К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 23.03.2019

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Марушкина, Н. С. К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе / Н. С. Марушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57161/ (дата обращения: 06.05.2024).



Продолжающийся процесс поиска наиболее оптимальной модели системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нашей стране диктует необходимость активной работы по совершенствованию соответствующего отраслевого законодательства. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за последние пять лет было принято 58 Федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в основополагающий Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — (далее — Закон «О контрактной системе»). Между тем, нельзя не отметить явно недостаточное внимание законодателя к проработке ключевых дефиниций сферы государственных и муниципальных закупок — таких как «государственные и муниципальные нужды», которые до настоящего момента так и не получили своего нормативного закрепления. Отсутствие определения названных правовых категорий в действующем законодательстве повлекло за собой как неоправданно широкое их толкование в практике правоприменения, так и чрезвычайно живую дискуссию в научной литературе и специализированной прессе.

Значительная часть специалистов, формулируя собственные авторские определения государственных и муниципальных нужд, не разделяет данные правовые категории. В частности Е. Л. Барыбина в своем диссертационном исследовании определяет государственные и муниципальные нужды — как «общественно значимые нужды (потребности) соответствующего публично-правового образования, определенные нормой права, объективно существующие, которые направлены на удовлетворение интересов неопределенного круга лиц (населения), реализуемые в установленном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления» [1, с. 12]. Согласно определению, приведенному И. В. Рузановым государственные и муниципальные нужды есть «юридически выраженные интересы, которые невозможно удовлетворить в индивидуальном порядке» [6, с. 69]. По мнению М. В. Лалиевой «государственные и муниципальные нужды» — объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично-правового образования, регламентированные законом, которые способствуют удовлетворению интересов неопределенного круга лиц, а также реализуемые в определенном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления». [2, с. 96].

Следует отметить, что рядом авторов государственные и муниципальные нужды весьма справедливо разделяются. Ими же приводятся определения каждого из названных правовых институтов. Так, П. С. Тарабаев относит к государственным нуждам «финансируемые за счет средств федерального бюджета потребности Российской Федерации и государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для реализации государством своей публичной функции, удовлетворяемые, как правило, посредством заключения на основе торгов государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» [7, с. 7]. К. Б. Маркеловым приводится определение, согласно которому «государственные нужды — потребности соответствующих субъектов в средствах федеральных и региональных бюджетов для финансирования товаров, работ и услуг». [3, с. 8] Категория «муниципальные нужды», определяется Л. А. Чердаковой как «потребности муниципального образования в товарах, результатах работ, оказании услуг, а также в совершении действий, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования». [8, с. 10].

В литературе неоднократно упоминался в качестве достаточно положительного законодательного опыта трактовка действовавшего ранее Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу с 01.01.2014), закрепившего в тексте ст. 3 отдельные определения каждой из правовых категорий «государственные нужды» и «муниципальные нужды». В свою очередь действующий Федеральный закон «О контрактной системе», не закрепляя сами понятия «государственные и муниципальные нужды», в своей статье 13 ограничился определением круга целей осуществления государственных и муниципальных закупок, установив в качестве последних удовлетворение закрытого перечня публичных нужд.

Таким образом, представляется совершенно очевидным, что как в современной правовой доктрине, так и в праве сформировалось понимание категорий «государственные и муниципальные нужды», основанное на следующем:

− Определение сущности государственных и муниципальных нужд через понятие «потребности»;

− Публичный характер государственных и муниципальных нужд (потребностей);

− Нормативно закрепленные пределы публичных нужд (потребностей), а также порядок их реализации;

− Реализация органами публичной власти независимо от ее уровня.

Анализируя исторический опыт организации публичной власти в Российском государстве двух минувших столетий Н. В. Марушкин отмечал, что ранее закрепленные в отечественном законодательстве правовые категории «местные и общегосударственные пользы и нужды», «разрешение вопросов, имеющих местное для данной территории значение», «вопросы республиканского и общесоюзного значения» на сегодняшний день трансформировались в обозначение таких ключевых компонентов правовых статусов государственных и муниципальных образований, как «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения» [4, с. 80–81]. Следует отметить, что на схожих позициях стоит известнейший отечественный государственник С. А. Авакьян, указывавший на то, что «органы государственной власти решают вопросы государственного значения; органы местного самоуправления решают вопросы местного значения». [5] В свете изложенного следует весьма критично отнестись к утверждению Л. А. Чердаковой о том, что «вопросы местного значения определяются потребностями муниципального образования» [8, с. 16]. Скорее пределы государственных и муниципальных потребностей обусловлены определенными законодательством вопросами государственного и местного значения, отнесенными к компетенции соответствующих публично-правовых образований.

Таким образом, считаем целесообразным нормативно закрепить, путем внесения изменений в ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе» следующие определения институтов «государственные и муниципальные нужды»:

Государственные нужды — обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов государственного значения.

Муниципальные нужды — обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Барыбина Е. Л. Правовые средства самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2015. С. 24.
  2. Лалиева М. В. Государственные и муниципальные нужды: трактовка понятия //Отечественная юриспруденция. 2018. № 3 (28). С. 93–96.
  3. Маркелов К. Б. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 22.
  4. Марушкин Н. В. От «местных польз» к «вопросам местного значения»: исторический путь местного самоуправления в России. // Альманах современной науки и образования.- Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (98). C. 79–81.
  5. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян) Юстицинформ, 2014) — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  6. Рузанов И. В. Конституционная идея общего блага как основание изъятия земельных участков для государственных нужд [Текст] / И. В. Рузанов // Юридический вестник Самарского университета. — 2015. — № 3. — С. 68–69.
  7. Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 180.
  8. Чердакова Л. А. Осуществление права собственности муниципальными образованиями: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2015. С. 25.
Основные термины (генерируются автоматически): нужда, местное значение, Российская Федерация, контрактная система, местное самоуправление, государственная власть, государственное значение, муниципальное образование, потребность, счет средств.


Похожие статьи

Проблемы финансового обеспечения органов местного...

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами...

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Муниципальные потребности нужно рассматривать как потребность муниципалитетов в развитии

- финансирование муниципального заказа из средств местных бюджетных или...

К вопросу о недостатках юридической техники: на примере...

Под государственными нуждами в данном законе понимались обеспечиваемые за счет средств

в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо

Однако на практике сложно назвать действующую систему закупок эффективной и результативной.

Правовые основы размещения муниципального заказа...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование...

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

От взаимоотношений местного самоуправления и системы государственной власти зависит эффективность управления государственными и общественными делами [2]. В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти...

местное самоуправление, местное значение, Российская...

местное самоуправление, местное значение, Российская Федерация, полномочие органов, пожарная безопасность, местная власть, алкогольная продукция, муниципальное образование, розничная продажа...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия гражданского общества. Местное самоуправление завершает систему органов власти страны. Это то последнее звено, где должны исполняться законы и решения государственной...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе...

Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института

Имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны (средства бюджета МСУ

5.Расходы местного самоуправления осуществляются на основании представленного...

Похожие статьи

Проблемы финансового обеспечения органов местного...

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами...

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Муниципальные потребности нужно рассматривать как потребность муниципалитетов в развитии

- финансирование муниципального заказа из средств местных бюджетных или...

К вопросу о недостатках юридической техники: на примере...

Под государственными нуждами в данном законе понимались обеспечиваемые за счет средств

в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо

Однако на практике сложно назвать действующую систему закупок эффективной и результативной.

Правовые основы размещения муниципального заказа...

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ, муниципальное имущество, Российская Федерация

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование...

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

От взаимоотношений местного самоуправления и системы государственной власти зависит эффективность управления государственными и общественными делами [2]. В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти...

местное самоуправление, местное значение, Российская...

местное самоуправление, местное значение, Российская Федерация, полномочие органов, пожарная безопасность, местная власть, алкогольная продукция, муниципальное образование, розничная продажа...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия гражданского общества. Местное самоуправление завершает систему органов власти страны. Это то последнее звено, где должны исполняться законы и решения государственной...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе...

Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института

Имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны (средства бюджета МСУ

5.Расходы местного самоуправления осуществляются на основании представленного...

Задать вопрос