Развитие предпосылок логического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Развитие предпосылок логического мышления / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55908/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.

Ключевые слова: способности, логическое мышления, психология, упражнения на развитие.

Одной из самых важных способностей человека принято считать логическое мышление, которое помогает ему анализировать различные ситуации, с которыми он сталкивается, находить взаимосвязи между событиями и явлениями, которые он наблюдает и выделять необходимую ему информацию из всего многообразия знаний. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию этой способности, на протяжении всей жизни.

Особенно это актуально в дошкольном и школьном возрасте, так как в это время ребенок учится познавать мир сам, и, если в процессе его взросления его навыки логического мышления не будут тренироваться, он не сможет в дальнейшем успешно усваивать знания.

Перед тем как говорить о конкретных играх и упражнениях, направленных на развитие этой способности, необходимо дать теоретические знания по процессу мышления.

Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [1].

В своей работе «О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения» Е. Г. Ревина, писала, что мышление — это высшая ступень познания человеком действительности. Основными чувственными пластами мышления считаются представление, ощущение и восприятие окружающего мира и событий. Только органы чувств позволяют иметь человеку связь с окружающим миром и получать из него информацию. Самой важной формой переработки информации является мышления. В процессе решения задач мышления, которые возникают перед человеком во время его жизни, он размышляет, выделяет главное и тем самым познаёт порядок вещей и структуру явлений. Мышление формируется на основе восприятий и ощущений. Процесс преобразования ощущения в мысль очень сложен, он состоит в выделении и признака конкретного предмета, единичного из всего многообразия предметов [2].

Психолог Л. Ф. Тихомирова [3] в своей работе, посвященной психолого-педагогическим основам обучения в школе, пишет, что логическое мышление не дано человеку при рождении. Человек овладевает им в процессе во время обучения на протяжении жизни. Выделяя важную значимость математики в развитии логического мышления, психолог выделяет общие положения организации восприятия:

– описание продолжительности процесса воспитания культуры мышления, постоянное его проведение;

– недопущение неточностей в логике рассказа и описания; -привлечение детей в постоянную работу по улучшению своего логического мышления, которая воспринималась бы ими как личная значимая цель;

– внедрение в состав обучения совокупности явных теоретических знаний, знаний о способах ориентирования при выполнении умственных действий.

Далее будут представлены различные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления младших школьников.

Игра «Разложи фигуры» [4]. Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.

1-й вариант. В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый молча раскладывает карточки на группы по какому- либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8–12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки раскладываются по другому признаку.

2-й вариант. Карточки делятся поровну между играющими. Взрослый выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, первая карточка — маленький красный круг, ребенку нужно положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т. д.

Упражнение «Что не подходит?» выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами [5].

1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?».

2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.

Игра «Назови одним словом» проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера [5]. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их, одним словом.

Игра «Похож — не похож» позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивает наблюдательность, мышление и речь ребенка [5].

1-й вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Задача взрослого — обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию.

2-й вариант. Играющие садятся в кружок. Взрослый предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Все отгадывают, что было задумано.

В данной статье была раскрыта актуальность развивающей работы над таким познавательным процессом, как мышление. Были приведены примеры различных игр и упражнений на развитие данного познавательного процесса.

Литература:

  1. Мышление. Словесные субтесты // Программа исследования детей на готовность к школьному обучению. — М.: Просвещение, 1991. — С.9–13.
  2. Ревина, Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения. — М.: Межвузовский сборник научно-технических статей. — Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. — С. 141–145.
  3. Тихомирова, Л.Ф., А. В. Басов. Развитие логического мышления детей — М.: Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 254.
  4. Иванова А. Я. Методика исследования обучаемости — М.: «ИМАТОН», 2010. — С. 8–10.
  5. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, карточка, ребенок, игра, взрослый, мышление, окружающий мир, познавательный процесс, развитие этой, упражнение.


Ключевые слова

способности, психология, логическое мышления, упражнения на развитие

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития. Путь познания, который проходит ребенок в этот жизненный период, огромен.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного

Играэто огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших...

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления дошкольников — одна из

Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг...

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников...

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в

Развитие логического мышления у детей старшего... ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Развитие ребёнкапроцесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и

Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому

− содружество взрослого и ребёнка. Задания следуют друг за другом в определенном порядке.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста...

Мышлениеэто психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной...

Развитие логического мышления у детей младшего...

Мышлениеэто важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и

Главным предназначением этих игр является развитие операционной стороны интеллекта

Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на...

Дидактическая игра как средство развития логического...

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры. Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей...

Мышление и его развитие | Статья в журнале «Вопросы...»

Мышление— высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения

Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон...

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

В процессе мышления ребенок опирается на свои представления о предметах. При этом отсутствие сформированных когнитивных операций

Несмотря на недостаточное развитие абстрактно-логического мышления у детей дошкольного возраста, существует множество...

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития. Путь познания, который проходит ребенок в этот жизненный период, огромен.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного

Играэто огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших...

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления дошкольников — одна из

Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг...

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников...

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в

Развитие логического мышления у детей старшего... ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст...

Развитие мыслительных операций дошкольников 5–6 лет...

Развитие ребёнкапроцесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и

Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому

− содружество взрослого и ребёнка. Задания следуют друг за другом в определенном порядке.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста...

Мышлениеэто психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.

Дидактические игры направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной...

Развитие логического мышления у детей младшего...

Мышлениеэто важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и

Главным предназначением этих игр является развитие операционной стороны интеллекта

Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на...

Дидактическая игра как средство развития логического...

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры. Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей...

Мышление и его развитие | Статья в журнале «Вопросы...»

Мышление— высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения

Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон...

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

В процессе мышления ребенок опирается на свои представления о предметах. При этом отсутствие сформированных когнитивных операций

Несмотря на недостаточное развитие абстрактно-логического мышления у детей дошкольного возраста, существует множество...

Задать вопрос