Глаголы зрительного восприятия в повестях А. С. Пушкина: семантика и функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Сюй, Сянцзюнь. Глаголы зрительного восприятия в повестях А. С. Пушкина: семантика и функционирование / Сянцзюнь Сюй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 574-576. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59379/ (дата обращения: 07.05.2024).



В работе рассматриваются глаголы зрительного восприятия, представленные в повестях А. С. Пушкина. Определен состав изучаемой подгруппы перцептивных глаголов. Выявлены функционально обусловленные изменения в их значениях, отражающие связь восприятия с другими важнейшими процессами, которые во многом определяют особенности жизни человека и взаимодействие его с другими людьми.

Ключевые слова: глаголы восприятия, глаголы непреднамеренного зрительного восприятия глаголы преднамеренного зрительного восприятия, семантика, функционирование.

Восприятие, представляя собой один из важнейших познавательных процессов, продолжает быть в центре внимания исследователей. В современной лингвистике перспективным остается изучение репрезентации перцептивного процесса средствами языка.

В работах языковедов данная научная проблема рассматривается с разных позиций, в частности функциональной лингвистики [см., например: 2; 5], сопоставительной лингвистики [см., например: 4; 8], лингвокультурологии [см., например: 7; 10; 11], психолингвистики [см., например: 1]. По мнению ряда ученых, можно говорить об отдельном направлении лингвистических исследований — лингвосенсорике [см., например: 6; 9].

В нашей работе в функциональном аспекте изучается одно из ядерных средств выражения перцепции — глаголы восприятия (или перцептивные глаголы).

Исследование проводилось на материале прозаических произведений, формирующих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (изд.: Романы и повести. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1980. — 382 с.).

За единицу лингвистического описания принимается глагольная словоформа, функционирующая в высказывании, равном предложению.

Специфика восприятия как процесса определяется несколькими факторами, прежде всего активностью / пассивностью воспринимающего субъекта и каналом получения информации. В связи с этим перцептивные глаголы рассматриваются с учетом их дифференциации по разным основаниям. Характер воспринимающего субъекта (активный / пассивный) детерминирует выделение глаголов непреднамеренного и преднамеренного восприятия. Способ восприятия, определяемый каналом получения информации, обусловливает выделение подгрупп глаголов с общим значением восприятия, зрительного восприятия, слухового восприятия, обоняния и осязания.

В анализируемых текстах отмечены глаголы с общим значением восприятия, глаголы зрительного восприятия и глаголы слухового восприятия [подробнее о подгруппах глаголов восприятия см.: 3]. Глаголы обоняния и осязания в рассматриваемых текстах не представлены, что, по-видимому, обусловлено нерелевантностью данных процессов для описания героев.

Изучение языкового материала позволило установить доминирование глаголов зрительного восприятия, которые составляют 75 % от общего количества случаев употребления рассматриваемых единиц. Глаголы с общим значением восприятия и глаголы слухового восприятия характеризуются меньшей частотностью (12 % и 13 % соответственно).

Далее мы остановимся на рассмотрении глаголов зрительного восприятия.

В изучаемом материале среди глаголов зрительного восприятия отмечены глаголы непреднамеренного восприятия (видать, видеть (взвидеть, увидеть), заметить и др.) и преднамеренного (взглянуть, глазеть, глядеть (поглядеть, разглядеть), смотреть (осмотреть, посмотреть) и др.).

Глаголы обеих подгрупп реализуют как прямые, так и переносные значения.

Прямыми для глаголов непреднамеренного зрительного восприятия являются значения, связанные с нецеленаправленным получением информации, когда субъект восприятия не прилагает к этому усилий, например: Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она, входя в комнату, — видела молодого Берестова (Барышня-крестьянка, с. 81); Что касается до белил и до сурьмы, то в простоте своего сердца, признаться, он их с первого взгляда не заметил, да и после не подозревал (Барышня-крестьянка, с. 81); Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел (Метель, с. 53); Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг (Станционный смотритель, с. 74); На дворе увидел я дорожную телегу (Выстрел, с. 48).

Переносные значения глаголов непреднамеренного зрительного восприятия связаны с осмыслением информации, например: … я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары (Барышня-крестьянка, с. 92); Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков (Выстрел, с. 41); Отец и мать заметили ее беспокойство (Выстрел, с. 41); Вероятно, и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она отличала его (Метель, с. 57). Сочетание с абстрактными существительными (верх достоинств, извинение, беспокойство), а также с конструкциями, содержащими описание ситуаций, которые не могут быть восприняты зрительно, подчеркивают невозможность обозначения глаголами видеть и заметить получения информации с помощью зрения и актуализацию значений, связанных с мыслительной деятельностью.

Прямыми для глаголов преднамеренного зрительного восприятия являются значения, связанные с целенаправленным получением информации, когда субъект восприятия прилагает к этому усилия, например: Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже (Барышня-крестьянка, с. 82); Алексей … пристально глядел на молодую крестьянку (Барышня-крестьянка, с. 83); Я смотрел на Сильвио с изумлением (Выстрел, с. 43); Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет… (Станционный смотритель, с. 74); Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением (Метель, с. 59). Актуализации компонента значений, связанного с целенаправленностью восприятия, способствует использование контекстуальных уточнителей быстро, пристально, слишком, с изумлением, с удивлением.

Непрямые значения глаголов этой подгруппы реализуются, в частности, в следующих контекстах: Товарищи меня обожали, а полковые командиры … смотрели на меня, как на необходимое зло (Выстрел, с. 43); Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями (Выстрел, с. 45). В первом случае контекстуальный уточнитель как на необходимое зло актуализирует переносное значение глагола смотреть, связанное с осознанием конкретной ситуации. Во втором случае глагол посмотреть используется в составе главного предложения, которое связано с придаточным, содержащим описание возможной в будущем ситуации. При таком употреблении данный глагол обозначает не восприятие с помощью органов зрения, а возможность убедиться на опыте в чем-либо.

Итак, глаголы восприятия являются одним из важных языковых средств создания образов персонажей в повестях А. С. Пушкина. При этом передаче особенностей зрительного восприятия героями того, что происходит в окружающем мире, писатель уделяет особое внимание. Значима экспликация и непреднамеренного, и преднамеренного восприятия. Как показывает проведенный анализ, при создании образов релевантна не просто констатация преднамеренного восприятия, но детализация этого процесса, которая осуществляется с помощью языковых средств, обозначающих его характер (взглянуть быстро / судивлением; глядеть жадно / пристально; смотреть слишком / сизумлением; взглянуть быстро / с удивлением и др.).

В прямых значениях глаголов зрительного восприятия получает отражение специфика перцепции как процесса. Тогда как в переносных значениях рассматриваемых глаголов получает отражение связь зрительного восприятия с мыслительной деятельностью.

Литература:

  1. Варламов А. А., Иняшкин С. Г., Горбачева А. В., Семиреченко А. Н., Осадчий М. А., Русецкая М. Н. Лексика и сценарии тактильного восприятия в аспекте создания исследовательского тезауруса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2019. — Т. 18, № 1. — С. 47–61. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.4
  2. Двизова А. В., Крюкова Л. Б. Лингвистические средства выражения ситуации зрительного восприятия в поэтических текстах Б. Пастернака // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 3 (19). — С. 21–29.
  3. Дмитриева Е. Г., Сафонова И. А. Текстовые и языковые средства создания образа подвижника в житиях преподобных старцев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2018. — Т. 17, № 4. — С. 27–39. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.4.3
  4. Козюра Т. Н. Залоговые значения глаголов зрительного восприятия (на материале русского и французского языков) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2007. — № 2, ч. 1. — С. 62–67.
  5. Кузнецова С. С. Базовые глаголы восприятия в речи диалектной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 385. — С. 16–23.
  6. Нагорная А. В. Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований. — М.: ИНИОН РАН, 2017. — 85 с.
  7. Урысон Е. В. Языковая картина мира VS. Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. — 1998. — № 2. — С. 3–21.
  8. Устюжанина М. С. Виды лексических объединений в семантическом поле глаголов восприятия в русском и английском языках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 3 (45), ч. III. — С. 170–172.
  9. Харченко В. К. Лингвосенсорика: фундаментальные и прикладные аспекты. — М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011. — 214 с.
  10. Человек как субъект и объект восприятия: фрагменты языкового образа человека: монография / под ред. Н. Д. Федяевой. — М.: Флинта, 2011. — 136 с.
  11. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М.: «Гнозис», 1994. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие, глагол, глагол восприятия, непреднамеренное зрительное восприятие, общее значение восприятия, преднамеренное восприятие, слуховое восприятие, мыслительная деятельность, преднамеренное зрительное восприятие, Станционный смотритель.


Ключевые слова

семантика, функционирование, глаголы восприятия, глаголы непреднамеренного зрительного восприятия глаголы преднамеренного зрительного восприятия

Похожие статьи

Нецеленаправленные глаголы зрительного восприятия...

В настоящей статье рассматриваются значения болгарских глаголов зрительного восприятия нецеленаправленного действия в сопоставлении с соответствующими лексемами русского языка. Автор, основываясь на работах по психологии, семантике, а также словарях, выстраивает...

Зрительное восприятие иностранного текста | Статья в журнале...

Основной смысл понятия процесса чтения заключается в понимание письменных текстов. Чтение — это сложный вид деятельности, который вовлекает в себя как процесс восприятия, так и мысль.

Психологические особенности восприятия незрячих

Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной...

Общепризнанные положения отечественной психологии раскрывают процесс перцепции как целостное полимодальное поле (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), как структурное психологическое образование, состоящее из модальностей восприятия...

Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы

В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом...

Развитие слухового восприятия в некоторой степени схоже...

Цель нашей работы– развитие полисенсорного восприятия. Задачи в работе с детьми раннего возраста: – обучение приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов; – развитие зрительного восприятия, через расширение...

Проблема художественного восприятия...

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Восприятие пространства, положения предмета в пространстве, его контуров, величины, рельефа, движения, покоя и изображения их на плоскости происходит...

Вклад зрительно-пространственного восприятия в школьную...

Проведен анализ представленных в литературе исследований зрительно-пространственного восприятия, выявивший наличие существенной проблемы, связанной с большим количеством (до 30% в отдельных исследованиях) младших школьников, имеющих дефицит в данной сфере...

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Тем не менее, при оценке готовности к школе и исследовании возникающих трудностей обучения редко уделяется достаточно внимания к...

Похожие статьи

Нецеленаправленные глаголы зрительного восприятия...

В настоящей статье рассматриваются значения болгарских глаголов зрительного восприятия нецеленаправленного действия в сопоставлении с соответствующими лексемами русского языка. Автор, основываясь на работах по психологии, семантике, а также словарях, выстраивает...

Зрительное восприятие иностранного текста | Статья в журнале...

Основной смысл понятия процесса чтения заключается в понимание письменных текстов. Чтение — это сложный вид деятельности, который вовлекает в себя как процесс восприятия, так и мысль.

Психологические особенности восприятия незрячих

Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной...

Общепризнанные положения отечественной психологии раскрывают процесс перцепции как целостное полимодальное поле (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), как структурное психологическое образование, состоящее из модальностей восприятия...

Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы

В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом...

Развитие слухового восприятия в некоторой степени схоже...

Цель нашей работы– развитие полисенсорного восприятия. Задачи в работе с детьми раннего возраста: – обучение приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов; – развитие зрительного восприятия, через расширение...

Проблема художественного восприятия...

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Восприятие пространства, положения предмета в пространстве, его контуров, величины, рельефа, движения, покоя и изображения их на плоскости происходит...

Вклад зрительно-пространственного восприятия в школьную...

Проведен анализ представленных в литературе исследований зрительно-пространственного восприятия, выявивший наличие существенной проблемы, связанной с большим количеством (до 30% в отдельных исследованиях) младших школьников, имеющих дефицит в данной сфере...

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Тем не менее, при оценке готовности к школе и исследовании возникающих трудностей обучения редко уделяется достаточно внимания к...

Задать вопрос