Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 29.08.2019

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Сапронова, Г. Г. Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников / Г. Г. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62159/ (дата обращения: 04.05.2024).



Программа «Мы — Черноморцы» в МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Туапсе и Туапсинского района.

Целью программы является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного города и района.

Задачи программы:

  1. Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;
  2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города и края. Подвести детей к пониманию того, что история Черного моря неразрывно связана с историей России.
  3. Расширить представления детей о мире Черного моря: история, обитатели моря, рекреационные возможности моря, жизнь людей, связанная с Черным морем.
  4. Формировать общие представления о своеобразии природы Туапсинского района, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное и бережное отношения к ней.
  5. Формировать краеведческие знания детей о достопримечательностях города Туапсе и Туапсинского района.

Принципы программы:

  1. Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников
  2. Погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от знакомства с морем, как объектом отдыха до понимания того, что море это кормилец, объект природы, без которого люди не смогут существовать и который нужно беречь и охранять.
  3. Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности:
  4. Виртуальные экскурсии и занятия, направленные на обогащение знаний детей о Черном море и инфраструктуре приморских городов. Виртуальные экскурсионные объекты — презентации, дающие возможность раскрыть детям богатейший мир Черного моря, показать славную историю Черноморского флота, активизировать знания детей о профессиях людей, связанных с Черным морем.
  5. Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов
  6. Мини — музеи: «Мой Туапсе на Черном море»
  7. Знакомство детей с интересными людьми нашего города: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, кадетами из ближайшей школы, людьми морских профессий

Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители — это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта (2)

Взаимодействие с семьями воспитанников:

− Организация совместных выставок: «Мы живем на Черном море», «Моя семья и море» и др.

− Оформление групповых помещений.

− Благоустройство ДОУ.

− Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

− Совместные природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Программа предусматривает мониторинг знаний детей старшего дошкольного возраста о Черном море и родном городе.

Для проведения мониторинга усвоение программы «Мы — Черноморцы» используются материалы диагностики авторов Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной «Ценностно-смысловое развитие дошкольников»(3).

В диагностике определены следующие показатели сформированности ценностно-смыслового отношения к истории и культуре родного края:

  1. Заинтересованность дошкольников в познании ценностей к истории и культуры родного города, открытию личностных смыслов.
  2. Наличие у детей интереса и способности к эмоциональному переживанию общению с различными видами искусства родного города: литературой живописью, скульптурой, музыкой архитектуры, способности к эмоциональному переживанию, её субъективной и общественной ценности.
  3. Социокультурный как опыт жизнедеятельности ребёнка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания ценности истории и культуры родного города, в различных видах деятельности.

В результате реализации программы у детей появился стойкий интерес к истории возникновения города, его достопримечательностям, природным богатствам, социально-экономической значимости, символике родного края, к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Литература:

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» — М.АРКТИ, 2003–184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005–205с.
  3. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Ценностно-смысловое развитие дошкольников»
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Черный мор, Туапсинский район, ребенок, родной край, Черное море, эмоциональное переживание.


Похожие статьи

«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви. Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Это — синее море, что Чёрным зовётся! Р: Это — город родной, где счастливо живётся! Р: Это — скверы, фонтаны, аллеи и парки

Вед: Туапсинский район Краснодарского края — самое сердце побережья, край чистого горного воздуха, ласкового синего моря и радующей...

Гордость земли Валуйской | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный. ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

По Черноморскому побережью | Статья в журнале «Юный ученый»

Краснодарский край — один из самых красивых районов России. Трудно найти другой край с таким разнообразием богатых природных условий. Край омывается двумя морями: Азовским и Черным. В темных ущельях, среди дремучих лесов шумят бурные потоки рек.

Воспитываем гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

дошкольный возраст, детский сад, родной край, ребенок, чувство сопричастности, патриотическое воспитание детей, патриотическое воспитание, родной дом...

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его

Особый интерес у детей и наибольший эмоциональный отклик вызвали экскурсии в музей

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Северодвинск, город, дом...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Работа по знакомству детей с родным городом должна вестись кропотливо, планомерно и систематически, последовательно усложняясь с возрастом ребенка, органично входить в разные виды детской деятельности, логично и естественно связанные друг с другом.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Продукты детско-родительских проектов: «Мой район», «Мой город», «Мой край», «Черное море мое» и др., макеты микрорайона Макаренко, Железнодорожного вокзала, парков «Дендрарий» и «Ривьера» [3-7]. Уголок безопасности «МЧС» напоминает детям о правилах...

Похожие статьи

«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви. Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Это — синее море, что Чёрным зовётся! Р: Это — город родной, где счастливо живётся! Р: Это — скверы, фонтаны, аллеи и парки

Вед: Туапсинский район Краснодарского края — самое сердце побережья, край чистого горного воздуха, ласкового синего моря и радующей...

Гордость земли Валуйской | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный. ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

По Черноморскому побережью | Статья в журнале «Юный ученый»

Краснодарский край — один из самых красивых районов России. Трудно найти другой край с таким разнообразием богатых природных условий. Край омывается двумя морями: Азовским и Черным. В темных ущельях, среди дремучих лесов шумят бурные потоки рек.

Воспитываем гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

дошкольный возраст, детский сад, родной край, ребенок, чувство сопричастности, патриотическое воспитание детей, патриотическое воспитание, родной дом...

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его

Особый интерес у детей и наибольший эмоциональный отклик вызвали экскурсии в музей

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Северодвинск, город, дом...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Работа по знакомству детей с родным городом должна вестись кропотливо, планомерно и систематически, последовательно усложняясь с возрастом ребенка, органично входить в разные виды детской деятельности, логично и естественно связанные друг с другом.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Продукты детско-родительских проектов: «Мой район», «Мой город», «Мой край», «Черное море мое» и др., макеты микрорайона Макаренко, Железнодорожного вокзала, парков «Дендрарий» и «Ривьера» [3-7]. Уголок безопасности «МЧС» напоминает детям о правилах...

Задать вопрос