Критерии отбора методов и средств обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 19.08.2019

Статья просмотрена: 2605 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Критерии отбора методов и средств обучения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62026/ (дата обращения: 26.04.2024).



В представленной ниже работе будет раскрыта сущность методов и средств обучения, рассмотрены основные классификации методов и средств обучения, а также обоснованы критерии выбора педагогом тех или иных методов и средств обучения.

Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, классификации, критерии отбора.

Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения.

Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя — создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения.

Рассмотрим понятия «метод» и «средства обучения»

Метод обучения (от греч. methodos — путь продвижения к истине) — упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение определенной дидактической цели.

Под методами обучения принято понимать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В первом случае — это преподавание, во втором — учение. При этом способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся находятся в тесной взаимосвязи.

Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

В педагогике методы обучения реализуются с помощью средств обучения. На сегодняшний день отсутствует однозначное определение средств обучения. В это понятие входит все то, что учитель использует на уроке.

Под средствами обучения понимаются разнообразные учебные материалы и орудия, с помощью которых достигается цель обучения. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.

Средства обучения выполняют определенные функции:

а) познавательная функция, которая состоит в том, что средства обучения обеспечивают непосредственное познание окружающей действительности;

б) формирующая функция, которая состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю;

в) дидактическая функция, которая заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность.

Методы и средства — сложные, многомерные, многокачественные. В связи с этим различные методы и средства группируют в системы, которые принято называть классификациями. В основу классификации положен один или несколько признаков.

Классификаций методов много. Наиболее часто используемыми в школе являются следующие классификации:

  1. Классификация методов по источнику получения знаний (Н. М. Верзилин, И. Т. Огородников);
  2. Классификация методов, предложенная Ю. К. Бабанским;
  3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Ларнер, М. Н. Скаткин);
  4. Классификация методов по дидактическим целям (Г. И. Щукина, И, Т. Огородников);
  5. Классификация методов по назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям:

1. Средства обучения по своему составу могут быть материальными и идеальными.

К материальным средствам обучения относятся предметы, взятые из самой действительности (учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, помещение, оборудование, расписание занятий и т. д.)

Идеальные средства обучения — это средства, которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. К ним относится: речь, письмо, схемы, условные знаки, чертежи и др.

2. Средства обучения по субъекту деятельности можно разделить на средства преподавания и средства учения.

3. По характеру воздействия на учащихся средства делятся на:

− визуальные (карты, макеты, диаграммы, схемы и т. д.);

− аудиальные (радио, музыкальный центр);

− аудиовизуальные (телевидение, кинофильмы, ИКТ- презентация).

4. Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева:

− природные: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины и т. д.);

− объемные (геометрические фигуры);

− изобразительные (фотографии, кадры телефильмов и т. д.);

− графические (схемы, чертежи, таблицы);

− символические (глобус, географические карты);

− звуковые (магнитофонная запись);

− мультимедиа, базирующаяся на компьютере.

Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к ухудшению учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся, должен прийти к правильному решению.

То есть выбирать надо методы и средства, лучше всего учитывающие особенности содержания материала, возможности учеников, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения.

Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что метод обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала. И все классификации методов имеют определенное основание и позволяют с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения, которые являются источником получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения в науке нет, их можно классифицировать по различным признакам.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2005. — 248 с.
  2. Голант Е. Я. Методы обучения в современной школе / Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2007. — 256 с.
  3. В. А. Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-567 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, классификация методов, метод обучения, учебный материал, Дмитриев, источник получения знаний, познавательная деятельность, средство, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Средства обучения — это различные объекты, используемые

1. Функции средств обучения: Познавательная функция состоит в том, что средства

Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку...

Классификация методов обучения | Статья в журнале...

В статье описывается проблема классификации методов обучения. Ключевые слова: словесные методы, наглядные методы

Распространенной является классификация методов обучения с источниками получения знаний. В соответствии с таким подходом...

Классификация методов обучения в современной...

В современной дидактике классификации методов обучения строится на основе учета

Процесс обучения этим методом базируется на создании проблемной ситуации

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга...

Классификация методов активного обучения применительно...

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, поскольку происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства...

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их

Методы обучения — это способы, применяемые при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при

Чаще всего методы классифицируют по источнику получения знаний.

Применение активных методов обучения как одно из средств...

Выбирая метод обучения, преподаватель учитывает время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности студента. Но необходимо помнить, что обучение - это не только...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный...

Современные технические средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный...

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Использование наглядных средств обучения способствует не только эффективному

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод

В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями...

Использование дидактических методов активизации...

Классификация дидактических методов по характеру деятельности обучаемых (П

Репродуктивные методы активизации познавательной деятельности определяются как

Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство...

Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Средства обучения — это различные объекты, используемые

1. Функции средств обучения: Познавательная функция состоит в том, что средства

Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку...

Классификация методов обучения | Статья в журнале...

В статье описывается проблема классификации методов обучения. Ключевые слова: словесные методы, наглядные методы

Распространенной является классификация методов обучения с источниками получения знаний. В соответствии с таким подходом...

Классификация методов обучения в современной...

В современной дидактике классификации методов обучения строится на основе учета

Процесс обучения этим методом базируется на создании проблемной ситуации

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга...

Классификация методов активного обучения применительно...

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, поскольку происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства...

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их

Методы обучения — это способы, применяемые при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при

Чаще всего методы классифицируют по источнику получения знаний.

Применение активных методов обучения как одно из средств...

Выбирая метод обучения, преподаватель учитывает время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности студента. Но необходимо помнить, что обучение - это не только...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный...

Современные технические средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный...

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Использование наглядных средств обучения способствует не только эффективному

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод

В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями...

Использование дидактических методов активизации...

Классификация дидактических методов по характеру деятельности обучаемых (П

Репродуктивные методы активизации познавательной деятельности определяются как

Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство...

Задать вопрос