Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 27.04.2019

Статья просмотрена: 1183 раза

Библиографическое описание:

Голышев, А. О. Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики / А. О. Голышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/255/56003/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая экономика». Обоснована целесообразность рассматриваемых мероприятий.

Ключевые слова: цифровая экономика, человеческие ресурсы, развитие человеческих ресурсов, развитие информационного общества, кадры и образование.

Исследование процесса развития и трансформации человеческих ресурсов в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики вопрос открытый и слабо исследованный. Переход к цифровой экономике является естественным состоянием развития экономики России, о котором официально заявляет глава государства — Владимир Владимирович Путин, также на государственном уровне отмечается необходимость развития и трансформации человеческих ресурсов. Такие изменения в экономической деятельности страны неизбежно приведут к серьезным изменениям на рынке труда. Таким образом, вышенаписанное определяет актуальность исследования данного вопроса.

Процесс цифровизации можем охарактеризовать как возможность использование онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы, как отдельными людьми, так и крупными компаниями, государствами, для оптимизации хозяйственной деятельности.

В Стратегии развития информационного общества РФ 2017–2030 гг. дано следующее определение: «цифровая экономика — это деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах, в том числе непосредственно в момент их образования, позволяют по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг». [3]

На заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое прошло 9 февраля 2018 года, был утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Как отметил премьер-министр, Дмитрий Медведев, любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности — это всегда люди, которые работают.

По его словам, нужно совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами.

Направление «Кадры и образование» содержит 5 основных целей: [2]

Создание системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России:

  1. Система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики;
  2. Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  3. Работодатели должны содействовать развитию персонала с учетом требований цифровой экономики;
  4. Создание условий реализации направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Данные задачи затрагивают не только изменение системы образования, но и повышение мотивации граждан к принятию активного участия в изменениях, а также стимулированию работодателей к содействию реализации данной программы. То есть, программа носит совокупный характер, в котором главными элементами являются — люди, как человеческие ресурсы, работодатели, и, непосредственно, правительство. Без участия одного из элементов, реализация программы станет невозможна.

Также подготовлена «дорожная карта», которая выделяет 3 основных этапа реализации программы:

Таблица 1

Основные этапы реализации программы «Кадры иобразование» [1]

Направление развития цифровой экономики

2018

2020

2024

Кадры

Разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенций цифровой экономики, их апробация.

Обеспечение ресурсами и согласование работы структур образования: общего, профессионального, дополнительного в интересах ЦТ. Формирование персональной траектории развития и аттестации компетенций для цифровой экономики.

Создание постоянно обновляемого кадрового потенциала цифровой экономики и компетентности граждан.

Ожидаемые результаты

После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018–2024 годы. Ожидаются определенные результаты. Например, разработка система распространения персональных цифровых сертификатов. Должна появиться система оценки уровня компетенций, по результатам которой будут предоставляться преимущества поступающим в ВУЗы. Создание программ обучения и тестирования, которые направленны на формирование ключевых компетенций цифровой экономики.

Для преподавателей могут быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс Россия» по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики.

Создание системы цифровых бонусов, которая позволит учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т. п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов.

К концу 2024 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике. [4]

Следует развивать системы дистанционного образования, которые могут повысить доступность получения актуальных знаний для многих людей, независимо от того, где они проживают. Также такой способ передачи данных позволяет людям с ограниченными возможностями повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выводы. Влияние цифровизации экономики на человеческие ресурсы факт известный и неоспоримый, тем не менее, на уровне правительства координация этого процесса только набирает свои обороты. На данный момент правительство делает упор на изменение системы образования, а также на возможность повышения квалификации людей для того, чтобы соответствовать существующим требованиям цифровой экономики. Следует отметить, как было указано в тексте статьи, что развития человеческих ресурсов для соответствия требованиям цифровой экономики необходимо участие не только правительства, с предлагаемыми мерами и программами, но также работодателей и самих людей. Таким образом, вопрос развития человеческих ресурсов на государственно уровне является актуальным, который требует исследования и разработки предложений, которые могут быть полезны для развития людей, их трансформации в предлагаемых условиях.

Литература:

  1. Распоряжение от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://goo.gl/XvEckg
  2. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/menu/default/view/69
  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919
  4. Статья “Кадры и образование в цифровой экономике». URL: https://goo.gl/4zzNED
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, кадр, ресурс, Российская Федерация, государственный уровень, изменение системы образования, образование программы, программа повышения квалификации, рынок труда, система образования.


Ключевые слова

человеческие ресурсы, цифровая экономика, развитие человеческих ресурсов, развитие информационного общества, кадры и образование

Похожие статьи

Анализ системы дополнительного профессионального...

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Москва

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических

Развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в...

Профессиональная переподготовка трудовых ресурсов

дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение

Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации...

Проблемы соответствия образовательных программ системы...

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика. Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены...

Пути решения проблем обучения взрослых...

В процессе разработки программ обучения, сотрудники колледжа столкнулись с проблемой, показывающей, что используемые в настоящее время методы и методики обучения, применяемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования, не...

Развитие профессионального образования государственной...

В сфере образования в Российской Федерации принята государственная программа

Одним из важнейших моментов, отмеченных в государственной программе, является несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда.

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

Рынок отличает высокий уровень образования, предоставляемый учебными заведениями города, наличие выдающихся школ, высокий уровень подготовки кадров, присутствие в городе ведущих вузов страны. Население Москвы отличает высокий уровень требований к качеству...

Система образования в Российской Федерации

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное. в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения...

образовательных программ профессионального образования

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы.

О переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный...

2. Освоение сред дистанционного образования (СДО) путем изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; 3. Создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения...

Похожие статьи

Анализ системы дополнительного профессионального...

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Москва

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических

Развитие системы профессионального образования военных кадров для пограничных войск в...

Профессиональная переподготовка трудовых ресурсов

дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение

Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации...

Проблемы соответствия образовательных программ системы...

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика. Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены...

Пути решения проблем обучения взрослых...

В процессе разработки программ обучения, сотрудники колледжа столкнулись с проблемой, показывающей, что используемые в настоящее время методы и методики обучения, применяемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования, не...

Развитие профессионального образования государственной...

В сфере образования в Российской Федерации принята государственная программа

Одним из важнейших моментов, отмеченных в государственной программе, является несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда.

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

Рынок отличает высокий уровень образования, предоставляемый учебными заведениями города, наличие выдающихся школ, высокий уровень подготовки кадров, присутствие в городе ведущих вузов страны. Население Москвы отличает высокий уровень требований к качеству...

Система образования в Российской Федерации

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное. в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения...

образовательных программ профессионального образования

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы.

О переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный...

2. Освоение сред дистанционного образования (СДО) путем изменения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; 3. Создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения...

Задать вопрос