Проблема управления качеством образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 27.07.2019

Статья просмотрена: 1115 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Т. Ю. Проблема управления качеством образования / Т. Ю. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61772/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье с целью совершенствования системы управления рассматриваются различные теоретические подходы к характеристике понятия «качество образования».

Ключевые слова: управление качеством, качество образования, образовательный процесс, Российская Федерация, образовательное учреждение, современная школа.

В настоящее время в педагогике большое внимание уделяется качеству образования, управлению этим качеством и системе его оценки. Актуальность данного вопроса связана с тем, что «качество образования» является ведущим приоритетом развития России, что отражено в национальной доктрине российского образования, в законе «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 2 п. 29 ФЗ-273). Повышение доступности качественного образования соответствует и стремлению добиться инновационного развития экономики регионов, сегодняшним требованиям общества и каждого гражданина. Сложность в данных вопросах обусловлена большим количеством трактовок самого понятия «качество образования», и соответственно отсутствием единых подходов к его оценке. По мнению разных авторов необходимо сделать акцент на разных сторонах его проявления. Остановимся на некоторых из них.

П. И. Третьяков и Т. И. Шамова «качество образования» представляют, как совокупность спланированного процесса и результата, принимая во внимание цели и потребности личности, общества и государства в целом [3].

А. И. Субетто изучая вопросы философии образования и базовые идеи образовательного общества в XXI веке предложил теорию качества образования (квалитология) и систему измерения качества образования (квалиметрия). В своих работах автор так же разделяет качество «образования-результата» и качество «образования — процесса». В первом случае главным выступают качества личности, проявляющиеся через культуру, социальную и гражданскую зрелость, уровень знаний и умений, креативные возможности. Во втором случае речь идет о свойствах образовательного процесса, которые в конечном итоге приводят к формированию личности. Отметим, что разработки А. И. Субетто в области качества образования считаются в российской педагогике наиболее популярными. Изучая понятие «качество», автор делает следующий вывод «во — первых, качество есть многоаспектная, сложная категория, во-вторых, она представляет собой систему внешних и внутренних моментов, в-третьих, она не может быть однозначно определена одной какой-либо дефиницией (принцип неоднозначности)» [1,с. 18]. Исходя из выше сказанного сделаем вывод, что качеству образования присущи следующие признаки:

– наличие в нем определённых подсистем, между которыми присутствует вертикальная иерархия;

– требование смотреть на него как на систему, функционирующую в соответствии с общим закономерностями существования и эволюции;

– находящееся в процессе постоянного движения, преобразования;

– противоречивое согласие внутреннего и внешнего, возможного и реального, стабильности и вариабельности;

– квантитативность;

– ценность.

В монографии «Мониторинг качества образовательного процесса в школе» Шишов С. Е., Кальней В. А. и Гирба Е. Ю. обобщены многолетние результаты исследований авторов по проблеме качества образования в современной школе. Авторы попытались представить качество как процесс и результат учебного процесса в школе во взаимосвязи менеджмента и технологий, раскрыть сущность понятия в современных условиях развития образовательных систем, предложить теоретические основы этого важного понятия. В результате авторы дают следующее определение понятия — «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг». Далее даётся ещё более общее определение «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

В работах В. П. Панасюка дан детальный анализ представленных в литературе точек зрения. Качество как философская категория в динамике рассмотрены в трудах Аристотеля, Канта, Гегеля, К. Маркса, каждый из которых внес свой вклад в эту категорию. Анализируя различные подходы В. П. Панасюк приходит к выводу, что качество школьного образования — это «совокупность свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [2,с. 18].

Авторы коллективной монографии, изданной под редакцией М. М. Поташника, дают следующее определение «качество образования личности — это соотношение цели и результата образовательной деятельности, если цели заданы операционально и спрогнозированы в зоне ближайшего развития ребёнка» [4]. Чем же данное определение отличается от других? Главная мысль заключается в том, что при проектировании качества образования уже должны быть заложены соответствующие цели, которые в свою очередь направлены на потенциальное развитие детей. Управление качеством образования считается поэтапным процессом, в течение которого реализуются определённые функции.

Необходимо помнить, что сущность деятельности по формированию качества образования устанавливают международные стандарты ИСО 9000. В стандарте ИСО 9004 зафиксировано то, что «качество изделий, услуг определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя, который их использует, и зависит от эффективности и результативности процессов, обеспечивающих производство этой продукции». Деятельность по управлению качеством не следует рассматривать как коллекцию некоторых работ. Это процесс, который содержит в себе множество этапов, но основу их составляет следующая последовательность действий: планирование, деятельность, оценка результатов, анализ и если необходимо, то корректировка.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что на современном этапе существуют различные подходы к исследуемому понятию. В условиях введения ФГОС, профессионального стандарта педагога, отталкиваясь от закона «Об образовании в Российской Федерации» сформулируем следующее определение понятия «качество образования» — это высокие показатели результатов деятельности образовательного учреждения, оптимальные условия (организационные, технологические, мотивационные, финансовые, информационные и т. д.) и регулируемые процессы, обеспечивающие данное качество. Уровень результатов определяется суммой метапредметных и предметных умений, личностным развитием. Оценивать качество образования могут не только государство в лице соответствующих органов, но учителя, руководители ОО, ученики и их родители. Оценить качество всех сторон деятельности образовательной организации можно только с помощью представительной системы показателей и критериев. Где «критерий» есть основание по оценке качества образования, а показатель — количественная или качественная характеристика каждого направления в отдельности.

Литература:

  1. Майборода А. Н., Субетто А. И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и её приложения применительно к крестьянскому высшему образованию — СПб-М.:1994–204 с.
  2. Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса, СПб.-М., 1997 -297 с.
  3. Третьков П. И., Шамова Т. И. Управление качеством образования — основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы / управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО — М: Бакалавр, 2001 — С. 4–8.
  4. Управление современной школой/Под ред. М. М. Поташника- М., 1992–167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательное учреждение, образовательный процесс, Российская Федерация, управление качеством, автор, качество, процесс, современная школа.


Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

Управление качеством образования в образовательном учреждении. Автор: Варченко Екатерина Игоревна. Рубрика: Педагогика.

Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами...

Управление качеством образовательного процесса...

[2]. Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как

Управление школой — это научно обоснованные действия администрации и педагогов

Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении...

Управление качеством образовательного процесса в школе...

В системе управления качеством образовательного процесса высшей школе важные функции выполняют оптимизационные модели и

Литература: 1. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и...

качество образования, образовательный процесс, управление...

Управление качеством образовательного процесса в школе... качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа...

Системное управление качеством образования

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

качество образования, образовательный процесс, управление...

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результат – качество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов. Выпускники 9-х классов Оренбургской...

Инновационные механизмы управления качеством...

Управление качеством образовательного процесса заключается в целенаправленном использовании методов и видов

Управление качеством образования в образовательном учреждении. Проблема управления качеством образования начальной школы.

Сущностные особенности управления современной...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

качество образования , образовательная деятельность , образовательный процесс , управление качеством , образовательное учреждение , область качества , стратегическое планирование, качество , образовательная ... Системное управлениекачествомобразования.

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

Управление качеством образования в образовательном учреждении. Автор: Варченко Екатерина Игоревна. Рубрика: Педагогика.

Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами...

Управление качеством образовательного процесса...

[2]. Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как

Управление школой — это научно обоснованные действия администрации и педагогов

Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении...

Управление качеством образовательного процесса в школе...

В системе управления качеством образовательного процесса высшей школе важные функции выполняют оптимизационные модели и

Литература: 1. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и...

качество образования, образовательный процесс, управление...

Управление качеством образовательного процесса в школе... качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа...

Системное управление качеством образования

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

качество образования, образовательный процесс, управление...

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результат – качество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов. Выпускники 9-х классов Оренбургской...

Инновационные механизмы управления качеством...

Управление качеством образовательного процесса заключается в целенаправленном использовании методов и видов

Управление качеством образования в образовательном учреждении. Проблема управления качеством образования начальной школы.

Сущностные особенности управления современной...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

качество образования , образовательная деятельность , образовательный процесс , управление качеством , образовательное учреждение , область качества , стратегическое планирование, качество , образовательная ... Системное управлениекачествомобразования.

Задать вопрос