интеллектуальное развитие

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы. Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Когда забирают ребенка из детского сада, самый часто задаваемый вопрос родителями: «Что ты сегодня ел?», а не «Что было сегодня интересного? Чем вы занимались?» и т. д. Часто родители не понимают самоценности периода дошкольного детства, и считают его только...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в

Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития».

- единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей; - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

На сегодняшний день развитие и воспитание ребенка в условиях детского дома признаны малоэффективными. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы...

Родители не сразу подключились к работе с детьми. Также как и дети, адаптировались к новым образовательным условиям, постигая содержание и формы работы, стиль общения с малышами. Во время игр, занятий родителям предлагалось помочь своему ребенку принять...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается.

ребенок, родитель, семья, проблема, отношение, конфликт...

ребенок, родитель, семья, инклюзивное образование, возможность, член семьи, развитие ребенка, Россия, интеллектуальное развитие

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы. Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Когда забирают ребенка из детского сада, самый часто задаваемый вопрос родителями: «Что ты сегодня ел?», а не «Что было сегодня интересного? Чем вы занимались?» и т. д. Часто родители не понимают самоценности периода дошкольного детства, и считают его только...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново...

Задать вопрос