Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 1088 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Т. А. Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество / Т. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62472/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Ключевые слова: народные традиции, театрализованная деятельность, культура, традиции, игры, дети.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, многие из них, став всеобщим наследием человечества, чтутся и оберегаются. Понятие «традиции» вбирает в себя идейно — нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.

В настоящее время нарушаются традиции, рвутся нити, которые связывали старшее и младшее поколения, поэтому очень важно возродить преемственность поколений, сформировать у детей нравственные устои, патриотические настроения, сохранить связь с прошлым, поэтому нам, педагогам, необходимо проводить большую работу направлении приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что мудрость предков — зеркало для потомков.

Нравственные ценности, которые сейчас являются источником воспитания доброты у детей, формировались веками. Они представлены такими чертами культурного человека как гостеприимство, единство слова и дела, отзывчивость, взаимопомощь, справедливость, бережное отношение, скромность, приветливость, щедрость.

Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.

На наш взгляд, дети должны впитывать культуру своего народа через театрализованную деятельность, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через фантазирование, сочинительство, игру. Среди условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями выделяют соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

С этой целью в группе собрана подборка русских народных сказок, зона настольно — печатных и дидактических игр по сюжетам народных сказок, что способствует привитию интереса детей к театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, пальчиковый театр, театр на руке, теневой театр и настольный театр по сюжетам русских народных сказок. Дети испытывают любовь к инсценировкам сказок, их увлекает вымысел сказки, быстрая смена событий, приключенческий характер описываемых событий. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Педагогам необходимо стимулировать и поощрять желание ребенка познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Среди методов приобщения детей к русским народным традициям выделяем:

– театрализованную деятельность, тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;

– дидактические игры;

– вопросы поискового характера;

– игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);

– рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;

– чтение сказок, потешек, загадок, закличек и др.;

– индивидуальные беседы.

Подробнее хотелось бы остановиться на одном очень полюбившемся всем детям направлении работы. Детям очень интересно рассматривать внешний облик и слушать истории предметов, которые использовал человек в быту раньше, в давние времена. С этой целью проводятся игры-путешествия (например, в прошлое посуды, утюга, стиральной машины и прочих вещей). С огромным удовольствием дети рассматривают самовар, слушают рассказ о его назначении, а после разыгрывают фрагмент театральной постановки (например, «Вечер у самовара», «Истории дядюшки самовара», «Невероятное чаепитие»).

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения маленьких актеров, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей. С этой целью в процессе организации и проведения праздника мы не только показываем готовые, хорошо отрепетированные театральные постановки, но и включаем в сценарий игры-импровизации, постановки-импровизации, подвижные народные игры.

Особое место в народных праздниках занимает народный фольклор, который отражает различные виды музыкальной деятельности куда входит: слушание народной музыки, музыкально — фольклорные игры, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы), игра на музыкальных инструментах.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии как нигде сохранились в устном народном творчестве.

В процессе приобщения к национальным традициям большая роль отводится родителям. Работа с родителями ведется в направлении ознакомления их с традициями народных праздников и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.

С этой целью традиционно организуются такие формы работы с родителями, как беседы и консультации о роли театрализованной деятельности и фольклора в воспитании детей, о роли и видах подвижных игр на детских семейных праздниках.

Методы работы с родителями: беседы, анкетирование, круглый стол, мастер — классы, родительские собрания.

Совместное участие в театрализованных и творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.

Таким образом, результатами проведенной работы приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество являются:

– использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

– умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;

– знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

– осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);

– знание истории русского народного костюма, головных уборов;

– используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

– бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Литература:

  1. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн.– СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003–400 с.
  2. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — Минск: Нар. Асвета, 1976. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, игра, приобщение детей, ребенок, традиция, устное народное творчество, дошкольный возраст, народная культура, праздник, детский сад.


Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

В устном народном творчестве ребенок знакомиться с особенностями черт русского характера, узнает о добре, храбрости...

Фольклорные праздники как средство приобщения...

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным

Воспитанники детского сада участвовали в таких народных играх как перетягивание каната, бой

3. Театрализованная деятельность. Этот вид деятельности широко используется на...

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной...

Народная культура — предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни — от

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная...

Роль народных праздников в социализации старших...

Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника.

Праздники — это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок , детский сад, русская народная культура , приобщение детей , праздник, игра , устное народное творчество , народный

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам... Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской...

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Цель праздника: Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры. Задачи: ‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам; ‒ Воспитывать любовь к Родине; ‒ Развивать познавательный интерес к...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни

Совместные экскурсии в библиотеку. Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры.

Приобщение детей дошкольного возраста к народным...

Библиографическое описание: Асмаловская Т. И. Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

При приобщении детей к народной культуре широко использую игровую деятельность: народные подвижные, хороводные...

Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

В устном народном творчестве ребенок знакомиться с особенностями черт русского характера, узнает о добре, храбрости...

Фольклорные праздники как средство приобщения...

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным

Воспитанники детского сада участвовали в таких народных играх как перетягивание каната, бой

3. Театрализованная деятельность. Этот вид деятельности широко используется на...

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной...

Народная культура — предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни — от

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная...

Роль народных праздников в социализации старших...

Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника.

Праздники — это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок , детский сад, русская народная культура , приобщение детей , праздник, игра , устное народное творчество , народный

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам... Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской...

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Цель праздника: Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры. Задачи: ‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам; ‒ Воспитывать любовь к Родине; ‒ Развивать познавательный интерес к...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни

Совместные экскурсии в библиотеку. Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры.

Приобщение детей дошкольного возраста к народным...

Библиографическое описание: Асмаловская Т. И. Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

При приобщении детей к народной культуре широко использую игровую деятельность: народные подвижные, хороводные...

Задать вопрос