Особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оразов, Ш. Б. Особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией / Ш. Б. Оразов, К. Х. Агайдарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17.1 (255.1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58583/ (дата обращения: 02.05.2024).



Организация процесса управления физическим состоянием студентов предопределяет необходимость решения задач по измерению и оценке их двигательной подготовленности, изучению взаимосвязи показателей антропометрического и функционального статуса, определению доминирующих и отстающих физических качеств.

В результате проведенных исследований было получено весьма большое количество неоднозначных данных о выраженности личностных свойств и качеств у высококвалифицированных спортсменов разной спортивной специализации. Это было обусловлено тем, что авторами изучались взаимосвязи самых разнообразных, произвольно выбранных особенностей личности спортсменов, не соблюдались единые стандартные проведения тестирования, определению изучаемых выборок испытуемых и т. д. Поэтому до сих пор фактически так и не было создано единого общего представления о преимущественном проявлении конкретных свойств личности (или их комплексе) у представителей разных видов спорта (или групп видов спорта), которое могло бы быть использовано при построении их психографических характеристик.

В наших исследованиях, начатых еще была поставлена цель уточнить, как проявляются некоторые типовые личностные черты и психические качества у высококвалифицированных лeгкоатлетов разной специализации (членов сборных команд), их влияние на эффективность соревновательной деятельности [1].

Этот комплекс включал модифицированный 16-тифакторный тест, анкетные методы определения специфических свойств личности и индивидуального стиля деятельности спортсменов. Я стреляю для изучения свойств темперамента, экспериментальные методики для измерения ЧСС. ЭКС, сенсомоторных и антиципирующих реакций, показателей динамометрии и способности к самооценке выявленных показателей, тесты для исследования свойств внимания и самооценки эмоционального состояния атлетов.

К общим свойствам личности были отнесены те, которые характеризовали ее направленность отношение к трудовой и спортивной деятельности, к людям, самому себе, общественным явлениям и пр. (например, гражданственность, ответственность, трудолюбие, общительность, отзывчивость, смелость, самообладание в жизненных ситуациях и др.) Общие свойства личности формируются и проявляются как в обычных жизненных условиях, так и в условиях спортивной подготовки и соревнований. Специфические свойства личности формируются и проявляются в процессе многолетней тренировки и участия в соревнованиях в определенном виде спорта под влиянием специфических условий и требований, характерных для него. К ним относятся стремление к высоким спортивным достижениям и преодолению больших нагрузок, повышенный уровень спортивных притязаний, эмоциональная устойчивость в соревнованиях, способность к регуляции отрицательных (неблагоприятных) психических состояний в условиях выступления и тренировки и т. д. Уровень сформированности специфических свойств личности во многом зависит от значимости избранного вида спортивной деятельности, заинтересованности в успехе. Большинство общих и специфических свойств личности спортсменов находится в положительной связи, но некоторые могут быть и в отрицательной зависимости (например, такие волевые качества, как смелость, настойчивость, инициативность и др.).

В результате исследований [2] было показано, что большое значение для успешного выполнения и совершенствования технических действий в разных видах легкой атлетики имеет характер включенной в этот процесс психической саморегуляции, в частности, эмоциональной регуляции (которая может осуществляться ровным или взрывным способом), а также направленности внимания (или на внешние объекты — внешний тип, или на внутренние, т. е. психическую сферу, внутренний тип). Экспериментально установлено, что для спортсменов, специализирующихся в разных видах леткой атлетики и систематически достигающих высоких спортивных результатов, характерно определенное сочетание общих и специфических свойств личности, параметров эмоциональной регуляции и направленности внимания. Поэтому для достижения высоких результатов в каждом конкретном виде леткой атлетики тренерам и спортсменам следует хорошо знать значения показателей, характеризующих уровень сформированности рассматриваемых показателей. Одна из задач тренировки — улучшение данных показателей с помощью методов психолого-педагогического воздействия.

Анализ материалов исследований, полученных в период (на более чем 200 испытуемых), позволяет дать обобщенные характеристики комплексов рассматриваемых показателей спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в разных видах легкой атлетики.

Группа спринта. По общим свойствам личности легкоатлетов высокого класса этой группы отличает от менее квалифицированных спортсменов и представителей других видов легкой атлетики более низкая эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству, высокий самоконтроль поведения; по специфическим свойствам личности — способность к саморегуляции и высокий уровень спортивной мотивации, психическая стабильность в процессе выступлений. Для этой группы характерна специфическая соревновательная эмоциональная устойчивость, существенно отличающаяся от соответствующего показателя легкоатлетов других специализаций. Ее специфичность заключается в том, что максимум эмоциональной мобилизации вызывает некоторое снижение эмоциональной устойчивости к действию сопутствующих соревновательной обстановке стресс — факторов (шум, зрители, соперники, судьи и др.), что может приводить к фальстартам. Вместе с этим совпадение момента начала выполнения соревновательного действия с моментом максимальной эмоциональной мобилизации способствует достижению высокого спортивного результата. По — видимому, такая связь имеет устойчивую тенденцию, поэтому одна из важнейших задач тренера научить спортсмена отвлекаться от посторонних раздражителей к моменту начала старта. По психологическим особенностям индивидуальной техники спринтерам свойственна реализация установочных заданий в скоростно-силовом режиме (с преимуществом скоростных компонентов), чему способствует формирование взрывного типа регуляции эмоционального возбуждения с внутренней направленностью внимания в процессе спортивной деятельности [3].

Группа выносливости. Для общих свойств личности легкоатлетов высокого класса этой группы характерны высокий уровень лидерства, самоконтроля, повышенная тревожность; для специфических свойств личности — высокий уровень соревновательной эмоциональной устойчивости, умение регулировать свое психическое состояние, значительная спортивная мотивация, способствующая полной самоотдаче бегуна на тренировках и соревнованиях. В группе бега на выносливость отмечается большое разнообразие типов регуляции эмоционального возбуждения и чаще других встречается смешанный вариант реализации установочных заданий. Однако следует отметить некоторое преимущество скоростного варианта над силовым при ровном типе регуляции эмоционального возбуждения и смешанной направленности психики в деятельности (хотя чаще встречается внешняя направленность, чем внутренняя, что связано с тактическими особенностями ведения борьбы в этих видах легкой атлетики).

Группа легкоатлетических прыжков. Спортсменам этой группы присущи такие общие свойства личности, как эмоциональная устойчивость, решительность, склонность к лидерству, высокий уровень самоконтроля поведения. Специфические свойства личности прыгунов высокого класса характеризуются высоким уровнем спортивной мотивации и саморегуляции, способностью произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и вегетативной сферах. Вообще в группе скоростно-силовых видов легкой атлетики (спринт, прыжки, метания) только данный комплекс специфических свойств личности, в который кроме вышеперечисленных свойств везде входит специфическая соревновательная эмоциональная устойчивость, может обеспечить спортсмену возможность взрываться в определенный короткий промежуток времени с максимумом силовых проявлений. Для легкоатлетов — прыгунов характерны ярко выраженный скоростной вариант реализации установочных заданий, чему способствует формирование взрывного типа регуляции эмоционального возбуждения с внутренней психической направленностью в деятельности [4].

Группа легкоатлетических метаний. Общие свойства личности метателей высокого класса характеризуются эмоциональной устойчивостью, решительностью, более низкой тревожностью, чем, например, у прыгунов. Комплекс специфических свойств личности метателя отличается высоким уровнем спортивной мотивации, способностью к регуляции, психической стабильностью в соревновательных условиях, специфической соревновательной эмоциональной устойчивостью. Для атлетов этой группы характерен скоростно-силовой способ решения установочных заданий (с некоторой тенденцией к силовому варианту), со смешанным типом регуляции эмоционального возбуждения и ярко выраженной внутренней психической направленностью в деятельности.

Группа легкоатлетических многоборий. У легкоатлетов-многоборцев высокого класса заметно выражено стремление к доминированию, лидерству их отличает решительность, высокий уровень самоконтроля. Они эмоционально устойчивы в условиях соревнований умеют регулировать свои состояния, психически стабильны, хотя не всегда спортивно мотивированы на всем протяжении двухдневного марафона, что, по — видимому, связанно но с необходимостью, в этом виде легкой атлетики умело распределить силы на все виды многоборья; особенно важное значение приобретают устойчивость эмоций в соревновательной обстановке, способность к регуляции в эмоциональной, двигательной и вегетативной сферах. В легкоатлетических многоборьях разнообразие спортивных дисциплин требует от атлетов проявления некоторых качеств, присущих спринтерам, прыгунам, метателям, стайерам. И все же можно отметить тенденцию к выбору скоростного способа реализации установочных заданий, смешанного типа регуляции эмоционального возбуждения внутренним типом направленности внимания в деятельности.

Таким образом, в процессе многолетней подготовки формируется комплекс специфических психологических качеств высококвалифицированного легкоатлета, включающий общие и специфические свойства личности, оптимальные, индивидуальные способы выполнения эмоциональной регуляции и распределения внимания, способствующие эффективному выполнению спортивной деятельности [5].

Данные исследования особенностей личности и психической саморегуляции спортсменов высокой квалификации в видах леткой атлетики могут быть использованы для составления модельных психологических характеристик, выявления наиболее оптимальных (для деятельности) сочетаний их показателей для сравнения с ними индивидуальных психологических показателей легкоатлетов, оценки их возможностей, разработки путей совершенствования слабых звеньев в психологической подготовленности тренирующихся и т.д.

Литература:

  1. Оразов Ш. Б. Практическая подготовка — фундамент воспитание специалистов в области спорта. //Достояние нации. (Ұлт тағылымы). № 3. — Алматы, 2006. — С.122–123.
  2. Қасымбекова С. И. Научно-педагогические основы формирования физической культуры учащихся молодежи. Дисс. д.п.н.: 13.00.04. -Алматы, 2002.-306 с.
  3. Дмитриев С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2005. — 105 с.
  4. Рускаева Н. С. Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис… к.п.н.: 05.02.03. –Алматы, 2003. — 24 с.
  5. Оразов Ш.Б Подготовка специалистов по легкой атлетике и гимнастике. Білім. Образование. № 3(27). — Алматы, 2006. — С.142–144.
Основные термины (генерируются автоматически): специфическое свойство личности, легкая атлетика, эмоциональное возбуждение, высокий класс, эмоциональная устойчивость, высокий уровень, спортивная деятельность, специфическая соревновательная эмоциональная устойчивость, спортивная мотивация, эмоциональная регуляция.


Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению эмоциональной...

Е. А. Петницкий относит к эмоциональной устойчивости проявление волевых качеств личности, способность осознанно управлять возникающими эмоциями. Эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как эмоциональная...

Методы достижения психической устойчивости боксеров группы...

‒ Рекомендации по снижению отрицательного эмоционального состояния. Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых...

Предстартовое состояние спортсмена | Статья в журнале...

Важной особенностью этих состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению или же снижению результативности. Предстартовое состояние может наступать задолго до самих соревнований, но наступает неизбежно.

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

То, что эмоциональное состояние влияет на общее самочувствие человека и от него зависит возникновение болезней, известно с далеких времен. Пагубно отражаются на состоянии здоровья постоянная тревога, страх, беспокойство, чрезмерные умственные нагрузки.

Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса...

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка, мальчик, парциальный эмоциональный интеллект, высокий уровень, эмоция, Распределение подростков. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Спорту все возрасты покорны. Неважно, когда вы начали заниматься спортом, он научит вас добиваться поставленных целей. Конечно, для высоких достижений в профессиональном спорте лучше ещё в детстве начать делать первые шаги.

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна при занятиях спортом, т. к. именно в тренировочном, а затем и в соревновательном процессе спортсмену необходимо добиться...

Сравнительная характеристика структуры волевой активности...

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен. Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков. Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

Анализ взаимосвязей эмоционального интеллекта со стратегиями преодоления стресса в группе юношей-спортсменов показал прямую связь компонентов эмоционального интеллекта с проблемно-ориентированным копингом и обратную с стратегией «бегство-избегание».

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов...

Второй подход предполагает прямую зависимость эмоциональной устойчивости от особенностей темперамента, силы нервной системы, процессов возбуждения и торможения, т. е. эмоциональная устойчивость личности рассматривается как свойство темперамента.

Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению эмоциональной...

Е. А. Петницкий относит к эмоциональной устойчивости проявление волевых качеств личности, способность осознанно управлять возникающими эмоциями. Эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как эмоциональная...

Методы достижения психической устойчивости боксеров группы...

‒ Рекомендации по снижению отрицательного эмоционального состояния. Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых...

Предстартовое состояние спортсмена | Статья в журнале...

Важной особенностью этих состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению или же снижению результативности. Предстартовое состояние может наступать задолго до самих соревнований, но наступает неизбежно.

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

То, что эмоциональное состояние влияет на общее самочувствие человека и от него зависит возникновение болезней, известно с далеких времен. Пагубно отражаются на состоянии здоровья постоянная тревога, страх, беспокойство, чрезмерные умственные нагрузки.

Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса...

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка, мальчик, парциальный эмоциональный интеллект, высокий уровень, эмоция, Распределение подростков. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Спорту все возрасты покорны. Неважно, когда вы начали заниматься спортом, он научит вас добиваться поставленных целей. Конечно, для высоких достижений в профессиональном спорте лучше ещё в детстве начать делать первые шаги.

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна при занятиях спортом, т. к. именно в тренировочном, а затем и в соревновательном процессе спортсмену необходимо добиться...

Сравнительная характеристика структуры волевой активности...

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен. Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков. Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

Анализ взаимосвязей эмоционального интеллекта со стратегиями преодоления стресса в группе юношей-спортсменов показал прямую связь компонентов эмоционального интеллекта с проблемно-ориентированным копингом и обратную с стратегией «бегство-избегание».

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов...

Второй подход предполагает прямую зависимость эмоциональной устойчивости от особенностей темперамента, силы нервной системы, процессов возбуждения и торможения, т. е. эмоциональная устойчивость личности рассматривается как свойство темперамента.

Задать вопрос