Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 1272 раза

Библиографическое описание:

Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры / Н. Н. Янкина, В. В. Данилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 154-161. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56811/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, сенсорное развитие включено в содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Познавательное развитие» и направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). В работе с детьми раннего возраста главное, обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и в первую очередь развитие представлений о свойствах предметов.

Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе с дидактическим материалом. Согласно определению А. И. Сорокиной «дидактический материал — систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположении и т. д».. Как отмечает А. И. Сорокина «дидактическая игра имеет структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу (цель игры для детей), правила игры, игровые действия, результат игры». По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой группе относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, природных или строительных материалов и т. д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким-либо определённым признакам. К дидактическим материалам второй группы относятся пирамидки, матрёшки, стаканчики-вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определённой степени направляет действия ребёнка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят названия автодидактических (самообучающих).

В работе по сенсорному развитию детей используем разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал), которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяют придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми.

Детская игра «Собери бусы»

Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера с отверстием для нанизывания, шнурки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Детская игра «Мозаика»

Дидактическая задача: учить детей различать цвета, складывать несложные картинки, опираясь на образец, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, карты — образцы с примерами сборки.

Детская игра «Помощники»

Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Детская игра «Путаница»

Дидактическая задача: учить соотносить предметы по цвету и величине, закреплять знания детей об основных цветах.

Материал: контейнеры от киндер-сюрпризов разного цвета и размера.

Детская игра «Собери капельки встакан»

Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал: одноразовые стаканы разного цвета, капельки, вырезанные из цветного тонкого пластика.

Детская игра «Полянка»

C:\Users\user_vs\Pictures\IMG_5886.JPG

Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материал: планшет с горлышками от бутылок, оформленный в виде полянки с цветами, крышки с прикрепленными на них бабочками разного цвета, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Игры сбельевыми прищепками

Дидактическая задача: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Материал: прищепки разного цвета, вырезанные по контуру изображения солнышка, тучки, морковки, рыбки.

Детская игра «Укрась бабочку»

C:\Users\user_vs\Pictures\IMG_5909.JPG

Дидактическая задача: учить детей группировать предметы по цвету, закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятиях: один-много, большой-маленький; развивать мелкую моторику рук.

Материал: заготовки бабочек, вырезанные из тонкого разноцветного пластика, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера.

Дидактические игры и упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей, проводили их как вместе со всеми детьми, так и по подгруппам, индивидуально. Каждую игру проводили неоднократно, в эмоциональном тонусе, добиваясь внимания каждого ребёнка, длительность игр в зависимости от поставленных задач от 2–4 минут до 5–7 минут. Для поддержания постоянного интереса к игре использовали различные методические приёмы: индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово.

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливается для успешного интеллектуального развития, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми и предметами.

Литература:

  1. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. М.,1975.
  2. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014.
  3. Пилюгина Э. Г. Сенсорное развитие малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М.,1996.
  4. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.
  5. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. М., 2007.
  6. Аванесова В. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая задача, цвет, детская игра, мелкая моторика рук, материал, предмет, ребенок, зеленый цвет, игра, крышка.


Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития...

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию

Дидактические игры сцветными крышками.

Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет...

Главная задача дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит...

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении открывать и закрывать

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг...

Конспект организованной образовательной деятельности по...

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый хват. ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания. Похожие статьи. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство... Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Закреплять умения детей сравнивать предметы по цвету и находить одинаковые, учить

Правила игры. Браться за руки по сигналу тем, у кого цветы одинакового цвета. Материал.

При проведении дидактической игры воспитатель объясняет правила по ходу игры.

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования...

Дидактическая игра позволяет педагогу: руководить деятельностью детей, не вставая на позицию учителя; создавать действенную для дошкольника мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы.

Похожие статьи

Использование дидактических игр как средства развития...

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию

Дидактические игры сцветными крышками.

Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет...

Главная задача дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит...

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении открывать и закрывать

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг...

Конспект организованной образовательной деятельности по...

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый хват. ребенок, цвет, предмет, игра, правило игры, фигура, ход игры, воспитатель, дидактическая игра, величина.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания. Похожие статьи. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство... Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Закреплять умения детей сравнивать предметы по цвету и находить одинаковые, учить

Правила игры. Браться за руки по сигналу тем, у кого цветы одинакового цвета. Материал.

При проведении дидактической игры воспитатель объясняет правила по ходу игры.

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования...

Дидактическая игра позволяет педагогу: руководить деятельностью детей, не вставая на позицию учителя; создавать действенную для дошкольника мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы.

Задать вопрос