Роль наставников в процессе домашнего воспитания и обучения дворян в XVIII веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 31.03.2019

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Нефедова, Ю. С. Роль наставников в процессе домашнего воспитания и обучения дворян в XVIII веке / Ю. С. Нефедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57637/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается роль наставников в обучении и воспитании молодых дворян в XVIII веке. У дворянских детей на протяжении жизни было много наставников, которые сменялись по мере их взросления. Это были кормилицы, няни, бонны, гувернантки и гувернеры, а также учителя. Каждый из них выполнял свои функции и внес весомый вклад в образование и нравственное воспитание молодых дворян.

Ключевые слова: дворянские наставники, роль наставников, гувернеры, дворянское воспитание, дворянское обучение.

Во многих дворянских семьях XVIII века родители, как правило, не занимались непосредственным домашним воспитанием и образованием молодых дворян, преимущественно они лишь старались тщательно его контролировать. Единственное, чем должны были заниматься родители, чаще всего мать — это обучать детей принципам православной веры [8, с.37]. Упоминание об этом можно найти в воспоминаниях оставленных дворянами о своем детстве, например, Дмитриев М. А. описывает, как его мать каждое утро читала молитвы в его комнате вместе с ним [3, с.38].

Помимо матери формированием и развитием религиозных норм у молодого дворянина занимался специально нанятый для этого сельский священник или дьяк. Под его руководством дети знакомились с Законом Божьим, а также с основами грамотности по Часослову и Псалтыри [8, с.24–25].

По мере взросления дворянских детей менялись и их наставники, которые имели большое значение для домашнего воспитания и образования молодых дворян [5, с.251].

Самым первым домашним воспитателем являлась кормилица, она занималась ребенком весь первый год его жизни. На эту должность могли брать и представительниц бедных сословий, так как основной их заботой являлось лишь биологическое развитие ребенка.

Так как беззаботное детство у дворянских детей заканчивалось рано — обычно в четырехлетнем, либо пятилетнем возрасте, то с этого момента для их нравственного воспитания нанимали няню. Именно она занималась процессом воспитания, мать обычно всего лишь контролировала его. В настоящее время существует несколько мнений о том, в чем состояла основная роль няни: первое — это лишь поддержание здоровья ребенка, его купание, кормление, второе мнение — роль няни заключалась так же и в духовном воспитании ребенка [6, с.189].

Зачастую дворянские дети сближались с няней гораздо ближе, чем с собственной матерью. Своими радостями и переживаниями дети делились именно с няней, в связи с этим их эмоциональная связь была гораздо сильнее, чем с собственными родителями [7, С.21].

В шесть-семь лет происходило расширение программы домашнего воспитания и образования молодых дворян. В это время в систему воспитания и обучения включают общеобразовательные предметы. В связи с этим происходит и расширение количества наставников [2, с.58–60].

В этом возрасте к дворянским детям приставляют бонну, которая обязательно имела иностранное происхождение, в основном из Германии либо Франции. Ее точная роль в воспитании и обучении молодых дворян до конца не известна, существуют мнения некоторых исследователей, что ее обязанностью являлось обучение детей иностранным языкам [6, с.211].

В шесть-семь лет девочки начинают заниматься с гувернантками, а мальчики с гувернерами. Зачастую это были люди иностранного происхождения — в основном из Франции, Швейцарии, Германии либо Англии. В зажиточные дворянские семьи приглашали одновременно несколько гувернеров, которые имели разную национальность [1, с.19].

В обязанности гувернанток и гувернеров входило как умственное, так и нравственное воспитание молодых дворян. Они занимались с детьми изучением различных предметов — танцев, музыки, этикета, иностранных языков. Занимаясь нравственным развитием дворянских детей, они учили их правильному поведению, которое соответствовало бы их высокому происхождению и статусу в обществе. В соответствии с этим гувернеры приучали детей к соблюдению дисциплины, послушанию и уважению родителей, достойному и учтивому поведению не только в светском обществе, но и с низшими сословиями. Помимо выполнения своих обязанностей, гувернеры помогали детям с выполнением уроков, чтением книг, а также следили за здоровьем и внешним видом молодых дворян [10].

По сути, для многих дворянских детей гувернантки и гувернеры заменяли родителей. Во многих воспоминаниях дворян о своем детстве можно найти уважительные и теплые слова в адрес гувернеров, например, в мемуарах Вигеля Ф. Ф.: «Шевалье де-Ролен-де-Бельвиль… не слишком молодой, умный и весьма осторожный, сей повеса старался со всеми быть любезен и умел всем нравиться… Обхождение его со мною с самой первой минуты меня пленило… Он начал давать мне дружеские советы…я чувствовал себя совсем на свободе… Мало-помалу приучил он меня видеть во Франции прекраснейшую из земель, вечно озаренную блеском солнца и ума, а в ее жителях избранный народ, над всеми другими поставленный…. Он познакомил меня с именами Расина, Мольера и Буало, о которых я, к стыду моему, дотоле не слыхивал, и возбудил во мне желание их прочесть…» [9, с.131].

Так как в процессе домашнего воспитания и обучения молодые дворяне должны были освоить множество разнообразных предметов, то в дворянский дом нанимали учителей, которые обучали дворянских детей отдельным специальным дисциплинам [6, с.251]. Учителя так же занимали важное место в воспитании и обучении дворян, их обязательно было несколько. Одни занимались с детьми техническими предметами, такими как математика, механика, фортификация, артиллерия. Такие предметы были нацелены на развитие практических навыков у молодых дворян, что было необходимо для их будущей жизни в дворянском обществе [8, с.34].

Другие учителя занимались с детьми словесными предметами, такими как русский язык, орфография, зарубежная и русская литература. В обязанности других учителей входило физическое воспитание молодых дворян [6, с.252]. Эти учителя занимались с детьми гимнастикой, фехтованием, верховой ездой, плаванием, танцами, все это было необходимо для развития ловкости и выносливости, которыми должен был обладать каждый достойный дворянин [4, с.59].

Таким образом, по мере взросления дворянских детей менялись и их наставники. Роль каждого из них в процессе домашнего воспитания и обучения молодых дворян в XVIII веке очень велика, по сути, они заменяли для дворянских детей родителей и занимались не только их биологическим развитием, но и морально-нравственным воспитанием и обучением молодых дворян.

Литература:

  1. 1.Барашев М. А. Воспитание и образование русского дворянства второй половины XVIII — начала XIX веков. Очерки / М. А. Барашев.-Владимир: ВлГУ, 2005 — 56с.
  2. 2.Барашев,М. А. Домашние учителя в русской дворянской усадьбе второй половины XVIII–начала XIX веков/М. А. Барашев//Проблемы России: история и современность: сб.науч.ст. – Владимир: Ред.издат.комплекс ВлГУ,2003.-С. 58–60.
  3. Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни/М. А. Дмитриев; подготовка текста и примеч. К. Г. Боленко, Е. Э. Ляминой, Т. Ф. Нешумовой.- М.: Новое литературное обозрение, 1998.-752 с.
  4. Каменев А. И. Русское дворянское воспитание и этика/А. И. Каменев.–СПб:Век,1998.-295 с.
  5. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России: Учебное пособие/Д. И. Латышина. - М.: Гардарики,2005.-603 с.
  6. Мальцев Д. И. История воспитания и образования в России XVIII-XIX в./Д. И. Мальцев.-М.: Пресса,2007.-376 с.
  7. Марасинова E. H. Русский дворянин второй половины XVIII в./Е. Н. Марасинова // Вестник МГУ. Сер. 8. История.-1991.-№ 1.-С. 17–28.
  8. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина/О. С. Муравьева.-М.:Линка-Пресс,1995.-55 с.
  9. Подольская И. И. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век/сост. И. И. Подольская.–М.: Правда, 988.-560 с.
  10. Филина А. И. Особенности воспитания в дворянских семьях XVIII — XIX века /А. И. Филина//Гуманитарные научные исследования. URL:http://human.snauka.ru/2017/02/16739 (дата обращения: 21.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, домашнее воспитание, гувернер, образование молодых дворян, обучение молодых дворян, иностранное происхождение, мера взросления, наставник, нравственное воспитание молодых дворян, роль наставников.


Ключевые слова

дворянские наставники, роль наставников, гувернеры, дворянское воспитание, дворянское обучение

Похожие статьи

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Сторонник женского образования И.И.Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости формирования в обществе уважения к женщине как матери и воспитательнице.

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение...

Домашнее образование также не отвечало требованиям времени. В отношении данных по уровню образованности на 1897 г

Во-первых, тем самым будет обеспечено нравственное руководство для молодых людей, вынужденных жить вне дома, т.е. для тех молодых дворян...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание

В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и...

Традиции воспитания пажей в императорской России

Чтобы упорядочить дело воспитания и образования придворного юношества, в 1785 году уже при Екатерине II пажеский пансион преобразовали в

Воспитание и обучение в корпусе было проникнуто духом христианского вероучения. Кроме военных дисциплин, светские предметы...

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Молодой ученый.

Начиная свою деятельность в сфере воспитания и благотворительности, Мария Федоровна приняла на

В данном учебном заведении функционировало два отделения: одно для детей благородного происхождениядворян, другое — для детей солдатских.

Заведующий как постоянный наставник нравственного...

Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и

Он определяет место и роль каждого сотрудника в реализации программы воспитания и

Большое место в работе заведующего занимает реализация нравственного воспитания в...

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных...

Кормильство — форма домашнего воспитания детей знати. Князь подбирал для своего сына или дочери знатных воевод или бояр, которые жили в других волостях. Ребёнок не только оставался там на воспитание, но и княжил в этой волости.

Право на образование в дореволюционной России: особенности...

Для детей дворян и чиновников были созданы семиклассные гимназии (там готовили к поступлению на

В военные училища принимали и выпускников гражданских высших и средних учебных заведений независимо от их сословной принадлежности в возрасте не моложе 16 лет.

Воспитание детей в царских семьях | Статья в журнале...

Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитаниявоспитание императорских детей рода Романовых исторически образованными, привыкшими гордиться своими предками и нести ответственность...

Похожие статьи

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Сторонник женского образования И.И.Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости формирования в обществе уважения к женщине как матери и воспитательнице.

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение...

Домашнее образование также не отвечало требованиям времени. В отношении данных по уровню образованности на 1897 г

Во-первых, тем самым будет обеспечено нравственное руководство для молодых людей, вынужденных жить вне дома, т.е. для тех молодых дворян...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание

В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и...

Традиции воспитания пажей в императорской России

Чтобы упорядочить дело воспитания и образования придворного юношества, в 1785 году уже при Екатерине II пажеский пансион преобразовали в

Воспитание и обучение в корпусе было проникнуто духом христианского вероучения. Кроме военных дисциплин, светские предметы...

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Молодой ученый.

Начиная свою деятельность в сфере воспитания и благотворительности, Мария Федоровна приняла на

В данном учебном заведении функционировало два отделения: одно для детей благородного происхождениядворян, другое — для детей солдатских.

Заведующий как постоянный наставник нравственного...

Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и

Он определяет место и роль каждого сотрудника в реализации программы воспитания и

Большое место в работе заведующего занимает реализация нравственного воспитания в...

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных...

Кормильство — форма домашнего воспитания детей знати. Князь подбирал для своего сына или дочери знатных воевод или бояр, которые жили в других волостях. Ребёнок не только оставался там на воспитание, но и княжил в этой волости.

Право на образование в дореволюционной России: особенности...

Для детей дворян и чиновников были созданы семиклассные гимназии (там готовили к поступлению на

В военные училища принимали и выпускников гражданских высших и средних учебных заведений независимо от их сословной принадлежности в возрасте не моложе 16 лет.

Воспитание детей в царских семьях | Статья в журнале...

Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитаниявоспитание императорских детей рода Романовых исторически образованными, привыкшими гордиться своими предками и нести ответственность...

Задать вопрос