Изучение «испаносодержащих» произведений в школьной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Медкова, Э. К. Изучение «испаносодержащих» произведений в школьной практике / Э. К. Медкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58947/ (дата обращения: 29.04.2024).



Современные программы для VIII–IX и X–XI классов построены по концентрическому принципу, что позволяет добиться большей глубины в изучении творчества писателей и осознания своеобразия истории русской литературы и культуры. Говоря об изучении «испаносодержащих» произведений в школе, при базовом обучении, мы подразумеваем старшее звено.

Изучение «испаносодержащих» произведений необходимо осуществлять на историко-литературной основе, которая становиться главной при освоении курса литературы в 10–11 классах. Отметим, что внимание отечественных писателей к Испании и испанской культуре было приковано издавна: это и ориентация на приключенческие романы «жильблазовского» типа (XVIII –XIX вв.), и подражание романтической повести в XIX в. (так как художникам указанного метода было свойственно изображать «прекрасное там» [5, с. 51]), и усиление героической темы, навеянной испанским сопротивлением фашизму в XX в.

Развивая способности школьников к образным и понятийным обобщениям, активизируя использование системы знаний и понятий, важно сохранить элемент наслаждения текстом. Оно неизбежно связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, является основой художественно-эстетической активности, положительной мотивации в обучении. Благодаря этому при выявлении и изучении «испаносодержащих» образов, мотивов, историко-литературных связей между Испанией и Россией столь знакомые художественные произведения предстают в новом свете.

С учетом постоянного развития и совершенствования ФГОС изучение литературы в школе представляет собой сложный, но очень интересный процесс. Методы и приёмы, которые может использовать учитель, достаточно разнообразны. Для многих урок литературы в школе — это, прежде всего, общение по принципу учитель-ученики, ученик-ученик, при этом осуществляются обмен мнениями, беседа, постановка проблемы, определение актуальности произведения.

Изучение «испаносодержащих» образов, связей, мотивов подразумевает анализ как прозаических, лирических, драматических художественных произведений, так и изучение в целом творческого пути автора. В качестве объекта изучения могут быть использованы, например, следующие произведения: «Каменный гость» (цикл «Маленькие трагедии») А. С. Пушкина, «Испанская танцовщица» И. А. Бродского, «В Сардинии» Н. А. Некрасова и др.

Если мы говорим об изучении или знакомстве с «испаносодержащим» произведением на уроке, то целесообразно для начала использовать лирические образцы. Литературный же кружок может расширить границы изучения русско-испанских культурных связей, использованных писателем экзотических мотивов путём включения эпических и драматических произведений.

Как бы лирика ни понималась и ни определялась исследователями разных эпох, направлений и школ, общим местом является признание в этом роде литературы эмоциональной доминанты как «высокой степени суггестивности текста» или «сгущения смысла». Эта особенность максимально сближает ее с музыкой как искусством «интонируемого смысла», т. е. искусством, содержание которого составляет эмоция и звук. А. С. Кушнер отмечал: «Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни» [2, с. 307].

Основной задачей на последнем этапе обучения (10–11 класс), является подведение учащихся к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество — отражение процесса формирования, эволюции изменения взглядов. Художник всегда ведет диалог с прошлым, настоящим, этот диалог обращен и в будущее, которому принадлежит современный читатель и который может и должен осознать себя участником этого диалога. Опыт работы в школе показывает, что уровень восприятия лирических произведений у школьников низкий, умения пользоваться теоретико-литературными понятиями, связанными с лирикой как родом литературы, оставляет желать лучшего, но при этом изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса. Многие литературоведы, методисты, которые занимались и занимаются изучением лирики — В. Я. Рез, В. Л. Медведев, В. Г. Маранцман — отмечали, что лирика — тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияет на человека. Анализируя художественное произведение, необходимо исходить из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства — и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра, и кино.

Анализ «испаносодержащего» лирического произведения может включать в себя разнообразные приёмы исследования текста. Одним из наиболее эффективных становится прием «сопоставления литературного текста с произведениями другого вида искусства» (по классификации В. Г. Маранцмана). Данный приём подходит для анализа стихотворения И. А. Бродского «Испанская танцовщица», где литературный текст необходимо проанализировать в контексте испанского танца. Исследовательская деятельность учащихся проявляется путём применения сопоставительного и интертекстуального методов. Применительно к стихотворению И. А. Бродского перечисленные приёмы анализа являются актуальными.

«Испанская танцовщица» И. А. Бродского отличается динамичностью, насыщенностью и «напряженностью» образов. Данное стихотворение является одним из самых эмоциональных стихотворений поэта, который зарекомендовал себя как художник размеренный и интеллектуальный, т. е. рациональный.

«Испанскими» образами насыщено всё стихотворение: «раскрывает веер испанская танцовщица // вторят гитары // И черный туфель

на гладь паркета ступает // женский танец // Знай, сталь кинжала, кому невеста принадлежала… Оборок пена… так рвется пламя, престол небесный одеть в багрянец…Так сросся с бездной испанский танец…». [1, с. 350–353].

Автор в своей неповторимой манере погружает читателя в «испанский» вечер, и вот перед глазами вживую встает «женский танец», в его южной эмоциональности, порывистости, воодушевлении, страстности, увлекающей за собой читателя. И. А. Бродскому в который раз удается силой своего таланта передать национальную эстетику, пробудить в сознании читателя образы Испании.

«О, этот танец!

В пространстве сжатый

Протуберанец

Вне солнца взятый!» [1, с. 351].

Многие исследователи творчества И. А. Бродского в данном произведении отмечают очевидную сюжетную зависимость «Испанской танцовщицы» И. А. Бродского от одноименного стихотворения Р. Рильке. Австрийский поэт тоже изображает женщину, танцующую фламенко так зажигательно, что в воображении зрителя возникает картина охватившего ее пламени:

«Воспламенившись, волосы горят,

И жертвою в рискованной игре

Она сжигает платье на костре,

В котором изгибаются, как змеи,

Трепещущие руки, пламенея» [http:/rustih.ru].

Р. М. Рильке достоверно и выразительно передает «танцевальный номер» от первых движений до финальных. Бродский ставит совсем другую художественную задачу, его танцовщица дает огню танца разгореться, чтобы «престол небесный одеть в багрянец». Стихотворение будто само танцует, и глубокое прочтение (с подключением литературной герменевтики) вполне вознаграждает читателя.

Изучение литературных произведений в школе с учётом «испаносодержащих» составляющих представляется, на наш взгляд, актуальным, потому что позволяет рассмотреть замысел произведения с учётом изучения, сопоставления, анализа историко-культурных связей между Россией и Испанией, знакомства с творчеством испанских поэтов и писателей. Благодаря этому совершенствуются умения и навыки исследовательской работы учащихся.

Литература:

  1. Бродский И. А. Осенний крик ястреб: стихотворения / И. А. Бродский. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — 544 с.
  2. Кушнер А. С. Стихотворная мысль. Аполлон в снегу / А. С. Кушнер. — Л.: Советский писатель, 1991. — 352 с.
  3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. — В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1994. — 288 с.
  4. Рильке Р. М. Испанская танцовщица / Р. М. Рильке. — URL: http:/rustih.ru (дата обращения 26. 04. 2019).
  5. Шпилевая Г. А. Динамика прозы Н. А. Некрасова / Г. А. Шпилевая. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, изучение, Испания, VIII, изучение лирики, испанский танец, литературный текст, род литературы, Россия, школа.


Похожие статьи

Освоение драматических произведений читателями-школьниками...

Проблеме изучения драматических произведений на уроках литературы в средней школе в свое время внимание уделяли многие ученые.

Во-вторых, в отличие от лирики, драма не дает такого глубокого проникновения во внутренний мир героя, в отличие от эпики она не способна...

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Изучение греческих и римских авторов -кратчайший путь к формированию «идеального

Традиционные жанры также сохранились в испанской литературе и стали равноправными

Луис де Леон уловил интеллектуально-рефлективную сторону лирики Гарсиласо и создал...

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Включение произведений зарубежной литературы в систему общего литературного

Русская литература в основной школе изучается на основе базового общенаучного принципа

При осмыслении содержания произведений русской, а особенно зарубежной литературы в...

Проблемы изучения произведений детской литературы...

Во время изучения младшими школьниками детской литературы перед ними встает ряд

Они воспринимают литературное произведение как описание конкретного случая, который

После изучения курса «Литературное чтение» в третьем классе у детей должны сформироваться...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких.

Ранняя греческая лирика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Греческая лирика — изумительнейшее и интереснейшее явление всеобщей литературы.

В VIII–VII вв. до н. э. древнегреческие общины потерпели крупные изменения.

В античной литературе бурные конфликты подтолкнули к рождению и распространению лирики.

Проблема взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI...

Целью данной работы является изучение взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI вв., представленных в произведении «Повесть о Сегри и Абенсеррахах», принадлежащем перу испанского автора Хинеса Переса де Ита, жившего на рубеже XVI — XVII вв.

Формирование умения у учащихся анализировать лирическое...

Первый этап работы ̶ изучение восприятия лирического произведения читателями разных

6.Вариативность урока литературы в зависимости от уровня литературного развития и

7.Читательские умения, связанные с освоением учащимися лирики как литературного рода.

Особенности языка и поэтики англоязычной прозы литературы...

В научной литературе особенности литературы эпохи постмодерна были освещены такими

Поэтика изучает текст как некое высказывание, созданное на основе определенного

Одним из способов своего рода программирования восприятия публицистического текста является...

Похожие статьи

Освоение драматических произведений читателями-школьниками...

Проблеме изучения драматических произведений на уроках литературы в средней школе в свое время внимание уделяли многие ученые.

Во-вторых, в отличие от лирики, драма не дает такого глубокого проникновения во внутренний мир героя, в отличие от эпики она не способна...

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Изучение греческих и римских авторов -кратчайший путь к формированию «идеального

Традиционные жанры также сохранились в испанской литературе и стали равноправными

Луис де Леон уловил интеллектуально-рефлективную сторону лирики Гарсиласо и создал...

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Включение произведений зарубежной литературы в систему общего литературного

Русская литература в основной школе изучается на основе базового общенаучного принципа

При осмыслении содержания произведений русской, а особенно зарубежной литературы в...

Проблемы изучения произведений детской литературы...

Во время изучения младшими школьниками детской литературы перед ними встает ряд

Они воспринимают литературное произведение как описание конкретного случая, который

После изучения курса «Литературное чтение» в третьем классе у детей должны сформироваться...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких.

Ранняя греческая лирика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Греческая лирика — изумительнейшее и интереснейшее явление всеобщей литературы.

В VIII–VII вв. до н. э. древнегреческие общины потерпели крупные изменения.

В античной литературе бурные конфликты подтолкнули к рождению и распространению лирики.

Проблема взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI...

Целью данной работы является изучение взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI вв., представленных в произведении «Повесть о Сегри и Абенсеррахах», принадлежащем перу испанского автора Хинеса Переса де Ита, жившего на рубеже XVI — XVII вв.

Формирование умения у учащихся анализировать лирическое...

Первый этап работы ̶ изучение восприятия лирического произведения читателями разных

6.Вариативность урока литературы в зависимости от уровня литературного развития и

7.Читательские умения, связанные с освоением учащимися лирики как литературного рода.

Особенности языка и поэтики англоязычной прозы литературы...

В научной литературе особенности литературы эпохи постмодерна были освещены такими

Поэтика изучает текст как некое высказывание, созданное на основе определенного

Одним из способов своего рода программирования восприятия публицистического текста является...

Задать вопрос