Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого / Е. Г. Огольцова, А. Е. Кабиева, А. А. Бутакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58052/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: Яснополянская школа, педагогическая система, авторская педагогическая система, крестьянские дети, школа.

В современном образовании очень остро стоит вопрос о том, как помочь ребенку обрести необходимое понимание этого мира, не сломав его индивидуальность. В попытках ответить на этот вопрос происходят стремительные изменения в системе образования, но как писал С. И. Гессен “Развитие есть только там, где есть история”. Поэтому, изучая авторскую систему Л. Н. Толстого и ее осуществление в Яснополянской школе, мы погружаемся в историю педагогики и определяем современные тенденции её дальнейшего развития.

Педагогическая система Л. Н. Толстого основана в первую очередь на принципах свободного, природосообразного воспитания детей. Он призывал отказаться от воспитания, как процесса давления на еще не сформировавшуюся личность и признавал метод только естественной наглядности. “Лучшая метода, есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей” — отмечал сам педагог. [3]

Таким образом, можно отметить, что личностный фактор, воззрения, убеждения и личный опыт знаменитого писателя играл большую роль в его педагогической системе, но только ли это он положил в основу своей уникальной педагогической работы, длившуюся на протяжении пятидесяти лет его жизни?

Опираясь на основные принципы свободного воспитания, можно сказать, что базовые ценности, которые легли в основу педагогической системы Л. Н. Толстого это- духовность, гуманность и любовь. Цели воспитания в рамках его педагогической системы основывались исключительно на основе возрастных особенностей детей, их интересов и потребностях. Содержанием образовательной системы являлась сама жизнь крестьянского народа, сельский быт, которые безусловно служили безграничным источником учебного материала. Организация и методы, применяемые в данной педагогической системе, также отражали ее главную особенность — неразрывную связь с жизнью и бытом народа. Исходя из этого, можно заключить, что в теоретическую основу авторской педагогической системы Л. Н. Толстого легли органический и средовой подход. В реализации его уникальной “народной школы” органически сочетались все компоненты Российского образования, но также Л. Н. Толстой был знаком и со школьным образованием Европейских стран (Великобритании, Франции, Бельгии). В целом, понимание свободного воспитания Львом Николаевичем включало в себя:

  1. Свободу в организации школы — составление определенного режима дня, подбор и способ проведения занятий, временные ограничения и т.д;
  2. Народное просвещения — все занятия строились только на основе реального жизненного опыта и быта крестьянского народа;
  3. Гуманные, природосообразные педагогические принципы, включающие уважение к личности, проявление самостоятельной активности, реализация природных задатков воспитуемые, исключение наказаний, обучение на основе интересов ребенка, его индивидуальности. [2]

В 1859 году Л. Н. Толстой открывает Яснополянскую школу для крестьянских детей, где в полной мере реализует свою авторскую педагогическую систему. Писатель открыл образовательное учреждение непосредственно в своей усадьбе, где в последующем были написаны такие романы как «Анна Каренина» и «Война и Мир». Он прожил в этих окрестностях около 60 лет, также именно там, им редактировался журнал «Ясная поляна». В настоящее время усадьба стала одним из самых посещаемых музеев в Тульской области и считается знаковым историческим местом в России. За весь период в яснополянской школе обучалось 37 учеников — 32 мальчика и 5 девочек. Это учебное заведение стало историческим, благодаря его личностному подходу к ученикам.

В школе помимо Льва Николаевича работали ещё четыре учителя. Все педагоги яснополянской школы ежедневно описывали свои занятия. Но за период существования Яснополянской школы сохранился только один дневник с 26 февраля по 14 марта 1862 г. Он даёт нам целостное представление о ходе занятий в Яснополянской школе, а также о поставленных педагогом задач. [4]

Рис. 1. Дневники яснополянской школы 1862 г.

Противоречивость педагогических идей писателя была ярко раскрыта Чернышевским в рецензии на журнал «Ясная Поляна». Стремление Толстого осуществить в своей школе полную свободу образования, отказаться от всякого принуждения вызывает сочувствие и одобрение критика. Однако он резко осуждает утверждения писателя о якобы постоянном противодействии народа образованию. Чернышевский отмечает непоследовательность писателя. С одной стороны, Толстой настаивает на осуществлении полной свободы образования, с другой стороны, он тут же нарушает этот основной принцип своей педагогики, делая исключение для религиозного образования, которое, по его мнению, «неоспоримо должно быть прививаемо народу, и насилие в этом случае законно». Критик осуждает попытки Толстого оправдать необходимость и «законность» распространения религии в народе, его объективное содействие закреплению среди крестьян различных суеверий, нашедшее свое выражение в книжках для простонародного чтения, выпущенных как приложения к журналу «Ясная Поляна». В содержании этих книжек, по мнению критика, «отразился недостаток определенных убеждений, недостаток сознания о том, что нужно народу, что полезно и что вредно для него. [5]

Из описания педагогической деятельности становится понятно, что сам Лев Николаевич преподавал физику, математику, и историю, разбирал сочинения, рассказы учеников, и проводил с ними физические опыты. Этот факт также подчеркивает уникальность его авторской системы преподавания, в которой не только ученик должен овладевать широким спектром предметов, но и преподаватель владеет несколькими дисциплинами. В современной практике такие педагоги реализуют бинарный подход в образовании, когда выстраивают общую логику образовательного процесса исходя из взаимосвязанности всех преподаваемых предметов, что также обеспечивает практикоориентированность процесса обучения. [1]

Таким образом, необходимо сделать вывод, что Толстой противопоставил современной школе систему воспитания, которую построил на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

Нельзя не согласиться, что педагогические цели в Яснополянской школе были реализованы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Однако, в педагогическом творчестве писатели были явные противоречия, и недостатки. При этом, Л. Н. Толстой, бесспорно, вошел в историю не только как великий русский писатель, но и как крупнейший педагог-мыслитель и новатор.

Литература:

  1. Константинов, Н. А. История педагогики/ Е.Н Медынский, М. Ф. Шабаев. — Просвещение: 1982.
  2. Пискунов, А. И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / под общ.ред. А. И. Пискунова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 533с.
  3. Толстой Л. Н. Воспитание и образование: пед.сочинения. —Москва: 2000.
  4. Толстой Л. Н. О методах обучения грамоте. —1872.
  5. Чернышевский, Н. Г. Статьи, исследования и материалы / ред. А. А. Демченко. —Саратов:2012.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая система, школа, авторская педагогическая система, крестьянский народ, полная свобода образования.


Ключевые слова

школа, педагогическая система, Яснополянская школа, авторская педагогическая система, крестьянские дети

Похожие статьи

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения

Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в

Народная школашкола массовая, не только для детей, но и для их родителей.

В функционировании народной школы Ушинский видит особую роль семьи...

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как...

В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке.

Гуманизм педагогики В. Н. Сорока-Росинского и современность

При организации процесса обучения в школе им. Достоевского он ориентировался на

педагогика — не столько наука, сколько этическая система, которая должна опираться на

Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство

Плетенева И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века.

К. Д. Ушинский о гуманитарности образования | Статья в сборнике...

Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в настоящее время представляется

Народная школашкола массовая, не только для детей, но и для их родителей. В функционировании народной школы Ушинский...

Использование системного подхода в исследовании проблем...

В «Педагогической энциклопедии» под ред. А. Г. Калашникова система народного образования рассматривается как научно построенная система, удовлетворяющая в наибольшей степени жизненным требованиям и запросам, являющаяся единой, целостной...

народная педагогика, народ, национальная система воспитания...

Изучение национальных ценностей образования в педагогических системах многих выдающихся теоретиков и практиков воспитания в России показывает, что национальные ценности образования в значительной мере обусловили их оригинальность и самобытность...

Педагогические идеи Виктора Николаевича Сороки-Росинского

Учиться, чтобы «выйти в люди»! Эти слова стали девизом школы и вошли в её гимн.

В организации процесса обучения в школе им. Достоевского были найдены следующие решения: дифференцированное обучение, которое потребовало деления учащихся по ряду показателей...

Похожие статьи

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения

Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в

Народная школашкола массовая, не только для детей, но и для их родителей.

В функционировании народной школы Ушинский видит особую роль семьи...

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как...

В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке.

Гуманизм педагогики В. Н. Сорока-Росинского и современность

При организации процесса обучения в школе им. Достоевского он ориентировался на

педагогика — не столько наука, сколько этическая система, которая должна опираться на

Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство

Плетенева И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века.

К. Д. Ушинский о гуманитарности образования | Статья в сборнике...

Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в настоящее время представляется

Народная школашкола массовая, не только для детей, но и для их родителей. В функционировании народной школы Ушинский...

Использование системного подхода в исследовании проблем...

В «Педагогической энциклопедии» под ред. А. Г. Калашникова система народного образования рассматривается как научно построенная система, удовлетворяющая в наибольшей степени жизненным требованиям и запросам, являющаяся единой, целостной...

народная педагогика, народ, национальная система воспитания...

Изучение национальных ценностей образования в педагогических системах многих выдающихся теоретиков и практиков воспитания в России показывает, что национальные ценности образования в значительной мере обусловили их оригинальность и самобытность...

Педагогические идеи Виктора Николаевича Сороки-Росинского

Учиться, чтобы «выйти в люди»! Эти слова стали девизом школы и вошли в её гимн.

В организации процесса обучения в школе им. Достоевского были найдены следующие решения: дифференцированное обучение, которое потребовало деления учащихся по ряду показателей...

Задать вопрос