Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Пашина, Т. С. Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС / Т. С. Пашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58847/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, ученик, современный урок.

Урок — это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.

Образование сегодня претерпевает серьёзные изменения, связанные прежде всего с условиями научно- технического прогресса, с постоянными преобразованиями общества и другими тенденциями развития. В связи с этим возникла необходимость в перестраивании учебного процесса через новую систему образования, именуемую сегодня ФГОС. Данная система выдвигает новые требования к ученику. Современный ученик должен обладать:

1) обучаемостью, т. е. способностью к постоянному самообразованию и саморазвитию, освоению новых видов информационной деятельности;

2) креативностью- способностью действовать и мыслить творчески;

3) интеллектуально- физическим развитием- умением адаптироваться к ситуациям различного вида и в любом обществе.

Таким образом, современный ученик — это человек с целостным представлением картины мира, самостоятельно мыслящий, умеющий решать возникающие проблемы, применяя творческий подход. Все эти запросы и лежат в основе современного обучения, поэтому именно учитель должен заложить в детях тот фундамент, который предъявляет сегодня Стандарт, используя современный урок. Одним из таких является интегрированный урок.

Идеи интеграции обучения отражены ещё в трудах Я. А. Коменского, который говорил: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным» [3].

Таким образом, интеграция в обучении позволяет решать разнообразные педагогические задачи, создавая ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, являющихся одним из критериев компетентности современного образования.

Также интегрированные уроки направлены решение целого ряда задач, а именно: повышение познавательной активности обучения, представлений о целостности картины мира, применении знаний и умений на практике.

Учёными, в частности Сухаревской, было выделено три уровня интеграции:

внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная — синтез фактов, понятий двух и более дисциплин;

транспедметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [2].

Примером первого уровня может служить интеграция понятий внутри одного учебного предмета, дисциплины. Этот уровень помогает обогатить новыми сведениями, связями, зависимостями. Второй «межпредметный» уровень проявляется в умении использования знаний по одной дисциплине в применении к другой.

Такая систематизация приводит к познавательному результату.

Итогом третьего «транспредметного» уровня служит более глубокое(дополнительное) содержание изучения какого- либо предмета. Другими учёными, работавшими в данном направлении, были выделены два вида интеграции:

– горизонтальная (объединение схожих материалов в разных областях);

– вертикальная (объединение одним учителем в своём предмете знаний по материалу, который усложняется на разных уровнях обучения) [1].

Изучая интеграцию с позиции психологии, учёными было доказано, что интегративное мышление- возможность человека более глубоко и широко познавать действительность. Интегративное мышление предполагает развитие обоих полушарий. Данный процесс достигается большим интеллектуальным напряжением.

Таким образом, к психологическим основам интеграции можно отнести следующие стороны развития:

– восприятие эстетической культуры;

– гуманистическое развитие, как основа развития всех сторон человеческой жизни.

Рассматривая отличие интегрированных уроков от традиционных, можно выделить ряд преимуществ: компактность, чёткость построения, отмеченной взаимообусловленностью учебного материала, большой информативной ёмкостью материала, где до 80 % урочного материала отводится творческой деятельности обучения.

Методики, методы и формы интегрированного обучения довольно разнообразны и позволяют обучающимся «проявить» себя с разных сторон. Одними из наиболее деятельных методов в интегративном обучении являются такие методы:

– метод кейс-технология. Главным девизом которого является тезис «Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию». Кейсовая технология призвана обучать действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Примером форм интегрированных уроков могут служить ОДИ (организационно-деятельностная игра) — это игровой метод решения такой задачи, которая не имеет однозначного решения. Такие игры развивают в детях индивидуальность, развивают умение отстаивать свою точку зрения.

Практически все направления работы — это сочетание парной, фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.

Делая вывод всему выше сказанному, хочется отметить также, что такие уроки помогают педагогам работать вместе, в парах, в тесном сотрудничестве друг с другом и обучающимися при решении разнообразных педагогических задач, создавая условия для развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Литература:

  1. Бондаревская Е. В., Кульневич С.В, Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д, 1999.-560 с
  2. Браже Т.Г, Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе, 1996. — № 5. — С. 150–154
  3. Коменский Я. А., Законы хорошо организованной школы / Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — с.133–163.
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированное обучение, интеграция, мозговой штурм, современное образование, современный урок, современный ученик, умение, урок.


Похожие статьи

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

У талантливого педагога ученики на интегрированном уроке становятся союзниками по решению

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики.

- Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи...

Современный урок как основополагающий компонент...

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто

Современный урок — это, прежде всего, урок, порождённый стремлением представить

- Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения

Методическая разработка «Интегрированный урок как...»

Интегрированный урок — особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении

Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира...

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей...

Система эффективных уроков (нетрадиционные уроки, нестандартные уроки и т. д

Урок — это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и

Как показывает практика, путем «мозгового штурма» всегда за несколько минут можно...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

В современном мире каждый ученик ежедневно находится в огромном потоке

Интегрированный урок с применением современных технологий позволяет добиться более

Урок проводится в 8 классе, после изучения раздела по алгебре «Рациональные дроби» и по...

Интегрированный урок литературы и истории как один из...

Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учащихся, подразумевает

На интегрированном занятии формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение...

Интегрированные уроки в рамках раннего иноязычного...

Библиографическое описание: Бочарникова М. А. Интегрированные уроки в рамках раннего иноязычного образования [Текст]

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная...

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

В современном постоянно развивающемся мире необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования и иметь

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди

Если учителю удалось поставить перед учениками учебную задачу, то его последующие усилия

Урок — игра. В основе таких уроков лежит сюжетно — дидактические игры, сюжет которых...

Похожие статьи

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

У талантливого педагога ученики на интегрированном уроке становятся союзниками по решению

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики.

- Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи...

Современный урок как основополагающий компонент...

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто

Современный урок — это, прежде всего, урок, порождённый стремлением представить

- Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения

Методическая разработка «Интегрированный урок как...»

Интегрированный урок — особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении

Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира...

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей...

Система эффективных уроков (нетрадиционные уроки, нестандартные уроки и т. д

Урок — это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и

Как показывает практика, путем «мозгового штурма» всегда за несколько минут можно...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

В современном мире каждый ученик ежедневно находится в огромном потоке

Интегрированный урок с применением современных технологий позволяет добиться более

Урок проводится в 8 классе, после изучения раздела по алгебре «Рациональные дроби» и по...

Интегрированный урок литературы и истории как один из...

Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учащихся, подразумевает

На интегрированном занятии формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение...

Интегрированные уроки в рамках раннего иноязычного...

Библиографическое описание: Бочарникова М. А. Интегрированные уроки в рамках раннего иноязычного образования [Текст]

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная...

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

В современном постоянно развивающемся мире необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования и иметь

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения...

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди

Если учителю удалось поставить перед учениками учебную задачу, то его последующие усилия

Урок — игра. В основе таких уроков лежит сюжетно — дидактические игры, сюжет которых...

Задать вопрос