Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Голубченко, А. И. Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики / А. И. Голубченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62564/ (дата обращения: 29.04.2024).



Интеллектуальное развитие человека особую актуальность приобретает в условиях перехода современного общества в информационную стадию развития. Интеллект (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.

Несмотря на то, что проблема формирования и развития интеллекта в младшем школьном детстве рассмотрена в научной литературе достаточно полно, мы полагаем, что исследований средств развития интеллекта у детей проведено недостаточно. В частности, на наш взгляд, необходимо уточнить проблему развития интеллекта младших школьников методами арт-педагогики.

Арт-педагогика — это инновационный метод, представляющий собой синтез педагогики и искусства. Диапазон использования арт-педагогики разнообразен и включает в себя и помощь в творческой самореализации, и поиск своего места в окружающем мире, и развитие осознанности себя как личности и многое другое.

Различные аспекты использования метода арт-педагогики в работе с детьми рассматривали в своих трудах такие ученые как О. С. Булатова, Р. А. Верховодова, В. Г. Колягина, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, М. К. Хащанская и пр.

При этом в отношении изучения использования методов арт-педагогики в процессе развития интеллекта детей в младшем школьном возрасте существует определенная нехватка научно-методической литературы, что и определило актуальность обращения к выбранной проблеме [2].

Арт-педагогика реализуется посредством следующих специальных технологий: игры и педагогической импровизации, под которой понимаются такие действия педагога, которые не были им заранее предусмотрены или запланированы, а возникли в результате сочетания внутренних и внешних факторов [1].

Ведущим методом в арт-педагогике следует считать проблемно-диалоговый метод. Этот метод направлен на стимулирование духовно-личностной сферы детей, их нравственное воспитание, закрепление этических и эстетических норм. Проблемно-диалоговый метод предполагает совместный поиск общего мнения и соотнесение отдельных позиций как альтернативу поочередному обмену информацией.

В рамках целенаправленной работы по интеллектуальному развитию младших школьников можно использовать следующие методы арт-педагогики: методы сказкотерапии; методы изотерапии; методы музыкотерапии; методы танцевально-двигательной терапии; методы драматизации; методы цветотерапии.

А теперь приведем пример, как в ходе практической деятельности можно развивать интеллект младших школьников средствами методов арт-педагогики.

За основу возьмем метод сказкотерапии. Для реализации метода сказкотерапии детям зачитывалась вслух сказка В. Ливанова «Самый, самый, самый». Педагог читает первую часть сказки, затем задает следующие вопросы: «Кто первым придумал избрать царя зверей? В чем заблуждался Лев, когда его выбрали царем? И что он при этом делал неправильно? Как могло случиться, что Лев сделал столько нехорошего, злого, вредного? Что случалось с животными, которые окружали Льва? Можно ли при помощи силы сделать что-то хорошее для тех, кто находится с тобой рядом? А вам, ребята, в жизни делали что-то хорошее силой? А как можно сделать так, чтобы человеку было хорошо и уютно в жизни?»

Далее детям предлагается задание: «нарисуйте, пожалуйста, Африку, Льва, джунгли». Затем педагог выразительно читает вторую часть сказки, используя игрушечного Львенка, а затем задает детям вопросы: «Почему маленькому Львенку не приходила в голову мысль о том, что он тоже Лев — царь зверей? Кто стал воспитателем маленького Львенка? Чему Шакал учил Львенка? Что он внушал ему? Чем Лев платил Шакалу за обучение Львенка? Что за экзамен устроил Лев Львенку? Кто был приглашен на этот экзамен? От чего старый Лев пришел в восторг? И как он наградил учителя Львенка (Шакала)? Кто в этом эпизоде сказки вам понравился и почему? Приходилось ли вам в жизни сдавать какой-нибудь экзамен и что вы при этом чувствовали?

После этого следует задание: «нарисуйте, пожалуйста, маленького Львенка, Шакала и все, что вам запомнилось из этого эпизода сказки».

В конце педагог просит ребят сесть в круг. Берет мяч, попеременно бросает его каждому из участников беседы, задавая при этом вопросы. Одновременно проводится сбор мнений по каждому вопросу, взаимно дополняющих друг друга: «О чем эта сказка? Почему все-таки Лев стал самым, самым, самым, самым? Чему мы можем научиться, прочитав эту сказку? Похожи ли отношения между людьми на отношения между животными в этой сказке? Если да, то в чем? Что нужно людям знать и делать для того, чтобы они понимали друг друга? Понравились ли вам наши занятия? Если да, то чем?» и идет интерактивное обсуждение.

Проведение подобных занятий позволит активизировать интеллектуальную, познавательную деятельность младших школьников, способствует развитию рассудительности. Таким образом можно заключить, что существует действенный способ развития интеллектуальных способностей младших школьников, а именно методы и приемы арт-педагогики.

Литература:

  1. Петрова, Е. Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе / Е. Ю. Петрова // Журнал практического психолога. — 2010. — № 10/11. — С. 207–225.
  2. Таранова, Е. В. Генезис артпедагогики в контексте современного отечественного социогуманитарного образования / Е. В. Таранова // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 7. –С. 203–208.
Основные термины (генерируются автоматически): Лев, маленький Львенок, друг друга, проблемно-диалоговый метод, ребенок, часть сказки.


Похожие статьи

Внедрение проектных задач для формирования диалогической...

Названия большинства проектных задач являлись проблемным вопросом, на который в ходе ее выполнения необходимо было ответить, например

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения... Развивающая цель: Обучение ведению диалога на основе ситуации общения.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Возможно поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых

Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды...

Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников...

Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя

В работе над диалогической речью происходит обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование.

(Братья пожимают друг другу руки.

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на

Именно этим обстоятельством технология диалогового обучения принципиально отличается от традиционного обучения, которое, как...

Особенности использования на уроке проблемно-диалогической...

Библиографическое описание: Емельянова И. А. Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

− Учить детей слушать друг друга; − Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Психологическая сказка как средство развития самосознания

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой

«Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые

Целями психологической сказки являются: раскрытие перед ребенком глубин его...

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми...

Не менее значимым методом сказкoтерапии в работе с детьми с интеллектуальной

При использовании сказкотерапии нужно пoмнить о том, что лучше этот метод использовать в

Игры и сказки, испoльзуемые на первом подготовительнoм этапе, носят, по бoльшей части...

План-конспект проблемно-диалогового занятия для детей...

Тип мероприятия: проблемно-диалоговое занятие. Используемые приёмы, методы, технологии обучения

Используемые формы познавательной деятельности детей: проблемная ситуация, ситуация общения, работа по схемам и картам.

Похожие статьи

Внедрение проектных задач для формирования диалогической...

Названия большинства проектных задач являлись проблемным вопросом, на который в ходе ее выполнения необходимо было ответить, например

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения... Развивающая цель: Обучение ведению диалога на основе ситуации общения.

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Возможно поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых

Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды...

Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников...

Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя

В работе над диалогической речью происходит обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование.

(Братья пожимают друг другу руки.

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на

Именно этим обстоятельством технология диалогового обучения принципиально отличается от традиционного обучения, которое, как...

Особенности использования на уроке проблемно-диалогической...

Библиографическое описание: Емельянова И. А. Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

− Учить детей слушать друг друга; − Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Психологическая сказка как средство развития самосознания

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой

«Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые

Целями психологической сказки являются: раскрытие перед ребенком глубин его...

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми...

Не менее значимым методом сказкoтерапии в работе с детьми с интеллектуальной

При использовании сказкотерапии нужно пoмнить о том, что лучше этот метод использовать в

Игры и сказки, испoльзуемые на первом подготовительнoм этапе, носят, по бoльшей части...

План-конспект проблемно-диалогового занятия для детей...

Тип мероприятия: проблемно-диалоговое занятие. Используемые приёмы, методы, технологии обучения

Используемые формы познавательной деятельности детей: проблемная ситуация, ситуация общения, работа по схемам и картам.

Задать вопрос