Формирование иноязычной коммуникативной компетентности в информационной образовательной среде вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Узденова, Х. Х. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности в информационной образовательной среде вуза / Х. Х. Узденова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 535-538. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59376/ (дата обращения: 06.05.2024).



XXI век — это век всемирной компьютеризации, информатизации и универсализации, на сегодняшний день, невозможно себе представить успешного управленца, рядового работника, студента, не владеющего хотя бы в удовлетворительной мере иностранным языком и не умеющего пользоваться инновационными техническими средствами связи.

В сложившейся ситуации становится понятным, почему соискатели, способные продолжать свое личностное и профессиональное развитие после окончания обучения в вузе, умеющие на родном и иностранном языке свободно находить нужную информацию, анализировать ее, а также общаться и работать в глобальной сети Интернет имеют огромное преимущество перед претендентами, слабо владеющими компьютерными технологиями и европейскими языками [7].

В последние десятилетия идет процесс переоценки результатов высшего образования, и такие термины, как «знания», «образованность», подменяются терминами «компетенция», «компетентность». По мнению А. М. Витт, термин «компетентность» обозначает сочетание в себе социальных функций, которыми наделен индивид при осуществлении социально значимых прав и обязанностей члена общества [2, с.5].

На сегодняшний день, в соответствии с ФГОС ВО, в результате освоения дисциплины, выпускник вуза должен обладать следующими компетенциями:

– способностью к к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК — 5);

– способностью владеть навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК — 7) [8].

Таким образом, выпускнику вуза уже недостаточно лишь владеть знаниями, полученными в процессе учебы, он также должен уметь применять эти знания, умения и навыки на практике, для достижения социальных и профессиональных целей.

Для успешного формирования вышеобозначенных компетенций, обучающимся необходимо:

– быть заинтересованными в изучении иностранного языка в целях профессионального саморазвития;

– владеть навыками профессионального иноязычного общения;

– владеть базовыми знаниями коммуникативной культуры представителей других профессий [5, с.4].

С технической стороны, для того чтобы повысить мотивацию профессионального саморазвития обучающихся, необходимо создать условия для ее осуществления и обеспечить доступ к информационной образовательной среде. На сегодняшний день, качественное техническое оборудование с доступом к электронным библиотекам, учебным материалам и глобальной сети Интернет позволяет обучающимся окунуться в практически неограниченный поток информации на русском и иностранном языках, что плодотворно влияет на развитие не только иноязычной и профессиональной компетентностей, но также и на формирование информационной компетенции и на развитие навыков и умений работать, анализировать, применять полученную информацию в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни [4, с.5–7].

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему невозможно формирование иноязычной компетенции, в наши дни, без сформированной информационной компетенции. По мнению А. М. Витт, в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов, целью преподавателя также является обучить их жизнедеятельности в информационном обществе, научить их использовать информацию в различных ее видах, обучить общению посредством новейших информационных технологий. Информационная компетенция складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться и уметь применять в учебной и профессиональной деятельности полученный материал [2, с.12].

На сегодняшний день немаловажную роль играет также непрерывность обучения, другими словами, процесс самообразования не должен останавливаться на окончании вуза, а должен продолжаться, для успешной профессиональной деятельности. Формирование информационной компетенции осуществляется по следующим этапам: компьютерная грамотность; компьютерная образованность; информационная компетентность; информационная культура.

Обучение иностранному языку в вузах начинается с 1-го курса, уровень сформированности информационной компетентности у первокурсников, как правило, сводится лишь 1 этапу формирования информационной компетенции — компьютерной грамотности. Исходя из этого, преподаватель, помимо формирования иноязычной коммуникативной компетентности студента, в процессе образования, также вынужден заниматься и формированием информационных навыков и информационной компетенции.

Уровень развития информационной компетенции можно определить по следующим критериям:

1) постановка задачи;

2) владение приемами поиска информации с использованием информационно-компьютерных технологий;

3) сформированная система оценки качества и достоверности найденной информации;

4) умение анализировать полученную информацию [1].

По мнению Л. Р. Вотяковой, формирование информационной компетентности у обучающихся происходит в 3 этапа (см. рис. 1).

Рис. 1

Адаптивный этап сформированности информационной компетенции предполагает владение базовыми знаниями в работе с информацией и информационными технологиями, для перехода на следующий, продуктивный этап, важно научить обучающихся автономной работе в информационной образовательной среде вуза, чему способствуют специальные задания, направленные на самостоятельную работу студентов. Творческий этап характеризуется тем, что обучающиеся используют различные источники информации, в том числе на иностранном языке, умеют ее интерпретировать, сравнивать, анализировать, использовать в своих целях в учебной или профессиональной деятельности [3, с.4].

Также, в целях дальнейшего саморазвития обучающихся, необходимо научить студентов различать достоверные источники информации от желтой прессы, обучить пользоваться, как минимум, электронными словарями, обучающими, информационными и профессионально-ориентированными сайтами на родном и иностранном языке, где они могут познакомиться и общаться с носителями языка, и, тем самым, попасть в естественную языковую среду и получить доступ к аутентичной иноязычной информации и материалам.

Несмотря на все попытки современной системы образования получить при окончании вуза компетентного специалиста, все же еще существуют проблемы, препятствующие этому. Во-первых, недостаточное финансирование вузов не позволяет оборудовать учебные аудитории инновационными техническими средствами связи, во-вторых, как правило, отсутствует также и методическая база с соответствующими учебными и мультимедийными материалами. Более того, не все преподаватели способны использовать инновационные методы в процессе обучения, что означает появление еще одной проблемы — отсутствие информационной грамотности преподавателя, так как для формирования информационной компетенции у студентов при обучении иностранному языку преподаватель сам должен обладать информационной компетентностью — это значит, что он должен уметь оперировать различного рода информацией и продуктивно использовать ее в своей педагогической деятельности [6, с.128].

Таким образом, главной задачей преподавателя при формировании иноязычной коммуникативной компетентности студента является, также, и формирование информационной компетентности, что позволит обучающимся не только свободно пользоваться информационной образовательной средой в процессе обучения в вузе, но также и продолжить свое самостоятельное обучение вне стенах учебного заведения, для достижения своих личных и профессиональных целей в будущем.

Литература:

  1. Березина О. С. Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1277–1280. — URL https://moluch.ru/archive/91/19620/ (дата обращения: 11.05.2019).
  2. Витт А. М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: автореф. дис. канд.пед. наук/А. М. Витт. Челябинск, 2005.– 32 с
  3. Вотякова Л. Р. Автореферат диссертации Развитие профессионально-информационной компетенции студентов — будущих педагогов: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Р. Вотякова. Казань, 2010.– 22 с.
  4. Роганина Е. А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя: автореф. дис. канд.пед. наук/ Е. А. Роганина. Самара, 2012. — 26 с.
  5. Рудометова Л. Т. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в неязыковом вузе: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Т. Рудометова. Кемерово, 2014. — 25 с.
  6. Темербекова А. А. Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя/А. А. Темербекова «Мир науки, культуры и образования»– № 2. — 2009
  7. Узденова Х. Х. Информационная образовательная среда как средство повышения уровня образования в вузе)// «Интернаука»: научный журнал — № 18(100). — М., Изд. «Интернаука», 2019.
  8. Федеральный государствнный образовательный стандарт высшего образования. Электронный ресурс: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность, иноязычная коммуникативная компетентность, информационная образовательная среда, профессиональная деятельность, формирование, глобальная сеть, компьютерная грамотность, техническое средство связи.


Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать...

Формирование информационной компетенции у студентов...

Развитие информационной компетенции происходит по следующим этапам: компьютерная грамотностькомпьютерная образованность — информационная компетентностьинформационная культура. Изучение иностранного языка начинают с 1го курса, когда...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество

иностранный язык, основная образовательная программа, иноязычная коммуникативная компетенция, формирование...

Формирование информационно-коммуникационной...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого

Далее в статье под образовательными средствами ИКТ мы будем понимать аппаратные и

Полагаем, что информационно-коммуникационная образовательная среда является тем...

Интегрирование современных информационных технологий...

Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам.

иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность

Иностранный язык как средство формирования...

Информационно-коммуникационно-технологическая...

Проанализировав, выше приведенные определения «информационная компетенция»

- способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств

Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, глобальная сеть, учащийся, сервис, основа сервиса, обучение, Интернет, формирование. Похожие статьи.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент... Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как... Говорение как один из способов формирования...

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать...

Формирование информационной компетенции у студентов...

Развитие информационной компетенции происходит по следующим этапам: компьютерная грамотностькомпьютерная образованность — информационная компетентностьинформационная культура. Изучение иностранного языка начинают с 1го курса, когда...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности

Направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной...

Информационная компетентность как планируемый результат...

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество

иностранный язык, основная образовательная программа, иноязычная коммуникативная компетенция, формирование...

Формирование информационно-коммуникационной...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого

Далее в статье под образовательными средствами ИКТ мы будем понимать аппаратные и

Полагаем, что информационно-коммуникационная образовательная среда является тем...

Интегрирование современных информационных технологий...

Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам.

иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность

Иностранный язык как средство формирования...

Информационно-коммуникационно-технологическая...

Проанализировав, выше приведенные определения «информационная компетенция»

- способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств

Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, глобальная сеть, учащийся, сервис, основа сервиса, обучение, Интернет, формирование. Похожие статьи.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность, стратегический компонент... Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как... Говорение как один из способов формирования...

Задать вопрос