Разработка информационно-образовательных материалов для экскурсий учащихся в лесопарке Румлёво | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Зубок, Н. М. Разработка информационно-образовательных материалов для экскурсий учащихся в лесопарке Румлёво / Н. М. Зубок, А. В. Тивинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 417-418. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60991/ (дата обращения: 28.04.2024).



Целью экологического воспитания школьников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Организация экскурсий эффективно влияет на повышение уровня экологической культуры у школьников.

Ключевые слова: ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского», экологическое воспитание, экологическая тропа.

The goal of the environmental education of schoolchildren is to educate the fundamentals of the individual’s ecological culture, to form practical and spiritual experiences of human interaction with nature. The organization of excursions effectively affects the increase in the level of ecological culture among schoolchildren.

Keywords: GUO «Gymnasium № 1 named after academician E. F. Karsky», environmental education, ecological path.

Главной задачей экологического воспитания является формирование потребности у учащихся работать над разрешением проблем с окружающей средой и нести ответственность за ее состояние. Экологическое воспитание прививает учащимся знания и навыки ознакомления с природой, исходя из чего учащиеся будут применять и развивать методы и способы взаимодействия с природой.

Необходимость создания и развития учебных экологических троп, помогают в решении важнейших учебных и воспитательных задач. Учебные тропы создают условия для повышения экологического мышления школьников. Они стимулируют потребность в осознанном понимании окружающей среды, связывающие школьников с природой, развивают патриотические чувства у учащихся.

Целью исследований стало экологическое воспитание и образование формирования экологической культуры посредством организации экскурсий в лесопарке Румлёво для летнего школьного оздоровительного лагеря гимназии № 1 им. Е. Ф. Карского. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. На основании анализа научно-методической литературы дать характеристику процессу формирования экологической культуры учащихся 4–5 классов в возрасте 11–12 лет.
  2. Выявить уровень экологических представлений учащихся на начальном и конечном этапах исследования.
  3. Внедрить проект экскурсий на время школьного оздоровительного летнего лагеря по лесопарку Румлёво, для учащихся 4–5 классов гимназии № 1 им.Е. Ф. Карского г.Гродно и выявить ее образовательный потенциал.

Объект исследования: лесопарк Румлево г.Гродно.

Предмет исследования: разработка информационно-образовательных материалов для экскурсии по лесопарку Румлёво.

Работа над исследованием велась поэтапно в период с июня 2018 г. до марта 2019 г.

1 этап — начальный (констатирующий).

– Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор теоретического материала и выявление уровня сформированности экологических представлений учащихся.

2 этап — основной (формирующий).

– На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у учащихся экологической культуры посредством организации экскурсий по лесопарку Румлёво.

3 этап — заключительный (контрольный).

– Данный этап включал в себя оценку результатов и описание проделанной работы.

Мониторинг знаний показал, что у 16 % детей — низкий уровень экологических знаний, средним уровнем обладает 47 % детей, 37 % — имеют высокий уровень.

Оценив результаты первичной проверки знаний, мы констатировали, что учащиеся гимназии № 1 имени Е. Ф. Карского в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний лесопарка Румлёво. Наблюдение за детьми было проведено с целью выявления их отношения к объектам природы.

На формирующем этапе была проведена система формирования у учащихся экологической культуры посредством организации экскурсий по лесопарку Румлёво, что позволит разработать методику информационно-образовательных материалов, изучить флору и фауну лесопарка, а также повысить уровень экологического воспитания учащихся гимназии № 1 им. Е. Ф. Карского.

Вторичная проверка знаний показала, что у детей произошли значительные изменения по всем показателям, что доказывают результаты экскурсии: высокий уровень сформированности знаний о флоре и фауне увеличился на 31 %, а низкий уровень снизился на 41 %.

Значение экскурсий в школьном учреждений — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления учащихся с природой. Наблюдения на экскурсиях долговременны, так как учащиеся могут своими глазами увидеть, а также прикоснуться к объектам живой природы. У учащихся увеличиваются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес, бережность к природе.

Кроме того, экскурсии представляют возможность сосредоточить внимание учащихся о большой популяции обитателей, на типичных их признаках и обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и близость обитателей лесопарка. Учащиеся получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними, слушать в живую пение птиц, наблюдать за цветением растений, а также наблюдать за животные, которые могут встретиться на территории лесопарка.

Литература:

  1. Батурин М. П. Методологические рекомендации при проведении экологических экскурсии.- М:. Турист, 1991.- 97с.
  2. Бахарев В. А., Гуменный В. С., Солтан Т. Н. и др. Экологические экскурсии по лесопарку Румлёво. Гродно: ГОУПП «Гродн. тип»., 2002.
  3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова. — М.: ВАКО, 2015. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организация экскурсий, учащийся, экологическая культура, экологическое воспитание, природа, GUO, высокий уровень, окружающая среда, формирующий этап, экологическое представление учащихся.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя...

Формирование экологического воспитания и культуры...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире...

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Формирование экологического воспитания у обучающихся...

Сформировать у учащихся интерес к созданию экологических проектов: Таблица 3.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей...

К вопросу о необходимости комплексного формирования...

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому

Таким образом, комплексное использование описанных выше педагогических условий

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и

Опираясь на структуру экологической культуры личности, учителями разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Смалева П. Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя...

Формирование экологического воспитания и культуры...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире...

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Формирование экологического воспитания у обучающихся...

Сформировать у учащихся интерес к созданию экологических проектов: Таблица 3.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

Цель экологического воспитания — это формирование бережного отношения к окружающей...

К вопросу о необходимости комплексного формирования...

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому

Таким образом, комплексное использование описанных выше педагогических условий

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и

Опираясь на структуру экологической культуры личности, учителями разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Смалева П. Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Задать вопрос