Проблемы регулирования обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 04.03.2019

Статья просмотрена: 1292 раза

Библиографическое описание:

Ооржак, С. С. Проблемы регулирования обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления / С. С. Ооржак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56887/ (дата обращения: 30.04.2024).



Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронных документов предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Под обращениями граждан понимают соответствующие акты-волеизъявления, направленные на достижение общественно значимой цели и общего блага либо же реализацию и защиту индивидуальных (частных) субъективных прав и законных интересов конкретных частных лиц. По своему юридическому характеру они всегда являются именно юридическими актами, т. е. действиями, целенаправленно и сознательно направленными на создание правовых последствий.

Предложения представляет собой рекомендации граждан в части усовершенствования правовых актов, деятельности ОГВ/ОМС, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявления — это просьбы о содействии гражданам в реализации конституционных прав и свобод их самих или третьих лиц, либо сообщения о правонарушении, недостатках в работе государственных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных субъектов публичного управления. Жалобы суть просьбы о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

По своей форме обращения граждан подразделяются на письменные и устные. По видам обращения подразделяются на предложения, заявления, жалобы, запросы; по источнику путей поступления обращений, поступившие по почте, телефону «горячая линия», на личном приеме руководителя управления; по субъекту обращений — физические и юридические лица, органы государственной власти, общественные организации.

Институт права граждан на обращения в органы государственной власти представляет собой закрепленные в нормах Основного Закона субъективное право человека и гражданина, включая иностранцев и апатридов, а также объединений граждан и юридических лиц непосредственно или через представителя в устной или письменной формах обратиться лично, а равно направить индивидуальное или коллективное обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции с целью охраны, защиты, восстановления и реализации своих прав и свобод, прав и свобод других лиц, публичные интересы общества и государства, а равно обязанности этих органов и должностных лиц, которым направлены обращения, своевременно и надлежащим образом рассматривать и принимать по ним законные и обоснованные решения и сообщать о них заявителям.

Исторический генезис правовой регламентации рассматриваемого института неразрывно связана с конкретно-исторической спецификой того или иного этапа в жизни нашей державы. Если же говорить о настоящем конкретно-историческом периоде, то, соблюдая определенную преемственность, институт права граждан на обращения сегодня направлен на защиту частного лица от самодурства власти и административного произвола; на исторические традиции также опирается использование права граждан на обращение для текущего мониторинга эффективности государственно-управленческого воздействия и сохранения стабильности в обществе. К сожалению, широкое участие народных масс в управленческих процессах не отличается глубокими историческими корнями. Однако, на мой взгляд, именно эта функция — показатель степени демократизации и правового характера любого сообщества.

Таким образом, институт права граждан на обращение в контексте самостоятельного (относительно обособленного) массива принципов и правовых предписаний представляет собой сложную и достаточно разветвленную нормативную конструкцию (институт) конституционного, административного и, отчасти, муниципального права. В качестве своей нормативной основы он включает законодательные акты федерального и регионального уровня, а также акты муниципального уровня.

Подводя итоги исследованию и резюмируя вышесказанное, можно сделать общее заключение о том, что право граждан на обращение носит абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер. Все дееспособные граждане вправе обращаться в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления, к должностным лицам. Этому праву корреспондируют обязанности органов власти принять соответствующее обращение, зарегистрировать, рассмотреть и дать своевременный ответ.

Полагаю, требуется непосредственное закрепление принципов, лежащих в основе права граждан на обращение, в действующем законодательстве, что сделало бы более основательной и стабильной правовую регламентацию в рамках данного института. Также, дальнейшее совершенствование и реформирование данного института должно быть связано с широким внедрением в практику всех органов власти и местного самоуправления новейших технологических достижений информационной и электронной революций, включая электронный документооборот, автоматический учет, апробация дигитал-технологий и т. д. Подобный процесс характеризует сдвиг всей системы государственного управления в сторону качественно новой ступени, нового способа взаимодействий с населением, именуемый «электронным правительством». Последнее понимается также как система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества публичных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузка на граждан и организации, связанные с их получением.

Институт права граждан на обращение разительно изменился (и продолжает меняться), выступая ключевым механизмом для реализации и защиты прав человека и гражданина. Сегодня подавляющее большинство обращений подлежат обработке с использованием новейших информационных технологий. В этом контексте руководством страны поставлена масштабная задача — максимально упростить процессы взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, используя ИТ-технологии и современный инструментарий цифровых систем. В этом контексте настоятельно требуется новый подход к такого рода информационным системам, взглянуть на них со стороны самого пользователя (гражданина), и вся дальнейшая модернизацию последних должна, безусловно, проводиться именно с учетом этих соображений. Чтобы обеспечивать и успешно продвигать свои национальные интересы, информационный и технологический суверенитет, а также конкурентоспособность Россия должна еще более энергично использовать возможности цифровых технологий. В условиях агрессивного окружения на международной арене и других многочисленных вызовов XXI века, наша страна в стратегическом плане не может допустить какого-либо отставания в развитии такой важнейшей сферы, как цифровые и другие сквозные технологи. Более того, мы должны (и имеем все условия для этого) сделать все для технологического рывка, чтобы догнать, а в некоторых областях — и перегнать группу передовых стран-лидеров.

Главная проблема, чтобы эффективно применять ст. 5.59 КоАП РФ на практике, является то обстоятельство, что многие должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, на действия или бездействие которых и приходится основное количество обращений граждан, из-за наличия специального законодательства просто-напросто не подлежат административной ответственности по общей норме Закона. К ним, в частности, в силу ст. 30.1.1, 30.1.2. КоАП РФ относятся сотрудники ОВД (включая полицию), сотрудники Следственного Комитета РФ, прокуроры, судьи, депутаты и пр. Допущенные ими нарушения по службе, включая нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, рассматриваются в порядке дисциплинарного производства исключительно по желанию руководителя или по выводам комиссии, в узком кругу, без привлечения суда и представителей общественности, что, на мой взгляд, прямо нарушает гарантированное основным Законом равенство всех и каждого перед законом и судом. В этом контексте и в целях защиты права граждан на обращение считаю целесообразным из текста Закона № 59-ФЗ исключить п. 2 ст. 1 либо распространить действие ст. 5.59 КоАП РФ на нарушения всех законодательных актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, не ограничиваясь только нормами Закона № 59-ФЗ.

Литература:

  1. Авджян Г. Д., Серебрянникова Е. А. Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления // В сборнике: Актуальная проблематика экономических и управленческих процессов: вызовы XXI века Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 4–9.
  2. Белякова П. А. Вопросы защиты конституционных прав граждан и организаций на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления // Вопросы законности. 2015. № 5. С. 12–16.
  3. Бондаренко М. В. Реализация конституционного права граждан на обращение: историко-правовой аспект // Право и закон. 2016. № 3 (68). С. 13–16.
  4. Иглин А. В. Особенности обращений граждан в органы местного самоуправления // Современное общество и власть. 2016. № 1 (6). С. 125–132.
  5. Соловьев С. Г., Попов И. Е. Совершенствование правового регулирования института обращений граждан // Юридический факт. 2017. № 12. С. 139–143.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, местное самоуправление, гражданин, орган, РФ, акт, институт, мой взгляд, обращение граждан, правовая регламентация.


Похожие статьи

Конституционно-правовая сущность института обращений...

Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления.

Таким образом, можно заключить, что институт обращений граждан в органы власти и местного самоуправления – важный элемент системы защиты...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина

обращение — индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти и местного...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении... Статья 33 Конституции Российской Федерации защищает законные интересы...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

В статье рассматриваются правовая регламентация деятельности Федеральной миграционной службы при обращении к ним за помощью граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Принципы производства по обращениям граждан

ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет общее правило: «Запрещается направлять жалобу

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Гражданин направляет жалобу непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в

Обращение, поступившее в орган государственной власти рассматривается в течение тридцати дней с момента его регистрации.

местное самоуправление, Российская Федерация, обращение...

Деятельность органов местного самоуправления направлена на разрешение вопросов

Гражданин, не получив удовлетворения гарантированных Конституцией РФ и иными

Данный этап начинается с обращения гражданина в орган государственной власти или орган...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

обращение, гражданин, государственная власть, местное... Узбекистан, сход граждан, гражданское общество, правовой статус, социальная защита, Орган самоуправления, самоуправление граждан, местное значение, местное самоуправление, тысячелетняя...

Внедрение современных проектов для улучшения работы...

культурное наследие, РФ, орган, обращение, порядок рассмотрения обращений граждан, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная

Говоря о правовой регламентации порядка рассмотрения обращений граждан, стоит отметить, что ФМС России...

Похожие статьи

Конституционно-правовая сущность института обращений...

Конституционно-правовая сущность института обращений граждан в органы государственного управления.

Таким образом, можно заключить, что институт обращений граждан в органы власти и местного самоуправления – важный элемент системы защиты...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина

обращение — индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти и местного...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении... Статья 33 Конституции Российской Федерации защищает законные интересы...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

В статье рассматриваются правовая регламентация деятельности Федеральной миграционной службы при обращении к ним за помощью граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Принципы производства по обращениям граждан

ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет общее правило: «Запрещается направлять жалобу

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Гражданин направляет жалобу непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в

Обращение, поступившее в орган государственной власти рассматривается в течение тридцати дней с момента его регистрации.

местное самоуправление, Российская Федерация, обращение...

Деятельность органов местного самоуправления направлена на разрешение вопросов

Гражданин, не получив удовлетворения гарантированных Конституцией РФ и иными

Данный этап начинается с обращения гражданина в орган государственной власти или орган...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

обращение, гражданин, государственная власть, местное... Узбекистан, сход граждан, гражданское общество, правовой статус, социальная защита, Орган самоуправления, самоуправление граждан, местное значение, местное самоуправление, тысячелетняя...

Внедрение современных проектов для улучшения работы...

культурное наследие, РФ, орган, обращение, порядок рассмотрения обращений граждан, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная

Говоря о правовой регламентации порядка рассмотрения обращений граждан, стоит отметить, что ФМС России...

Задать вопрос