Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 23.01.2019

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, Т. В. Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Т. В. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 391-392. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55906/ (дата обращения: 06.05.2024).



Нами разработан и апробирован вариант образовательной деятельности «Знакомимся с народной игрушкой». Представляем вниманию читателей образовательную деятельность на тему: «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

– Знакомить с произведениями народного искусства (загадки, народные игры, изделия декоративно-прикладного искусства);

– Уточнять представление о свойствах предметов;

– Закреплять знания о видах народных игрушек;

– Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Предварительная работа: чтение и разучивание художественного слова, рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Средства: мини-музей «Народная игрушка» (матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы), презентация «В стране кукол», клубок, красные и синие фишки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, а вы любите куклы? Ответы детей.

Воспитатель. Тогда я приглашаю вас в страну Кукляндию. А как мы туда можем попасть? Я вам предлагаю посмотреть презентацию, которая познакомит нас со страной Кукляндией. Ребята, садимся на стульчики и готовимся к просмотру. А как вы думаете, современные куклы сильно отличаются от кукол, которыми играли наши бабушки?

Воспитатель. А хотите сравнить. Ответы детей.

Воспитатель. А что же нас интересного ожидает? Куда клубочек знаний нам путь покажет? Куда он нас приведет? (воспитатель бросает клубочек, который катится к мини-музею «Народная игрушка». Ребята, вы помните, что собрано в этом музее? Ответы детей.

Воспитатель. За правильны ответы на вопросы я дам вам красные и синие фишки.

Отгадайте загадку:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь-

Будет спать

День, и два, и даже пять. (кукла).

О какой игрушке говориться в загадке? Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как у нас много игрушек. Игрушки у нас разные, вот полюбуйтесь на них. Это игрушки народные. А почему их так называют «народные»? Ответы детей.

Воспитатель. Какие это игрушки? Ответы детей.

Воспитатель. А теперь отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут в друг дружке,

А всего одна подружка (Матрешка).

Из чего сделаны матрешки? Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, какие они красавицы!

Проводится дидактическая игра «Наряди матрешку».

Дети выполняют.

Теперь другая загадка:

Знаменитая деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пестрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки.

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье!

Всем на удивление! Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке. Как она называется? Ответы детей.

Воспитатель. Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов. Какие цветы использовали художники? Ответы детей.

Воспитатель. Настроение у них радостное, веселое. Из чего их делали народные мастера? Ответы детей.

Воспитатель. Какими элементами их украшали? Ответы детей.

Воспитатель. Какие цвета использовали? Ответы детей.

Воспитатель. Постарайтесь отгадать последнюю загадку:

Кукла эта хороша…

Из тряпочек ее коса,

В русском доме

Она жила, деткам

Счастья принесла.

Какая это кукла? Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, вы очень внимательные гости. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Считалось, что она приносит здоровье, удачу и богатство. Это кукла теплая и легкая. Как вы думаете почему? Ответы детей.

Физкультминутка.

Воспитатель. Конечно, все куклы наших бабушек очень хороши, нос современными куклами их не сравнить. Ребята, а из чего сделана современная кукла? Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а мы сможем сделать куклу? А как? Ответы детей.

Воспитатель. Я предлагаю вам сделать дымковскую барыню, украсить ее платье узорами. А что нам для этого нужно. Ответы детей.

Дети подходят к столу, где лежит вырезанная из бумаги барыня и разложены элементы узоров дымковской росписи.

Воспитатель. Ребята, а какие элементы росписи вы здесь видите? Ответы детей.

Воспитатель. Давайте украсим платье. Дети раскладывают элементы росписи, а потом наклеивают на платье барыни.

Воспитатель. Ребята, а давайте нашу барыню отнесем в музей, так у нас появится еще одна кукла, которую мы сделали с вами своими руками. Вот как много интересного вы узнали из нашего музея. Мы вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки. Дети по кругу передают клубочек и рассказывают, что они нового узнали, чему научились, что понравилось, чем были удивлены, что обрадовало, может что-то огорчило.

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 10, 2008г.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, воспитатель, кукла, образовательная деятельность, ребята, загадка, игрушка, ребенок.


Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по...

Дети: Одноэтажный. Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто же нас встречает?

Воспитатель: Отгадайте загадку: Квохчет, квохчет, детей созывает

Дети: «Город игрушек». Воспитатель: Кого первого мы встретили в «Городе игрушек»?

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник.

Методическая разработка организованной образовательной...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «По страницам

Образовательные задачи: Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в

Воспитатель: Чтоб не путать никогда, части суток нам друзья, мы загадки отгадаем и еще...

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы...»

Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности...

Игровая ситуация в 1 младшей группе «Кукла Маша в гости к нам...»

Развивать речь детей, добиваться от них отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Интеграция образовательных областей

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я кукла Маша, у меня сегодня день рождения, я хочу придти к вам в гости.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё...

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности. Сюрпризный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости к другим ребятам.

Конспект совместной деятельности. Игра «День рождения кошки...»

образовательные— повышать речевую активность детей; продолжать учить детей описывать вместе с педагогом игрушки, называть звукоподражательные слова: мяу, гав-гав, иго-го, му-му; обогащать словарный запас; формировать способность к диалогической речи; закрепить...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач

Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Занятие во второй младшей группы «В гости к мышке»

1. Образовательная: учить детей правильно произносить звук (п) закреплять понятия «большой», «маленький»; учить отгадывать загадки; закреплять название геометрической фигуры-круг; закреплять названии основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по...

Дети: Одноэтажный. Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто же нас встречает?

Воспитатель: Отгадайте загадку: Квохчет, квохчет, детей созывает

Дети: «Город игрушек». Воспитатель: Кого первого мы встретили в «Городе игрушек»?

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник.

Методическая разработка организованной образовательной...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «По страницам

Образовательные задачи: Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в

Воспитатель: Чтоб не путать никогда, части суток нам друзья, мы загадки отгадаем и еще...

Игрушка в жизни ребёнка | Статья в журнале «Вопросы...»

Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности...

Игровая ситуация в 1 младшей группе «Кукла Маша в гости к нам...»

Развивать речь детей, добиваться от них отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Интеграция образовательных областей

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я кукла Маша, у меня сегодня день рождения, я хочу придти к вам в гости.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё...

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности. Сюрпризный момент. Дети сидят на стульчиках полукругом. В гости к ребятам приходит Лунтик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости к другим ребятам.

Конспект совместной деятельности. Игра «День рождения кошки...»

образовательные— повышать речевую активность детей; продолжать учить детей описывать вместе с педагогом игрушки, называть звукоподражательные слова: мяу, гав-гав, иго-го, му-му; обогащать словарный запас; формировать способность к диалогической речи; закрепить...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач

Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Занятие во второй младшей группы «В гости к мышке»

1. Образовательная: учить детей правильно произносить звук (п) закреплять понятия «большой», «маленький»; учить отгадывать загадки; закреплять название геометрической фигуры-круг; закреплять названии основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Задать вопрос