Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права в работе «Два трактата о правлении» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 31.08.2019

Статья просмотрена: 5766 раз

Библиографическое описание:

Хорьков, С. А. Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права в работе «Два трактата о правлении» / С. А. Хорьков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62210/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассматривается взгляд Джона Локка на происхождение государства.

Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, свобода.

Монументальный труд Джона Локка «Два трактата о правлении» состоит из двух книг. В первой книге читателю преподносится обоснованная критика английского политического писателя, отстаивавшего патриархальную идею, направленную против доктрин, основанных на согласии Роберта Филмера, а в частности его труда «О патриархе». Конечно, грамотно составленная, аргументированная критика Джона Локка заслуживает внимания, но большее внимание я буду уделять второй книге, в которой я попытаюсь найти ответы.

Автор понимает сущность «естественного состояния», которое свойственно всем людям до создания государства, как «состояние полной свободы». Свободы, которая распространяется на действия, на право распоряжения своей собственностью и личностью в соответствии с тем, что сами люди считают необходимым для себя в рамках закона природы. Свободы, которая не должна зависеть от воли других лиц, а только от воли самой личности.

Не следует понимать «состояние свободы» как «состояние своеволия», человек не имеет свободу уничтожить самого себя или любое существо в его владениях, кроме тех случаев, когда это требуется для более рационального использования, чем простое сохранение. Люди должны следовать «природным законам», которые обязательны для всех. Их суть состоит в том, что люди созданы одним всемогущим творцом и являются его слугами и собственностью, а значит и существовать они должны до того времени, пока ему это угодно. Также, каждый обязан сохранять остальных людей, и не может лишать их жизни, кроме как осуществляя правосудие.

Поскольку все люди в естественном состоянии, по мнению Джона Локка, являются свободными, то никто не может быть лишен даже части естественной свободы и подчинен политической власти другого человека без своего собственного согласия, которое было принято без давления со стороны других лиц. Поэтому в труде «Два трактата о правлении» четко прослеживается мысль Джона Локка о том, что объединение в единое общество может состояться только на основании соглашения всех вступающих в него членов. Такое объединение предоставляет людям гарантии свободы, мира, благополучия и безопасности, чего лишены те, кто находятся вне общества. Соглашение может заключить любое число людей, так как это все равно не изменит естественного состояния остальных людей и не ограничит их свободу. Отправной точкой существования единого политического организма служит тот момент, когда некоторое количество люди пришло к согласию о необходимости создания общества или государства

Добровольно образовывая государство, люди обращаются только к собственному разуму, они максимально четко определяют объем полномочий, который каждый вступающий в общественный договор человек должен делегировать государству. Однако не стоит говорить о том, что индивид отказывается от львиной доли естественных прав и свобод в пользу государства. Право человека на жизнь, свободу, владение и распоряжение собственным имуществом, равенство всех членов государства, не при каких обстоятельствах не может быть подвергнуто отчуждению в пользу государства или иных лиц. Именно эти права являются теми невидимыми границами действия государства и власти, нарушение этих границ приведет к аннулированию договора и распаду государства.

В таком обществе право принимать решения и действовать за остальных имеет большинство, именно оно играет роль управления всем политическим механизмом. Таким образом, при образовании единого, целостного общества каждый человек берет на себя обязательство подчинятся решениям большинства. Если такое обязательство не будет принято, то состояние человека в обществе ничем не будет отличаться от естественного состояния, а договор о создании общества утратит силу.

Необходимость принятия каждым человеком решения большинства как действие целого обуславливается тем, что ничто больше, кроме согласия абсолютно всех членов общества, не может иметь силу целого. Однако и вариант с согласием всех членов общества без исключения видится сомнительным, поскольку добиться такого согласия очень сложно, если вообще возможно. Всегда найдется человек, который будет не согласен с мнением других, это обуславливается противоположностью интересов и разнообразием мнений. Следовательно, основанный на таком принципе союз, будет весьма недолговечен.

Поэтому каждый человек, вступая в сообщество, соглашается следовать решениям большинства или какого-либо числа, превышающего простое большинство. Все это совершается на основании одного лишь согласия на объединение в единое политическое общество, что мы и называем договором, необходимым для образования государства. Именно согласие людей, которые способны составить большинство, на вступление в политическое общество, служит отправной точкой существования данного общества. По мнению Джона Локка только такое согласие могло дать начало всякому законному правлению на Земле.

Литература:

  1. Заиченко Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко. — М.: Мысль, 1988. — 208с.
  2. Кузьмин Г. С. Общественный договор как фундаментальный политический механизм регулирования конфликтов // Власть. — 2014. — № 7. — С. 92–96.
  3. Лейст О. Э. История политических и правовых учений: учебник / О. Э. Лейст. — М.: Юридическая литература, 1997. — 250 c.
Основные термины (генерируются автоматически): естественное состояние, Локк, польза государства, решение большинства, свобода, согласие, член общества.


Похожие статьи

Общественный договор как основа политической концепции...

Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми.

Реализация главной цели политического сообщества, обеспечение свободы и соблюдения законности, по мнению Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между...

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале...

Характеризуя догосударственное состояние человека как естественное, Джон Локк связывал его с разумной природой человека. Естественный закон, даруемый природой, дает человеку возможность сохранить свою жизнь и свободу, избегать причинения вреда другим людям.

Тип социальности, государство и право | Статья в журнале...

Представления о «естественном состоянии» общества как «войне всех против всех» не

Понятие «свободы» в традиционном обществе уравновешено множеством запретов, в

Локк так и объяснил суть государства: «Главная и основная цель, ради которой люди...

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности...

Право каждого на свободу и личную неприкосновенность гарантировано как на национальном, так и международном уровне. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание...

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

И это неудивительно, ведь такая заинтересованность к исследованию этого феномена вызвана теми положительными моментами, которые происходят сейчас в обществе — это, прежде всего, постепенная легитимация религии и её позитивное влияние на общественное сознание.

Проблема теории и практики обеспечения права и закона...

Решение суда является обязательным, а исполнение решения возлагается на государство, а не

Большинство европейских государств имеют в своей основе позитивное право.

Теперь согласие на стерилизации включена в родительские права, которая должна быть произведена...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Под гражданским обществом понимается состояние социальной сферы государства, при котором созданы все возможности для соблюдения и исполнение субъективных прав и обязанностей, развития правосознания и правовой активности граждан, а также в политике.

К вопросу об основах философии права | Статья в журнале...

Естественное право представляет собой сумму требований, в своей исходной основе рожденных без какого-либо людского участия естественным ходом вещей, самой «природой», натуральной жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности.

Взгляды на проблему культуры управления обществом...

Культура управления обществом прошла многовековую историю своего становления и развития. Историко-философские подходы на различных исторических этапах отображают особенности формирования взглядов и представлений о ее содержании...

Похожие статьи

Общественный договор как основа политической концепции...

Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми.

Реализация главной цели политического сообщества, обеспечение свободы и соблюдения законности, по мнению Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между...

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале...

Характеризуя догосударственное состояние человека как естественное, Джон Локк связывал его с разумной природой человека. Естественный закон, даруемый природой, дает человеку возможность сохранить свою жизнь и свободу, избегать причинения вреда другим людям.

Тип социальности, государство и право | Статья в журнале...

Представления о «естественном состоянии» общества как «войне всех против всех» не

Понятие «свободы» в традиционном обществе уравновешено множеством запретов, в

Локк так и объяснил суть государства: «Главная и основная цель, ради которой люди...

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности...

Право каждого на свободу и личную неприкосновенность гарантировано как на национальном, так и международном уровне. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание...

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

И это неудивительно, ведь такая заинтересованность к исследованию этого феномена вызвана теми положительными моментами, которые происходят сейчас в обществе — это, прежде всего, постепенная легитимация религии и её позитивное влияние на общественное сознание.

Проблема теории и практики обеспечения права и закона...

Решение суда является обязательным, а исполнение решения возлагается на государство, а не

Большинство европейских государств имеют в своей основе позитивное право.

Теперь согласие на стерилизации включена в родительские права, которая должна быть произведена...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Под гражданским обществом понимается состояние социальной сферы государства, при котором созданы все возможности для соблюдения и исполнение субъективных прав и обязанностей, развития правосознания и правовой активности граждан, а также в политике.

К вопросу об основах философии права | Статья в журнале...

Естественное право представляет собой сумму требований, в своей исходной основе рожденных без какого-либо людского участия естественным ходом вещей, самой «природой», натуральной жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности.

Взгляды на проблему культуры управления обществом...

Культура управления обществом прошла многовековую историю своего становления и развития. Историко-философские подходы на различных исторических этапах отображают особенности формирования взглядов и представлений о ее содержании...

Задать вопрос