Проблемы взаимоотношений органов государственной власти в сложносоставном субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. Проблемы взаимоотношений органов государственной власти в сложносоставном субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области) / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60529/ (дата обращения: 05.05.2024).



При определении правового статуса субъектов Российской Федерации прочно закрепилось понятие «сложносоставного» или «сложноустроенного» субъекта. Это такие субъекты, в состав которых входят автономные округа. Они отличаются особой конституционно-правовой природой и наделены особым статусом.

Так, с одной стороны, в статье 5 Конституции Российской Федерации закреплено равноправие субъектов, входящих в ее состав (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), как между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а с другой стороны, в соответствии с частью 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области [1]. То есть автономные округа входят в состав Российской Федерации как самостоятельные субъекты, так и через области, составными частями которых они являются.

До 2000-х годов таких субъектов было семь. После объединения края (области) с входящими в их состав автономными округами «сложносоставных» субъектов осталось два. В настоящее время только Архангельская область имеет в своем составе Ненецкий автономный округ и Тюменская область — Ханты-Мансийский автономный округ — Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Несмотря на то, что данные субъекты существуют достаточно долгое время, проблема юридического оформления их взаимоотношений остается до сих пор актуальной. Неурегулированность данных отношений можно проследить в Основных законах этих трех субъектов. Так, в Уставе Тюменской области [3] целая глава посвящена отношениям с автономными округами, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [4] также содержатся нормы, регулирующие данные отношения. Однако Устав Ямало-Ненецкого автономного округа [5] подобных норм не содержит.

С целью таких противоречий законодательные органы трех субъектов обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой разъяснения конституционного положения и правовых последствиях вхождениях автономных округов в состав области. Конституционным Судом Российской Федерации 14 июля 1997 года было вынесено Постановление «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» № 12-П, в котором говорилось, что «входящий» означает признание Конституцией Российской Федерации существующего до ее вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменения своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующей области. Вхождение автономного округа в область означает также признание населения округа составной частью населения области [6]. Таким образом Постановление Конституционного Суда не решило проблему юридического оформления взаимоотношений автономных округов и области.

Н. М. Добрынин с своей работе «Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа» [10] полагает, что развитие отношений области и входящих в ее состав автономных округов должно происходить в следующем направлении:

  1. вначале непосредственное и добровольное взаимодействие равноправных субъектов Федерации в регионе, оформленное в виде отдельных положений их уставов, специальных законов и трехсторонних договоров;
  2. далее заключение четырехсторонних договоров с Российской Федерацией по предметам ее совместного ведения и субъектов Федерации;
  3. и наконец, федеральный закон, в котором фиксируются добровольно созданные на региональном и федеральном уровнях отношения между партнерами по региональной власти.

Так, 27 сентября 1995 г. Главами администрации Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа был подписан рамочный договор об отношениях между исполнительными органами власти трех субъектов Российской Федерации [7]. Этот договор послужил юридической основой для урегулирования отношений межу областью и автономными округами, не разграничивая их полномочий и не ущемляя взаимные права.

В дальнейшем практика договорных отношений Тюменской области, Ханты — Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа получила успешное развитие.

С принятием новой редакции Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 1 января 2005 года полномочия по предметам совместного ведения, исполняемые органами государственной власти автономных округов, передавались в ведение органов государственной власти области, если иное не установлено Федеральным законом или договором между органами власти области и автономного округа [2].

В рамках положений данного Федерального закона 9 июля 2004 года был заключен Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа [8]. Договор вступил в силу со дня подписания Сторонами, действовал по 31 декабря 2010 года и пролонгирован до 2015 года, 2020 года, а 4 июля 2018 года действие данного Договора пролонгировано до 2025 года.

Статьей 1 Договора было установлено, что с 1 января 2005 года органы власти автономных округов самостоятельно и в полном объеме осуществляют государственные полномочия по предметам совместного ведения на своих территориях.

Статьей 2 Договора было предусмотрено, что органы власти Тюменской области разрабатывают концепцию развития региона с учетом основных направлений стратегического развития автономных округов и реализуют областные программы по 11 направлениям, среди которых:

− социальная поддержка отдельных категорий населения в рамках внутриобластных миграционных процессов, а также оказания услуг всему населению Тюменской области, в том числе населению Ханты-Мансийского автономного округа Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в областных организациях социальной направленности;

− строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог регионального значения;

− организация и осуществление проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, имеющих региональное значение;

− создание и обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

− организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом, в том числе путем поддержки транспортных организаций (в части маршрутов, соединяющих южные и северные районы области) и др.

В связи с этим Правительством Тюменской области на основе предложений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа разработана «государственная программа по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество» [9].

Анализируя данные факты, можно сделать вывод, что Договор между Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом направлен лишь на решение социально-экономических вопросов, проблема же разграничения полномочий между органами государственной власти области и автономных округов остается нерешенной до настоящего времени. И это осложняет функционирование органов государственной власти как области, так автономных округов. По этой причине конституционное законодательство Российской Федерации нуждается в корректировке.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.

3. Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6 // Тюменские известия. 1995. 10 июля.

4. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26 апреля 1995 г. № 4-оз // Новости Югры. 1995. 4 мая.

5. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56-ЗАО // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа 1998. № 10/1.

6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Российская газета. 1997. 22 июля.

7. Постановление Тюменской областной Думы от 29 ноября 1995 г. № 137 «О протоколе согласия совета Дум «О Договоре об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа» от 02 ноября 1995 г. № 12» // Вестник Тюменской областной Думы. 1995. № 10.

8. О Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2004 г. № 38-ЗАО // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2004. № 6/1.

9. Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г. № 705-П «Об утверждении государственной программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество» // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/7200201501040039?type=pdf.

10. Добрынин Н. М. Проблемы правового обеспечения взаимоотношений Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа: монография. Тюмень. Изд. Тюменского государственного университета, 1997. 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, округ, государственная власть, автономный округ, Конституционный Суд, региональное значение.


Похожие статьи

Формирование конституционных (уставных) судов

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации входят в судебную систему Российской Федерации и относятся к судам субъектов

Конституции и уставы субъектов относят конституционные (уставные) суды к органам государственной власти субъектов, к...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской...

43-оз «Об уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа», а также путем

В связи с этим значение конституционных (уставных) судов субъектов Российской

Евдокимов В. Б. Конституционные (уставные) суды в системе разделения властей в Российской Федерации...

«Объединив усилия, мы сможем добиться большего» или...

Глава Ямало-ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин: «Договор (о сотрудничестве) между Тюменской областью, Югрой и Ямалом до 2020 года подписан, прежде всего, в интересах людей. Ямал, Югра и Тюменская область так давно вместе, так крепко связаны...

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Территория округа составляет 10,62 % от территории РФ [5]. В состав Уральского Федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Курганская область, Челябинская область, Тюменская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный...

Анализ деятельности региональных коммерческих банков...

Жителям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округаЮгры и Ямало-Ненецкого автономного округа предоставлено около 44 тыс. жилищных и ипотечных кредитов на сумму более 94 млрд. рублей, это на 9 % больше, чем за 2013 год.

Процесс становления и перспективы правового регулирования...

...и Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 года № 4-ОЗ относят

области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа

орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд...

Контрольные полномочия высшего должностного лица в субъекте...

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатор Тюменской области, органы исполнительной власти, контрольные полномочия.

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая Конституция, существующий субъект Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

Соответственно, вхождение автономного округа в состав края, области не означает, что автономный округ утрачивает элементы

и автономного округа (как равноправного субъекта Федерации), но и государственной власти области (края), в состав которой округ входит.

Похожие статьи

Формирование конституционных (уставных) судов

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации входят в судебную систему Российской Федерации и относятся к судам субъектов

Конституции и уставы субъектов относят конституционные (уставные) суды к органам государственной власти субъектов, к...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской...

43-оз «Об уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа», а также путем

В связи с этим значение конституционных (уставных) судов субъектов Российской

Евдокимов В. Б. Конституционные (уставные) суды в системе разделения властей в Российской Федерации...

«Объединив усилия, мы сможем добиться большего» или...

Глава Ямало-ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин: «Договор (о сотрудничестве) между Тюменской областью, Югрой и Ямалом до 2020 года подписан, прежде всего, в интересах людей. Ямал, Югра и Тюменская область так давно вместе, так крепко связаны...

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Территория округа составляет 10,62 % от территории РФ [5]. В состав Уральского Федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Курганская область, Челябинская область, Тюменская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный...

Анализ деятельности региональных коммерческих банков...

Жителям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округаЮгры и Ямало-Ненецкого автономного округа предоставлено около 44 тыс. жилищных и ипотечных кредитов на сумму более 94 млрд. рублей, это на 9 % больше, чем за 2013 год.

Процесс становления и перспективы правового регулирования...

...и Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 года № 4-ОЗ относят

области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа

орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд...

Контрольные полномочия высшего должностного лица в субъекте...

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатор Тюменской области, органы исполнительной власти, контрольные полномочия.

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая Конституция, существующий субъект Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

Соответственно, вхождение автономного округа в состав края, области не означает, что автономный округ утрачивает элементы

и автономного округа (как равноправного субъекта Федерации), но и государственной власти области (края), в состав которой округ входит.

Задать вопрос