Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 1573 раза

Библиографическое описание:

Мирзантова, А. А. Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей / А. А. Мирзантова, З. З. Хажбиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61917/ (дата обращения: 28.04.2024).



Проведено анкетирование среди студентов второго курса и преподавателей медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, в целях оценки степени нарушения и развития памяти у представителей этих категорий. По результатам опроса было выявлено, что показатели памяти студентов(63 %) значительно хуже относительно уровня показателей памяти преподавателей (76 %). Также было установлено, что женский пол (57 %) более склонен к снижению памяти, по сравнению с мужским полом (80 %).

Ключевые слова: Кабардино-Балкарский государственный университет, Общая психология, медицинский факультет, плохая память, хорошая память, преподаватель, студент, молодое поколение, удовлетворительная память, хроническая усталость, KBSU, улучшение памяти, ухудшение памяти, критерий, память, пол, сравнение.

Введение. Память — это удивительное свойство человеческого сознания, процесс, благодаря которому осуществляется накапливание, хранение и использование материала [1]. Актуальность данного вопроса заключается в том, что проблемы, связанные с нарушением памяти, усвоением и хранением информации характерны для многих людей, вне зависимости от возраста, пола и статуса. До одной трети населения когда-либо испытывали существенное недовольство своей памятью. Именно на студенческий возраст приходится пик развития познавательных процессов и молодые люди активно усваивают большой объём информации [2]. Однако, весьма нередки случаи ухудшения памяти среди молодого поколения, чему причиной могут послужить: хроническая усталость, бессонница, игнорирование постулатов здорового образа жизни, вредные привычки, авитaминоз, злоупотребление антидепрессантами, различные патологии головного мозга. В зависимости от наличия того или иного критерия, ухудшение памяти может сопровождаться отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, субфебрильной температурой и тому подобным [3].

Целью исследовательской работы является оценка памяти студентов, по сравнению с памятью преподавателей, разработка рекомендаций для тренировки и улучшения памяти.

В соответствии сцелью исследования, решались следующие задачи:

  1. Изучить сопутствующую литературу, описывающую различные виды памяти.
  2. Провести анкетирование среди студентов 2 курса медицинского факультета и преподавателей.
  3. По результатам исследования сделать выводы с последующими рекомендациями.

Материалом исследования явились результаты онлайн-тестирования по методике известного врача, академика Ольги Алексеевны Бутаковой, в котором приняли участие 150 студентов 2 курса в возрасте от 18 до 25 лет по специальности «Лечебное дело», и 40 преподаватели от 23 до 67 лет медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета.

Методы исследования:

– Анкетный опросник, специально разработанный по методике Ольги Алексеевны Бутаковой для комплексной оценки состояния памяти человека.

– Онлайн тестирование в целях точного исследования сопутствующих симптомов и жалоб.

– Статистическая обработка данных проводилась с применением программы MicrosoftExcel. Рассчитывались экстенсивные и интенсивные показатели.

Результаты исследования

Анализ результатов тестирования показал, что распространенность ухудшения памяти весьма высока, как в жизни студента, так и в жизни преподавателя. Из 190 опрошенных людей, 150 из которых студенты и 40 преподаватели, было выявлено, что у студентов память по сравнению с преподавателями значительно хуже. Из 150 студентов хорошая память была выявлена у 95 чел. (63 %), удовлетворительная память у 48 чел. (32 %), плохая память у 7 чел.(5 %). Среди 40 преподавателей хорошая память у 31 чел. (76 %) и удовлетворительная память у 9 чел. (24 %), плохой памяти не наблюдалось.

Рис. 1. Сравнительная характеристика состояния памяти студентов и преподавателей

Рис. 2. Оценка состояний памяти среди женского и мужского пола

В связи с этим также было выяснено, что женский пол больше склонен к плохой памяти по сравнению с мужским [критерий Стьюдента 2,3].

У респондентов студентов чаще возникали трудности с тем, чтобы вспомнить название той или иной улицы у 79 чел. (49 %). Также у 83 чел. (51 %) бывало, что пропускали любимую телепередачу из-за того, что попросту забывали о ней, с тем, чтоуслышав звук, долго не могли понять, что он напоминает 83 чел. (51 %). Самое большое же количество людей, придя в магазин, иногда забывали купить что-то из запланированного95 чел.(59 %), могли пропустить важную памятную дату 89 чел. (55 %) и часто было тяжело пересказать содержание прочитанного текста, не упустив важных деталей 80 чел(49.4 %).

Отсюда следует, что проблема ухудшения памяти может иметь место в жизни любого обыденного человека. Однако, именно в последнее время увеличилось количество молодых людей, жалующихся на ухудшения способности к запоминанию. Это может быть связано с различными факторами, среди которых переутомление и серьезные патологии [4.5]. Чаще всего проблема связана с стрессами, депрессиями, беспокойством; недосыпанием, хронической усталостью; вредными привычками; недостатком витаминов; недостатком кислорода и также информационной перегрузкой.

Таким образом, в целях профилактики необходимо придерживаться определенных рекомендации:

– правильно питаться

– не перегружать свой мозг

– воздержаться от вредных привычек

– уделять больше времени физической активности и прогулкам на свежем воздухе.

Существует также немало средств, которые помогают мозгу работать быстрее и улучшают память. Наиболее известные и эффективные из них: глицин, ноотропил, фенотропил, интеллан, пирацетам, диваза, витруммемори, ундевит, аминалон… [6].

Витамины: В1, В6, В9, В12, С, Д, К. Правильный прием витаминов для улучшения памяти дает следующие эффекты:

– Улучшается способность запоминать;

– Улучшается способность контролировать ход своих мыслей;

– Улучшается внимание;

– Улучшается способность сосредотачиваться и организовывать;

– Улучшается ассоциативное и наглядно-образное мышление;

– Улучшается защита мозга от перегрузок и возрастных изменений [7].

Вывод:

  1. Результаты анкетирования показали, что ухудшение памяти весьма актуально среди молодого поколения, и оно сказывается на здоровье, характеризуясь такими последствиями как забывчивость, рассеянность, невнимательность.
  2. По сравнению со студентами (63 %) у преподавателей (76 %) память значительно лучше и долговременней (критерий Стьюдента 2,9).
  3. Женский пол (57 %) уступает по показателям хорошей памяти мужскому полу (80 %) (критерий Стьюдента 2,3).

Литература:

1. ТалышеваИ.А., ХановаЭ. М. ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–2.

2. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.- М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.

3. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2001

4. Ефремова О. И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 146–151.

5. РубенштейнС. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,1999.

6. ВейнА.М., КаменецкаяБ. И. Память человека.- М.: Наука, 1973.

7. ЖорникЕ. В. Общая психология: познавательные процессы. Харьков: Изд-во: ХНУ, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский факультет, плохая память, хорошая память, Кабардино-Балкарский государственный университет, молодое поколение, пол, преподаватель, удовлетворительная память, улучшение памяти, ухудшение памяти, хроническая усталость.


Ключевые слова

преподаватель, студент, пол, память, сравнение, молодое поколение, критерий, общая психология, хроническая усталость, Кабардино-Балкарский государственный университет, медицинский факультет, плохая память, хорошая память, удовлетворительная память, KBSU, улучшение памяти, ухудшение памяти

Похожие статьи

Пути, приемы и средства улучшения памяти | Статья в журнале...

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти. Хорошая память — это не данность, а результат работы над собой.

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

Память играет важнейшую роль в учебном процессе вообще и в изучении иностранных языков в частности. При изучении же японского языка значение работы памяти еще более возрастает, в связи с особенностями языка.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале «Молодой...»

Память играет важную роль в учебной деятельности детей. И очень часто родители жалуются на плохую память ребёнка.

Память — это основа нашей психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая

Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста | Молодой ученый

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной память детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их...

Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти

Память — интегративная функция мозга, обеспечивающая восприятие, запоминание, хранение и воспроизведение информации или навыка. В кратковременной памятина период в несколько секунд сохраняются наиболее существенные элементы воспринятой информации с...

Памяти великого Блеза Паскаля | Статья в журнале «Молодой...»

Памяти великого Блеза Паскаля. Авторы: Ортикова Мадина Ботир кизи, Джураева Нигора Авазовна.

Библиографическое описание: Ортикова М. Б., Джураева Н. А. Памяти великого Блеза Паскаля

Лучше это время потратить на изучение языков и технологий, которые сейчас...

Научный журнал «Молодой ученый» №12 (59) декабрь 2013 г.

«Молодой учёный» №12 (59), декабрь 2013 г. Кто изображен на обложке? Скачать по частям.

Клинические и психосоциальные особенности последствий хронической наркотизации у

Коррупция и ее отрицательное воздействие на развитие карьеры государственных служащих.

Историческая память | Статья в журнале «Молодой ученый»

Историческая память. Автор: Дзанхотова Альбина Алиевна. Рубрика: Социология.

Berlin: Aufbau-Verlag, 1955. Ленин В. И. Пол. Собр. соч.

- государственные образования Юга Кавказа и северокавказские республики в составе РФ в течение 70 лет входили в состав советского...

Похожие статьи

Пути, приемы и средства улучшения памяти | Статья в журнале...

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти. Хорошая память — это не данность, а результат работы над собой.

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

Память играет важнейшую роль в учебном процессе вообще и в изучении иностранных языков в частности. При изучении же японского языка значение работы памяти еще более возрастает, в связи с особенностями языка.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале «Молодой...»

Память играет важную роль в учебной деятельности детей. И очень часто родители жалуются на плохую память ребёнка.

Память — это основа нашей психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая

Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста | Молодой ученый

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной память детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их...

Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти

Память — интегративная функция мозга, обеспечивающая восприятие, запоминание, хранение и воспроизведение информации или навыка. В кратковременной памятина период в несколько секунд сохраняются наиболее существенные элементы воспринятой информации с...

Памяти великого Блеза Паскаля | Статья в журнале «Молодой...»

Памяти великого Блеза Паскаля. Авторы: Ортикова Мадина Ботир кизи, Джураева Нигора Авазовна.

Библиографическое описание: Ортикова М. Б., Джураева Н. А. Памяти великого Блеза Паскаля

Лучше это время потратить на изучение языков и технологий, которые сейчас...

Научный журнал «Молодой ученый» №12 (59) декабрь 2013 г.

«Молодой учёный» №12 (59), декабрь 2013 г. Кто изображен на обложке? Скачать по частям.

Клинические и психосоциальные особенности последствий хронической наркотизации у

Коррупция и ее отрицательное воздействие на развитие карьеры государственных служащих.

Историческая память | Статья в журнале «Молодой ученый»

Историческая память. Автор: Дзанхотова Альбина Алиевна. Рубрика: Социология.

Berlin: Aufbau-Verlag, 1955. Ленин В. И. Пол. Собр. соч.

- государственные образования Юга Кавказа и северокавказские республики в составе РФ в течение 70 лет входили в состав советского...

Задать вопрос