Понятие, признаки и содержание транспортных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 18371 раз

Библиографическое описание:

Панеш, А. М. Понятие, признаки и содержание транспортных услуг / А. М. Панеш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61402/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается историческое и современное нормативное закрепление понятия транспортных услуг, а также признаки и содержание таких услуг.

Ключевые слова: транспортная услуга, пассажир, вид транспорта, железнодорожный транспорт, пространственное перемещение, устав.

История возникновения услуг транспорта лишь на первый взгляд кажется не такой длительной по продолжительности как история человеческого общества. На самом деле перевозка людей и грузов начала осуществляться еще в древности, однако тогда фактически единственным видом транспортных «магистралей» являлись русла рек. А их в России, как известно, всегда было и есть великое множество. Но при этом такие перемещения — в силу климатических условий, — носили сезонный характер.

В последующем возникают и сухопутные транспортные маршруты. И, как следствие — принимаются нормативные акты об отдельных видах транспорта, в том числе и в виде уставов. Например, в 19 веке по железнодорожным перевозкам были приняты Устав Царскосельской железной дороги (1837 г.), Устав Главного общества российских железных дорог (1857 г.), Устав путей сообщения Российской империи (1857 г.), Общий устав российских железных дорог (1885 г.) [14, с. 12–13]. После Октябрьской революции 1917 г. они были заменены на советские декреты и иные акты: Декрет ВЦИК от 31.05.1918 г. «Об управлении железнодорожными путями сообщения» [6], Декрет СНК РСФСР от 16.08.1920 г., которым был введен в действие «Общий Устав железных дорог Р. С. Ф.С.Р» [7], и другие источники (постановления, распоряжения, приказы и т. п.).

Начало ХХ века ознаменовалось развитием — по терминологии того периода, — «воздухоплавания». В 1909 г. был учрежден Международный юридический комитет авиации (при французском аэроклубе), а 13 октября 1919 г. в г. Париже была заключена Конвенция о регулировании воздушной навигации [1] (но в СПС «КОДЕКС» название этого соглашения с французского языка переведено несколько иначе: Конвенция о регулировании воздушных передвижений [2]). Позднее — в 1932 г., — в бывшем СССР был принят союзный Воздушный кодекс [9].

В последующем нормативные акты о видах транспорта и порядке их эксплуатации принимались в виде актов различного уровня, и сейчас они представлены в первую очередь в виде кодифицированных источников — уставов и кодексов.

Несмотря на нормативное обеспечение транспортных перевозок, ни в одном из указанных актов, ни в российских Гражданских кодексах 1922 г. [8] и 1964 г. [10] не приводилась трактовка термина «транспортная услуга» (или аналогичная — «услуга транспорта»); такая же ситуация наблюдается и сейчас –в частности, в современном ГК РФ. Поэтому исследователями в юридической литературе предпринимались и предпринимаются сейчас попытки смоделировать авторские дефиниции этого термина (М. В. Кротов [15], Ю. П. Свит [17], А. Е. Шерстобитов [19]и др.).Предлагаемые определения в основном базируются на общем понятии услуги, содержащемся в ст. 779 ГК РФ [3].

На наш взгляд, в качестве легального определения транспортной услуги вполне приемлемо то, которое содержится в ГОСТе Р 51006–96 «Услуги транспортные. Термины и определения» [5]. Хотя с момента принятия этого акта прошло уже почти четверть века, тем не менее, приведенное в подпункте 2 п. 2 этого ГОСТа понятие транспортной услуги не потеряло своей актуальности по настоящее время: это «результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями». Представляется, что такое определение было бы целесообразно включить и в ГК РФ.

В отношении признаков транспортной услуги как специфического вида услуг, полагаем, что наиболее верными являются выводы С. Ю. Морозова; им выделяются следующие признаки:

– анализируемые услуги оказываются с помощью транспортных средств;

– они имеют место при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров и/или багажа;

– лицом, реализующим этот вид услуг, является субъект предпринимательской деятельности [16, с. 17].

По нашему мнению, основным из этих признаков является оказание услуги посредством использования различных видов транспортных средств, то есть первый из указанных выше признаков. Также, думается, одним из признаков надо считать и такой: транспортная услуга предоставляется на основании специального законодательства, в котором, отметим также, отражается специфика каждого вида услуг в зависимости от вида транспорта. К примеру, исходя из анализа текста ст. 1 Устава железнодорожного транспорта РФ [4] можно вывести понятие услуг, предоставляемых посредством использования железнодорожного транспорта: это услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иные связанные с перевозками услуги.

Ряд специалистов среди видов транспортных услуг (а они специалистами классифицируются по различным основаниям) выделяют основные, первостепенные. Например, как полагает С. П. Гришаев, основным видомтаких услугявляется «перевозка, т. е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа» [13]. В его утверждении ключевым считаем слово «пассажир», так как не каждое пространственное перемещение порождает транспортное правоотношение. Так, перемещение людей в здании аэропорта с использованием горизонтального эскалатора в качестве отдельной транспортной услуги рассматривать нельзя (но поясним, что это может входить в качестве элемента услуги по перевозке авиационным транспортом, предоставляемой пассажирам).

Содержание транспортных услуг является достаточно широким и помимо пространственного перемещения может включать и предоставляемые пассажиру (то есть потребителю услуг) сопутствующие услуги, направленные, как подчеркивают Е. М. Тужилова-Орданская и А. Р. Муратова, на обеспечение безопасных и комфортных условий перевозки [18, с. 76]. Но при этом запрещается рекламировать или пропагандировать те услуги, которые могут причинить вред жизни или здоровью их потребителя. Так, Калужским транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры было заявлено требование признать запрещенной в РФ «информацию, пропагандирующую проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах и крышах поездов)», распространенную в Интернете (подчеркнем, вход на все сайты, перечисленные прокурором,был свободный).Калужский районный суд Калужской области своим решением от 19.04.2019 г. данное требование прокурора удовлетворил [11].

Если же какая-то из услуг, предоставленных пассажиру, окажется некачественной, то — как следствие, – возникает вопрос о защите прав потребителя услуги.Например, при рассмотрении 18.06.2019 г. Приозерским городским судом Ленинградской области гражданского дела № 2–34/2019 были установлены следующие обстоятельства: истец М-ва О. Н., выйдя из электропоезда, «поскользнулась на железнодорожной платформе Капитолово и упала на железнодорожные пути», в результате чего была травмирована; «причиной падения истца и получения вследствие этого падения травмы явилось то, что на платформе был лед, припорошенный снегом». В итоге сОАО «Российские железные дороги» в пользу истца была взыскана компенсация морального вреда в размере 300000 рублей [12].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– история предоставления транспортных услуг уходит своими корнями вдревнийпериод, когда появился первый вид перевозки в виде перемещения пассажиров и грузов по водным путям;

– в действующем законодательстве легальное определение «транспортная услуга» отсутствует. И, соответственно, этот пробел должен быть восполнен путем включения в ГК РФ общего термина для всех видов транспортных услуг;

– содержание услуг всегда зависит от вида транспорта и, как правило, регламентируется отдельным законодательством. Соответственно, с возникновением каждого нового вида транспорта государством всегда принимались и принимаются сейчас новые нормативные акты (например, регламентирующие предоставление услуг такси);

– исходя из такой отраслевой дифференциации транспортного законодательства термин «транспортная услуга» адаптирован к конкретному виду транспорта.

Литература:

  1. Конвенция о регулировании воздушной навигации (г. Париж, 13.10.1919 г.) // URL: http://www.medcollegelib.ru/doc/ISBN9785392135011-SCN0004.html (дата обращения: 26.06.2019).
  2. Конвенция о регулировании воздушных передвижений (г. Париж, 13.10.1919 г.) //URL: http://docs.cntd.ru/document/901976800 (дата обращения: 26.06.2019).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.; с изм. от 18.03.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  4. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 г.; с изм. от 28.11.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 170.
  5. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51006–96 «Услуги транспортные. Термины и определения» (принят Постановлением Госстандарта России от 25.12.1996 г. № 703 «О принятии и введении в действие государственного стандарта») // СПС ГАРАНТ. — URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 28.06.2019).
  6. Декрет ВЦИК от 31.05.1918 г. «Об управлении железнодорожными путями сообщения» // Известия ВЦИК. 1918. № 122. 16 июня // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.06.2019). Документ утратил силу.
  7. Декрет СНК РСФСР от 16.08.1920 г. «Общий Устав железных дорог Р. С. Ф.С.Р”. // СУ РСФСР. 1920. № 77. Ст. 362 // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.06.2019). Документ утратил силу.
  8. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Р. С. Ф.С.Р”. (в ред. от 27.04.1927 г.; вместе с «Гражданским кодексом Р. С. Ф.С.Р”.) // Известия ВЦИК. 1922. № 256. 12 ноября // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.06.2019). Документ утратил силу.
  9. Постановление ЦИК СССР № 36, СНК СССР № 460 от 27.04.1932 г. «Воздушный кодекс Союза ССР» // СЗ СССР. 1932. № 32. Ст. 194б // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.06.2019 г.). Документ утратил силу.
  10. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964 г.; в ред. от 24.12.1992 г. // Ведомости ВС РСФСР. — 1964. — № 24. — Ст. 407. Документ утратил силу.
  11. Решение Калужского районного суда Калужской области от 19.04.2019 г. по гражданскому делу № 2а-1–3648/2019 // Судебные решения РФ. — URL: судебныерешения.рф/43127693/extended (дата обращения: 30.06.2019).
  12. Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 18.06.2019 г. по гражданскому делу № 2–34/2019 // Судебные решения РФ. — URL: http://судебныерешения.рф/44077647/extended (дата обращения: 30.06.2019).
  13. Гришаев С. П. Защита прав потребителей / С. П. Гришаев // Подготовлено для системы КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.06.2019).
  14. Климов И. П. Источники транспортного права в Советском государстве (октябрь 1917–1920 гг.) / И. П. Климов // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 4. — С. 11–18.
  15. Кротов М. В. Обязательство об оказании услуг в советском гражданском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / М. В. Кротов. — Л., 1989. — 16 с.
  16. Морозов С. Ю. Транспортное право: Учебник и практикум для СПО. 3-е изд., перераб. и доп. / С. Ю. Морозов. — М.: Юрайт, 2016. -336 с.
  17. Свит Ю. П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг / Ю. П. Свит // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. — № 2. — С. 23–31.
  18. Тужилова-Орданская Е. М., Муратова А. Р. Договор перевозки пассажира как правовое средство удовлетворения имущественных потребностей граждан в свете доктрины Н. А. Баринова об имущественных потребностях и правовых средствах их обеспечения / Е. М. Тужилова-Орданская, А. Р. Муратова // Власть Закона. — 2015. — № 1. — С. 76–81.
  19. Шерстобитов А. Е. Концепция развития гражданского законодательства и модернизация норм о возмездном оказании услуг / А. Е. Шерстобитов // Гражданское право и его роль в формировании гражданского общества: сборник статей Международной конференции, Москва, 21 октября 2011 г. — М.: Статут, 2013. — С. 101–105.
Основные термины (генерируются автоматически): вид транспорта, транспортная услуга, услуга, железнодорожный транспорт, ГК РФ, пространственное перемещение, Устав, акт, вид услуг, дорога.


Ключевые слова

железнодорожный транспорт, пассажир, вид транспорта, устав, транспортная услуга, пространственное перемещение

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования перевозки грузов...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, перевозка груза, грузоперевозчик

В тоже время, в транспортных уставах и Кодексах должна содержаться ссылка на

В соответствии с гл. 39 ГК РФ договор перевозки грузов относится к договорам оказания услуг (ст. 779 ГК РФ, ст...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной системы России и во взаимодействии с организациями иных видов транспорта должен качественно и своевременно обеспечивать потребности юридических, физических лиц и...

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид

Ученые давно отмечали необходимость выделения обязательств транспортного характера в отдельный вид, что обусловлено спецификой основной функции транспортаперемещения...

Государственное регулирование транспортной деятельности

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики.

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

С помощью автомобильного транспорта можно перевести любой вид груза: скоропортящийся, крупногабаритный и тяжеловесный, опасный.

Часто клиенту необходимы дополнительные услуги, например такие как страхование, сопровождение груза или таможенное оформление.

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Транспортная услуга — это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции предусмотрена ст. 803 ГК РФ и

И, наконец, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического...

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Транспортно-экспедиционные услуги благодаря части второй Гражданского кодекса 1996 г. нашли самостоятельное правовое регулирование в гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция». Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции...

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Развитие рынка пассажирских транспортных услуг, появление перевозчиков разных

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению

Анализ управления пассажирским транспортом позволили выявить следующий комплекс проблем.

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования перевозки грузов...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, перевозка груза, грузоперевозчик

В тоже время, в транспортных уставах и Кодексах должна содержаться ссылка на

В соответствии с гл. 39 ГК РФ договор перевозки грузов относится к договорам оказания услуг (ст. 779 ГК РФ, ст...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Железнодорожный транспорт представляется основной частью единой транспортной системы России и во взаимодействии с организациями иных видов транспорта должен качественно и своевременно обеспечивать потребности юридических, физических лиц и...

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид

Ученые давно отмечали необходимость выделения обязательств транспортного характера в отдельный вид, что обусловлено спецификой основной функции транспортаперемещения...

Государственное регулирование транспортной деятельности

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики.

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

С помощью автомобильного транспорта можно перевести любой вид груза: скоропортящийся, крупногабаритный и тяжеловесный, опасный.

Часто клиенту необходимы дополнительные услуги, например такие как страхование, сопровождение груза или таможенное оформление.

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Транспортная услуга — это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции предусмотрена ст. 803 ГК РФ и

И, наконец, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического...

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Транспортно-экспедиционные услуги благодаря части второй Гражданского кодекса 1996 г. нашли самостоятельное правовое регулирование в гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция». Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции...

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Развитие рынка пассажирских транспортных услуг, появление перевозчиков разных

Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению

Анализ управления пассажирским транспортом позволили выявить следующий комплекс проблем.

Задать вопрос