Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 2060 раз

Библиографическое описание:

Равская, А. Н. Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности / А. Н. Равская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59718/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: процесс обучения, структура процесса обучения, компоненты процесса обучения, педагогический вуз.

Keywords: the learning process, the structure of the learning process, the components of the learning process, pedagogical University.

Проблема формирования положительного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности актуальна в наши дни. Ее злободневность объясняется потребностью вузов в подготовке профессиональных кадров, активизированной запросом государства, и недостатком специалистов, работающих по полученной в образовательном учреждении профессии.

В работе перед нами стоят следующие задачи:

– охарактеризовать структуру процесса обучения в педагогическом вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности;

– представить модель образовательного процесса вуза, ориентированную на формирование положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.

Работа построена в следующей последовательности:

– выявление инварианта структуры процесса обучения на основе анализа авторских концепций;

– определение структуры процесса обучения, адекватной задачам формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.

Источниками выступает научная литература (психологическая и педагогическая) и нормативно-правовые акты (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Анализ подходов к трактовке «процесс обучения» известных дидактов (В. И. Загвязинский [2], И. Я. Лернер [3], Ю. К. Бабанский [4], П. И. Пидкасистый [5]) позволил сделать вывод о существовании в перечне компонентов процесса обучения инваринта. Неизменяемыми являются четыре компонента — целевой (цели, задачи обучения), личностный (педагог, ученик), содержательный (содержание образования) и операционно-деятельностный (методы, формы, средства обучения). Их мы рассмотрим в аспекте формирования положительного отношения к деятельнгости.

Целевой компонент процесса обучения основывается на «общечеловеческих идеалах, национальных традициях, социальном заказе общества и государства в конкретных условиях и общественно обусловленном содержании образования» (В. И. Загвязинский) [2, с. 92].

Цель обучения в педагогическом вузе в авторских концепциях раскрывается как «формирование педагога-профессионала с инновационным типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, с этическим отношением к миру» (Е. В. Бережнова) [1, с. 5]; «формирование компетентно-развитой личности современного постиндустриального информационного общества» (Н. В. Ронжина) [7, с. 54]; «развитие педагогической направленности личности студента и формирование его готовности к работе в учебно-воспитательных учреждениях» (С. Ю. Сенатор, Э. И. Сокольникова) [9, с. 60].

Е. В. Бережновой под целью обучения понимает формирование «профессионала» в педагогической сфере. Современные исследователи пофессионализм зачастую связывают с понятием «компетенция». В трактовке Н. В. Ронжиной также производится акцент на наличие компетенций.

Под компетенцией будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А. В. Хуторской) [10, с. 113].

Наличие в содержании цели обучения компетенций является результатом реформирования современной системы высшего профессионального образования, присоединения России к Болонскому соглашению.

Требования к образовательному процессу и будущему специалисту педагогического вуза изложены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» [8].

Для определения содержания цели обучения в педагогичечком вузе нами был проведен анализ компетенций, которыми должен обладать молодой учитель. Для того, чтобы определить, предполагает ли цель обучения в современном педагогическом вузе развитие положительного отношения к деятельности, компетнции были сопоставлены с компонентами положительного отношения к педагогической деятельности, определнными в первом параграфе магистерской диссертации [6, с. 20].

В качестве ключевой профессиональной компетенции обозначено «осознание социальной значимости своей будущей профессии» [8]. Данная компетенция является показателем эмоционально-оценочного компонента положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.

Согласно перечню ФГОС, молодой специалист должен «обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» [8]. Эта компетенция является предпосылкой возникновения интереса к профессии.

Остальные компетенции заключаются в наличии специфичных «способностей» и «готовности» выпускника, то есть предполагают волевой компонент отношения. В качестве предпосылки волевых проявлений выступают имеющиеся у выпускника знания (когнитивный компонент).

Таким образом, цель обучения в современном педагогическом вузе предполагает развитие у молодого специалиста компетенций, предусмотренных спецификой обучения педагогической деятельности, направленных на формирование положительного отношения к профессиональной деятельности.

Цель обучения, сформулированная на основе ФГОС, частично ориентирована на формирование положительного отношения к деятельности. Если под целью обучения понимать исключительно формирование положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, перед нами будет стоять ряд задач:

1.Обеспечить учащихся знаниями основных характеристик, законов и принципов педагогической деятельности, способов деятельности с учениками, а также развить устойчивые представления о собственных талантах, способностях, предпочтениях и возможностях;

2.Развить у учащихся готовность осуществления профессиональной деятельности на основе полученных знаний (деятельностно-волевой компонент);

3.Развить у учащихся осознание личной и социальной значимости профессии, перспективы деятельности (эмоционально-оценочный).

Содержательный компонент процесса обучения.

Можно выделить следующие компоненты содержания образования: «когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности» [3, с. 83].

Содержательная сторона обучения в высшей школе определяется характером будущей профессиональной деятельности учащегося и находит отражение в программах и учебных дисциплинах конкретного вуза.

В любом педагогическом вузе должны быть дисциплины, направленные на развитие общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

Содержание обучения должно наполняться личностным смыслом и значением для ученика, способствовать эмоциональной окрашенности материала. Для этого в процессе обучения могут быть использованы знаимые для студента ситуации, литературно-исторические аналоги и примеры из профессионального опыта педагога [6].

Операционно-деятельностный компонент процесса обучения. К компоненту относится сочетание инструментов реализации цели, то есть способов обучения (технологий, методов, средств, форм).

В аспекте формирования положительного отношения к деятельности эффективно использование следующих способов:

– частично-поисковый и исследовательский методы (по классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина) [3, с. 55], способствующих формированию деятельностно-волевого и когнитивного компонентов, то есть «творчества и самостоятельности освоения материала», «формирование знаний и представлений студентов о собственных способностях и предпочтениях».

– интерактивные технологии (имитации профессиональной деятельнсоти, то есть ролевые и деловые игры, технология решения конкретных задач). Представленные технологии позволяют максимально приблизить процесс обучения к условиям деятельности в образовательном учреждении, что позволяет развить компетентность студента, способствует псотроению профессиональных планов.

– методы стимулирования и оценки педагогом результатов деятельности познавательной деятельности студента (создание «ситуаций успеха», справедливая оценка, заслуженная похвала и пр.), что способствует «активному проявлению субъектом положительных эмоций».

– нестандартные формы обучения (экскурсия, конференция и пр.), гармоничное соотношение аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) деятельности и целесообразное использование технических средств обучения (медиа- и аудио-).

– вовлечение в учебный процесс профессионалов педагогической сферы. Так, для формирования эмоционально-оценочного и деятельностно-волевого компонентов, выраженных в осознании «перспективы деятельности» и «наличия профессиональных планов», требуется повышение уровня знаний о специфике и перспективах деятельности, о возможностях рынка труда в регионе. Для этого, согласно ФГОС, в процесс обучения в качестве внешних экспертов и ораторов «должны активно привлекаться работодатели, преподаватели» [10].

На основе представленных компонентов процесса обучения, будет разработана теоретическая модель обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

  1. Бережнова Е. В. Возможности и границы проявления субъектности в педагогическом исследовании / Е. В. Бережнова // Современные проблемы педагогики / Гл. ред. В. В. Краевский. — Краснодар: Изд-во КубГУ, — 2006.
  2. Загвязинский В. И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та. — 2011. — 174 с.
  3. Лернер И. Я. О методах обучения / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. — М.: Советская педагогика. — М., 1973.
  4. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе / Бабанский Ю. К. // Советская педагогика. — 1980. — № 3.
  5. Педагогика. Учеб. пособие для студентов. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РИА, 1996.
  6. Равская А. Н. Формирование положительного отношения к профессии у будущих педагогов (ступень бакалавриата) / А. Н. Равская. — Хабаровск. — 2019.
  7. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. — 227 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «44.03.05 Педагогическое образование» / М-во образования и науки Рос. Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo3++/44.03.05_Pedagog_obr_2_profilya.pdf (дата обращения: 05. 04. 2019)
  9. Формирование конструктивных умений у студентов педагогического профиля при обучении педагогике в вузе / С. Ю. Сенатор, Э. И. Сокольникова // Педагогика и психология образования. — 2014. — с. 59–63.
  10. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: монография / А. В. Хуторской. — М.: УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
Основные термины (генерируются автоматически): положительное отношение, профессиональная педагогическая деятельность, педагогический вуз, профессиональная деятельность, процесс обучения, структура процесса обучения, формирование, аспект формирования, педагогическая деятельность, высшее профессиональное образование.


Ключевые слова

процесс обучения, педагогический вуз, структура процесса обучения, компоненты процесса обучения

Похожие статьи

Педагогическая практика как средство формирования...

...высшая школа, профессиональная педагогическая деятельность, учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система. Компетенции преподавателя вуза в смешанном...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе. системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Итак, задачей профессионального образования становится не только формирование

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным...

Педагогические условия формирования профессиональной...

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Кузовлев, В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты): монография [Текст]...

Система формирования профессионально-педагогической...

Профессионально-педагогическая направленность может быть представлена как процессуальная, и как результативная характеристика, а высокий уровень её развития является целью процесса обучения. В разработке проблемы профессионально-педагогической...

Похожие статьи

Педагогическая практика как средство формирования...

...высшая школа, профессиональная педагогическая деятельность, учебное заведение, учебный процесс, педагогическая деятельность. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система. Компетенции преподавателя вуза в смешанном...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе. системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Итак, задачей профессионального образования становится не только формирование

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным...

Педагогические условия формирования профессиональной...

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Кузовлев, В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты): монография [Текст]...

Система формирования профессионально-педагогической...

Профессионально-педагогическая направленность может быть представлена как процессуальная, и как результативная характеристика, а высокий уровень её развития является целью процесса обучения. В разработке проблемы профессионально-педагогической...

Задать вопрос