Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриченко, Л. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий / Л. Г. Дмитриченко, О. А. Серова, Н. Г. Шеховцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59082/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В последнее время возрастает число детей с различными нарушениями речи. Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают хороший эмоциональный настрой, способствуют более открытому общению со сверстниками.

Ключевые слова: логоритмика, дошкольный возраст, развитие речи, упражнения.

Введение

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через систематическое общение со сверстниками и педагогами. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы обучить ребенка формулировать собственные мысли правильным, грамотным литературным языком, хорошо пользоваться разговорной речью, воспитывать звуковую культуру речи. Правильная речь — важное условие удачного обучения в школе. Речь дошкольников на этапе ее формирования иногда изобилует дефектами звукопроизношения. Слабая сформированность речевого или же фонематического слуха – это отсутствие возможности понимания на слух, слабая дифференциация звуков речи. Здесь особенно важно, чтобы речевая среда дошкольника была грамотно сформирована. Логоритмика — это вид коррекционной работы, в которой преодоление речевых нарушений идет методом соединения двигательной активности ребенка в сочетании с текстом и музыкой.

Основная часть

Именно дети с нарушением речи часто страдают и от нарушения общей моторики. Обычно мы наблюдаем у таких детей нарушение чувства ритма, внимания и недостаточную координацию. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.

Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.

Методы логоритмики:

– звукоподражание;

– словесный метод;

– метод показа;

– игровой метод.

Содержание иформы работы по логоритмике.

  1. Художественное слово
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Речевые игры
  5. Подвижные игры
  6. Общие физические упражнения
  7. Музыкальная ритмика
  8. Пение
  9. Релаксация.

Приведенные логоритмические формы невозможно выполнить за одно занятие, здесь мы приводим их для ориентировки системной работы, однако, есть обязательные части, которые должны присутствовать в каждом занятии: художественное слово, музыкальная ритмика и релаксация. Если систематически проводить эти занятия, которые замечательно воспринимаются детьми, то можно добиться результатов значительно быстрее. Логоритмические занятия способствуют не только улучшению речи ребенка, но и его всестороннему развитию: улучшается умение ориентироваться в окружающем мире, появляется ответственность к выполнению творческих заданий, способность преодолевать проблемы, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Повседневное выполнение логоритмических упражнений в свободное время и по желанию ребенка (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с перемещением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с перемещением и т. д.) приучает детей к режиму, способствует перестройке систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и др. Логоритмика включает в себя:

– ходьбу в разных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– ритмические упражнения;

– пение;

– упражнения на развитие мелкой моторики.

Раскрывая возможности логоритмических занятий для детей, авторы постарались доказать их важность для воспитания в ребенке не только грамотной речи, как основной задачи, но и чувства доброжелательности и взаимопомощи, развития духовно-эстетического мира ребенка. Подражательность, самостоятельность и коллективизм – это немногие личностные качества, которым помогает проявиться логоритмика. Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи.

Вывод

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Литература:

  1. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  2. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой — СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционноая педагогика).
  4. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, дошкольный возраст, занятие, общая моторика, речевое нарушение, коррекционная работа, музыкальная ритмика, музыкальное сопровождение, правильная речь.


Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах

Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

В последнее время проблема нарушения речевого развития у детей дошкольного

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции

Музыкально-ритмические упражнения. Речевые игры

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики.

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а моей с

При работе над правильным дыханием я обращаю особое внимание на развитие

это речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, которые я ставлю за...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой

В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи...

А выполнение упражнений речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в

Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах...

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого...

Логоритмическая ритмика — это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях

Большую роль играют логоритмические упражнения в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного

У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую

Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой включают в себя упражнения по развитию речевого

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их...

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах

Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

В последнее время проблема нарушения речевого развития у детей дошкольного

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции

Музыкально-ритмические упражнения. Речевые игры

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики.

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а моей с

При работе над правильным дыханием я обращаю особое внимание на развитие

это речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, которые я ставлю за...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой

В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи...

А выполнение упражнений речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в

Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах...

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого...

Логоритмическая ритмика — это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях

Большую роль играют логоритмические упражнения в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного

У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую

Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с...

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой включают в себя упражнения по развитию речевого

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их...

Задать вопрос