Гарантии и принципы института обращений граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Ооржак, С. С. Гарантии и принципы института обращений граждан / С. С. Ооржак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57133/ (дата обращения: 04.05.2024).



Переходя к рассмотрению системы гарантий и принципов института права граждан на обращение, сделаем акцент на том, что рассматриваемый феномен носит абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер. Все дееспособные граждане вправе обращаться в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления, к должностным лицам. Этому праву корреспондируют обязанности упомянутых органов принять соответствующее обращение, зарегистрировать его, рассмотреть и дать исчерпывающий и своевременный ответ. Право граждан на обращение входит в блок прав и свобод, для осуществления которых требуется элемент правовой активности, инициативы и желания самих граждан защищать свои права, с одной стороны, и как минимум — содействие органов государственной власти и местного самоуправления, с другой стороны.

Основной Закон в ст. 33 закрепляет право на обращение исключительно за гражданами Российской Федерации, однако уже в Законе № 59-ФЗ дается разъяснение, что установленный законом порядок распространяется на правоотношения, связанные также с рассмотрением обращений иностранных граждан и апатридов, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом. В научной литературе между тем можно встретить и мнения о сомнительности таких расширительных подходов со стороны законодателей, без учета четких положений конституционных норм 1, с. 1130–1134.

В силу ст. 2 Закона № 59-ФЗ, право граждан на обращение реализуется свободно и добровольно. При этом запрещено нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно 2, с. 7–9.

В ч. 3 ст. 11 Закона № 59-ФЗ закреплена норма, позволяющая субъектам публичного управления — адресатам обращения, которое содержит нецензурное либо оскорбительное выражение, оставить последнее без ответа по существу поставленных в нем вопросов. Как разъяснено Конституционным Судом, данная норма основывается на недопустимости нарушений прав и свобод других лиц при реализации права на обращение. Это законоположение направлено на защиту чести и достоинства личности, охрану общественных отношений в сфере рассмотрения обращений граждан, так как заявитель, используя нецензурное либо оскорбительное выражение, преследует цель не защитить свои права и законные интересы, но унизить честь и достоинство лица, рассматривающего обращение, либо иных лиц 3.

К основным принципам, лежащим в основе права на обращение, относятся следующие:

1) принцип всеобщности;

2) запрет злоупотребления правом на обращение;

3) принцип равноправия (равного обращения);

4) принцип транспарентности, в силу которого рассмотрению подлежат любые обращения граждан, и устанавливаются гарантии безопасности инициаторов обращений;

5) принцип равной ответственности граждан и органов государственной власти и органов местного самоуправления;

6) принцип подведомственности, означающий, что рассматривать обращения должны именно те органы, в круг полномочий (компетенция) которых входит разрешение вопросов, поставленных в обращениях;

7) принцип верховенства права, объективности, законных ожиданий, поддержания доверия к деятельности субъектов публичной власти, всесторонности, своевременности рассмотрения обращений и т. п.

Еще один важный принцип, а именно — принцип свободного и добровольного направления обращений закреплен в п. 2 ст. 2 Закона № 59-ФЗ где определено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно и никто не должен обязывать граждан обращаться их в соответствующие органы, либо требовать от них отказаться от решения о таком обращении 4, с. 12–16. Субъекты права на обращение вправе направлять в компетентные органы любые обращения, однако это не должно нарушать права и свободы других лиц.

Полагаю, требуется непосредственное закрепление (т. е. нормативная легализация) этих принципов в Законе № 59-ФЗ, что сделало бы более основательной и стабильной правовую регламентацию в рамках данного института 5, с. 139–143.

В силу п. 1 ст. 6 Закона № 59-ФЗ запрещается преследовать граждан в связи с их обращениями — с критикой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Полагаю, данная норма должна трактоваться расширительно, а именно: недопустимо преследовать не только самого заявителя, но и членов его семьи в связи с поданным обращением. Иначе это законоположение становится фикцией: преследуя не самого гражданина, заявившего жалобу, а его родных и близких можно с легкостью достичь идентичных результатов.

Полагаю, нужно сделать особый акцент, что праву на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления корреспондирует право на конфиденциальность (прайвеси). При рассмотрении обращений нельзя разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а равно сведения, касающиеся частной жизни граждан, без их на то согласия. При этом не является разглашением сведений, содержащихся в обращениях, перенаправление письменных обращений в те органы, к компетенции которых относится разрешение вопроса, поставленного в обращении (п. 2 ст. 6 Закона № 59-ФЗ). Допустимы исключения, когда иное (кроме адресата обращения) лицо вправе получать доступ к указанным сведениям, а именно: заявитель согласен на подобное предоставление сведений, последнее детерминировано переадресацией обращения компетентному органу власти 6, с. 36–38.

Несмотря на целый ряд установленных законом гарантий и принципов реализации права граждан на обращение, действия (бездействие)органов государственной власти и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан зачастую признаются судами не соответствующими требованиям федеральных законов 7.

Литература:

  1. Кузнецова Е. В., Сосновских А. В. Нормативно-правовые основы регулирования права граждан на обращение в органы местного самоуправления // Экономика и социум. 2016. № 2. С. 1130–1134.
  2. Кравченко В. Б. Правовая регламентация и практические вопросы реализации права граждан на обращение // Донецкий юридический вестник. 2018. № 4. С. 7–9
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1342-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр-на Бугаенко А. А. на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 62 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  4. Белякова П. А. Вопросы защиты конституционных прав граждан и организаций на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления // Вопросы законности. 2015. № 5. С. 12–16
  5. Соловьев С. Г., Попов И. Е. Совершенствование правового регулирования института обращений граждан // Юридический факт. 2017. № 12. С. 139–143
  6. Соловьев С. Г., Давыдова И. П. Обратная связь с потребителями муниципальных услуг: правовые вопросы теории и практики // Правовые инновации в XXI веке. 2018. № 3. С. 36–38.
  7. «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): обращение, государственная власть, местное самоуправление, гражданин, орган, рассмотрение обращений, адресат обращения, лицо, оскорбительное выражение, свобода.


Похожие статьи

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином. Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее положительное...

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или

Заявления — это просьбы о содействии гражданам в реализации конституционных прав и свобод их самих или третьих лиц, либо сообщения о...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, обращение, Казахстан, лицо, гражданин, гражданин Республики, обращение граждан...

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб...

Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в

Заявление — это просьба гражданина о помощи в реализации его конституционных прав и свобод, либо это сообщение о нарушении законов и...

Обращения граждан с использованием портала ССТУ.РФ и его...

орган, местное самоуправление, государственная власть, Российская Федерация, обращение, программное обеспечение, гражданин РФ, устное обращение граждан, Новосибирская область, личный прием.

Принципы производства по обращениям граждан

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Суть этого принципа в том, что субъекты права обращений вправе направить в государственные органы и органы местного самоуправления любые по содержанию...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение

Жалоба, как вид обращения, согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» это просьба гражданина о восстановлении...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

Похожие статьи

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между органами власти и гражданином. Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее положительное...

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или

Заявления — это просьбы о содействии гражданам в реализации конституционных прав и свобод их самих или третьих лиц, либо сообщения о...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, обращение, Казахстан, лицо, гражданин, гражданин Республики, обращение граждан...

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб...

Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в

Заявление — это просьба гражданина о помощи в реализации его конституционных прав и свобод, либо это сообщение о нарушении законов и...

Обращения граждан с использованием портала ССТУ.РФ и его...

орган, местное самоуправление, государственная власть, Российская Федерация, обращение, программное обеспечение, гражданин РФ, устное обращение граждан, Новосибирская область, личный прием.

Принципы производства по обращениям граждан

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Суть этого принципа в том, что субъекты права обращений вправе направить в государственные органы и органы местного самоуправления любые по содержанию...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение

Жалоба, как вид обращения, согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» это просьба гражданина о восстановлении...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

Задать вопрос