Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Павленко, С. В. Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности / С. В. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 155-156. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62396/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье показана важность творческого потенциала детей в соответствии с ФГОС. Даны аргументы в пользу использования для этого театрализованной деятельности, в частности — театрализованных игр.

Ключевые слова: творческие способности, творческое развитие, театрализованная деятельность.

Актуальность. На протяжении истории человечества творчество являлось своеобразным двигателем, который помогал людям перейти на новый этап. Поэтому творчески активные люди часто (хотя и не всегда) были в почёте. Именно их новые идеи показывали новые цели и преобразовывали действительность. И в наше время это не теряет актуальности. Ведь творчество применимо во всех областях человеческой деятельности. И каким бы одарённым не был человек, любые способности требуют развития, в том числе и творческие. Известно, что детство является наиболее продуктивным периодом в жизни человека, когда закладываются основы его будущей личности, развиваются данные от природы способности. Не является исключением и творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт направляет нас на создание благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала [1, п. 1.6]. В разделе Художественно-эстетическое развитие (п.2.6) среди поставленных задач указывается реализация самостоятельной творческой деятельности ребёнка в различных направлениях: изобразительного искусства, музыкального направления, конструктивно — модельного. В поисках эффективных методик по развитию креативности у детей нельзя забывать о театре, который включает в себя все эти направления творческой деятельности. Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое может способствовать развитию детской индивидуальности, раскрытию их способностей, творческой активности.

Анализ литературы. Рубинштейн С. Л. отводил проблеме способностей видное место, рассматривая проблемы задатков, развития способностей, взаимосвязи одаренности и личности, одаренности и психических функций, общей и специальной одаренности [2]. Теплов Б. М. выделил признаки, отражающие суть способностей человека [3, с.9].

Креативность, по мнению таких исследователей, как В. Н. Дружинина, Е. Л. Солдатовой и других, поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми периодами [4].

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Изложение основного материала. Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом. В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности.

Способность — это совокупность врождённых и приобретённых индивидуально — психологических свойств человека, являющихся субъективным условием успешного выполнения определённого вида деятельности [5, с. 112].

Творчество — это во — первых, деятельность человека, порождающая нечто новое, отличное от старого своей неповторимостью, оригинальностью и общественно — исторической уникальностью, а во-вторых, это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [5, с. 117].

Можно сказать, что творчество является необходимым условием развития личности.

Очевидно, что театрализованная деятельность помогает формировать у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать, способность к самовыражению, творческую активность.

Театрализованные игры, как составляющая театрализованной деятельности, дают большое поле деятельности для проявления и развития творческих способностей ребёнка. Они побуждают к творческой активности, которая проявляется в стимулировании фантазии у детей, импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, в стремлении детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты. Театрализованные игры помогают убрать скованность у детей, укрепляют их уверенность в себе, что в свою очередь, стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности.

Театрализованные игры можно подразделить на следующие группы: игры — драматизации и режиссёрские.

Игры-драматизации — это изображение и разыгрывание какого — либо сюжета (это пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; драматизация с использованием масок; импровизация).

Игра-драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Режиссёрские игры — это игры, где придумывание и разыгрывание сюжета происходит через роли, которые ребёнок предлагает игрушкам, чаще всего не включая себя в игровой сюжет, находясь вне разыгрываемой ситуации. Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему нужно мобилизовать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться дальше [6]. Но в старшем дошкольном возрасте она уже может быть включена в совместную деятельность детей, где роль «игрушек» выполняют другие дети.

При этом необходимо избегать некоторых ошибок, дабы не уйти от цели развить творческий потенциал детей. Перечислим эти ошибки. Во-первых, смещение цел. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Это лишает детей проявлению индивидуальности, раскрытию их творческого потенциала, лишает их свободы действий, что в свою очередь развивает память, речь детей, но смещает с цели развития творческих способностей детей. Вторая ошибка заключается в противоположном: полном невмешательстве взрослых, кроме подготовки атрибутов (причём одних и тех же на протяжении нескольких лет), что также не способствует развитию творческой активности детей [6, с.1].

Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.

Таким образом, театрализованная деятельность и, в частности, театрализованные игры, — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf %20(1).pdf
  2. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему способностей и одаренности / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/1037944/149/Shadrikov_-_Ot_individa_k_individualnosti.html
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий/ [Электронный ресурс] М, 1961, с. 9–20 Режим доступа: https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html
  4. Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов / Изучение творческих способностей в психологии / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://studbooks.net/1616325/psihologiya/izuchenie_tvorcheskih_sposobnostey_psihologii
  5. Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединогва Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
  6. Акулова О. Театрализованные игры / Дошкольное воспитание, 2005, № 4, с. 24.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, творческая активность, игра, способность, вид деятельности, развитие, развитие способностей, творческий потенциал, творческий потенциал детей.


Похожие статьи

Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного...

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Целью проекта «Сказка в гости к нам спешит» было: развитие творческих способностей

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений...

Творческое развитие дошкольников в процессе...

Одно из них — это развитие творческих способностей у детей, которые являются одним из компонентов общей структуры личности. Творческое развитие способствует развитию ребёнка в целом. И наш взгляд, именно театральная деятельность является уникальным...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей ребёнка принадлежит также и

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются

Методические рекомендации по развитию творческих...

Новизна заключается в исследовании творческих способностей детей 4 года жизни через театрализованную деятельность и

Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театра начиная уже с 4 лет является актуальным направлением...

Театрализованная деятельность как средство развития...

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Ведь ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей...

Развитие творческих способностей детей дошкольного...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она

Такой вид деятельности стимулирует познавательную активность детей, развивает их творческие способности, формирует ценностные установки.

Педагогические основы развития творческой активности детей...

Развитие творческой активности у детей — сложный и длительный процесс, дети получают

Творческая деятельность — это индивидуальные особенности качества человека, которые

Развитие творческих способностей детей посредством... ребенок, театрализованная...

Театр теней как средство развития творческих способностей...

Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.

Похожие статьи

Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного...

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Целью проекта «Сказка в гости к нам спешит» было: развитие творческих способностей

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений...

Творческое развитие дошкольников в процессе...

Одно из них — это развитие творческих способностей у детей, которые являются одним из компонентов общей структуры личности. Творческое развитие способствует развитию ребёнка в целом. И наш взгляд, именно театральная деятельность является уникальным...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей ребёнка принадлежит также и

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются

Методические рекомендации по развитию творческих...

Новизна заключается в исследовании творческих способностей детей 4 года жизни через театрализованную деятельность и

Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театра начиная уже с 4 лет является актуальным направлением...

Театрализованная деятельность как средство развития...

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Ведь ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей...

Развитие творческих способностей детей дошкольного...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она

Такой вид деятельности стимулирует познавательную активность детей, развивает их творческие способности, формирует ценностные установки.

Педагогические основы развития творческой активности детей...

Развитие творческой активности у детей — сложный и длительный процесс, дети получают

Творческая деятельность — это индивидуальные особенности качества человека, которые

Развитие творческих способностей детей посредством... ребенок, театрализованная...

Театр теней как средство развития творческих способностей...

Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.

Задать вопрос