Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Левина, Н. Л. Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей / Н. Л. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55620/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медиков различных специальностей. Проводится анализ полученных при исследовании результатов.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, копинг-стратегии, студенты медицинского университета.

Стрессоустойчивость выступает одним из важных качеств человека, которое ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента-медика к взаимодействию с пациентами. Для будущих врачей стрессоустойчивость приобретает особую значимость, т.к. профессия врача наиболее подвержена влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния - стресса. Т.к. стрессоустойчивость является одним из показателей профессионального взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей, предложенная тема является актуальной.

Цель исследования - изучение применяемых копинг - стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов медицинского университета.

Объект исследования – эмоциональная сфера студентов медицинского университета.

Предмет исследования – особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов медицинского университета.

Гипотеза исследования: существуют различия в типах совладающего поведения и уровнях стрессоустойчивости у студентов в зависимости от выбранной специальности.

Новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществлен дифференцированный подход к изучению применяемых копинг - стратегий и типов стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на данной проблематике, а также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня стрессоустойчивости.

Для исследования были использовали:

 Тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»,

 опросник «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.А. Крюковой.

Достоверность различий определялась при помощи непараметрического критерия Крускала-Уоллиса. В исследовании приняли участие 97 студентов второго курса пяти факультетов РНИМУ им. Н.И. Пирогова, а именно (Стоматологический, Психолого-социальный, Лечебный, Педиатрический, Медико-биологический) в возрасте от 18 до 20 лет, которые и составили группы исследования.pasted-image.png

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у студентов разных факультетов (в %)

Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у студентов разных факультетов, позволил заметить, что среди опрошенных студентов медико - биологического факультета 20% принадлежат к типу А, характеризующемуся низкой стрессоустойчивостью, проявлением агрессивного поведения, нетерпеливости, неудовлетворенности собой, стремлением к конкуренции. 10% же смогут проявить стрессоустойчивость в негативных ситуациях.

Среди будущих клинических психологов не было отмечено четко выделенных типов стрессоустойчивости. Были выделены только склонности к тому или иному типу. Так 80% продемонстрировали склонность к стрессоустойчивому типу поведения. 20% к низкому уровню стрессоустойчивости.

У 66% студентов Лечебного факультета свойственна неустойчивость к стрессам. 14% студентов характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Могут проявлять агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность.

Сами способны справляться с трудностями, делая правильные выводы, в зависимости от ситуации 20%. Для 16% студентов, обучающихся Педиатрическом факультете, так же как и студенты лечебного факультета характеризуются высокой стрессоустойчивостью. Им свойственно четко определять цели своей деятельности и выбирать оптимальные пути их достижения. Они чаще стараются самостоятельно справиться с трудностями, при этом часто работая с большим напряжением.

19% показывают низкий уровень стрессоустойчивости. Для 65% характерен умеренно выраженный тип А. 20% студентов стоматологического факультета стремиться к конкуренции и достижению цели, проявляя нетерпеливость и агрессивность 25%. 25% буpasted-image.png
дущих стоматологов могут, в зависимости от ситуации, проявлять стрессоустойчивость.

Рис. 2. Сравнительный анализ копинг-стратегий у студентов разных факультетов (в %)

Сравнительный анализ копинг - стратегий у студентов разных факультетов показал, что проблемно-ориентированная копинг-стратегия является основной как для студентов лечебного факультета, так и для студентов педиатрического факультета.

У студентов психолого-социального факультета преобладает эмоционально - ориентированная копинг - стратегия.

А большинство студентов, обучающихся на медико-биологическом и стоматологическом факультетах, используют стратегию избегания.

Выводы:

  1. Специфика обучения на факультете влияет на выбор стратегии совладающего поведения.
  2. У студентов лечебного и педиатрического факультетов преобладает проблемно - личностная копинг - стратегия, для студентов психолога - социального факультета - эмоционально - личностная копинг - стратегия. Студенты медико - биологического факультета используют избегание, как способ совладания со стрессом, а будущие стоматологи - отвлечение.
  3. Вне зависимости от факультета и специальности студенты в стрессовых ситуациях чаще склонны демонстрировать нетерпеливость, агрессивность, неудовлетворенность собственным поведением, стремление к конкуренции.
  4. Только для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», характерна высокая степень стрессоустойчивости. Им свойственно четко определять цели своей деятельности и выбирать оптимальные пути их достижения. Часто они самостоятельно стараются справиться с трудностями, при этом часто работая с большим напряжением.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, медицинский университет, лечебный факультет, педиатрический факультет, биологический факультет, достижение цели, ситуация, сравнительный анализ уровня, стоматологический факультет, стратегия.


Похожие статьи

Сравнительный анализ особенностей личности студентов...

Из них 28 студентов педиатрического факультета и 25 студентов психолого-социального факультета.

Студенты-психологи обучаются в более лояльных учебных условиях, поэтому и уровень

Умения располагать к себе людей, разрешать сложные ситуации, а также отличное...

Структура и проблемы образовательного процесса студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): лечебный факультет, студент, медицинская помощь, анкетный опрос

Большой опыт обучения иностранных студентов в Воронежском медицинском университете и. Помощь друг другу, сотрудничество в решении...

Оценка готовности и удовлетворенности производственной...

Производственная практика студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России является составной частью

Цель производственной практики «помощник врача-стоматолога (хирурга) — закрепление и углубление обучающимися необходимого...

Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение...

Изучение студентами бакалавриата факультета Безопасности жизнедеятельности медико-валеологических учебных дисциплин проводится на

Структура программы изучения основ медицинских знаний студентами различных факультетов педагогического университета (36...

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Целью исследования выступает оценка текущего положения и выявление возможностей развития

Такая ситуация наблюдается и в Севастополе — во

SWOT-анализ является одним из начальных этапов в сложном процессе построения стратегии учебного заведения.

Исследование индекса массы тела студентов Московского...

Одновременно ожирение среди студентов лечебного факультета наблюдается в 5,26

ИМТ студентов лечебного факультета в норме в 69,59 % случаев, стоматологического — в 79

Однако отметим, что уровень ИМТ студентов стоматологического факультета стал выше...

Хронические стрессовые ситуации и синдром дезадаптации...

Целью работы стало изучение возможности студентов преодолевать стрессовые ситуации в

В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и

Анализ данных показал, что студенты, относящиеся к группе риска по наличию различных...

Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение...

Студенты факультета Безопасности жизнедеятельности, по сравнению со студентами других факультетов Педагогического университета, изучают тематику основ медицинских знаний более широко и более детально, учитывая специфику предстоящей им педагогической работы...

Программа внеучебной жизни студентов Читинской...

Отряд создан на базе педиатрического факультета под руководством заведующей кафедры пропедевтики

Цель — осуществление информационной, психологической, профилактической и

Все студенты Читинской государственной медицинской академии принимают участие в...

Похожие статьи

Сравнительный анализ особенностей личности студентов...

Из них 28 студентов педиатрического факультета и 25 студентов психолого-социального факультета.

Студенты-психологи обучаются в более лояльных учебных условиях, поэтому и уровень

Умения располагать к себе людей, разрешать сложные ситуации, а также отличное...

Структура и проблемы образовательного процесса студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): лечебный факультет, студент, медицинская помощь, анкетный опрос

Большой опыт обучения иностранных студентов в Воронежском медицинском университете и. Помощь друг другу, сотрудничество в решении...

Оценка готовности и удовлетворенности производственной...

Производственная практика студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России является составной частью

Цель производственной практики «помощник врача-стоматолога (хирурга) — закрепление и углубление обучающимися необходимого...

Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение...

Изучение студентами бакалавриата факультета Безопасности жизнедеятельности медико-валеологических учебных дисциплин проводится на

Структура программы изучения основ медицинских знаний студентами различных факультетов педагогического университета (36...

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Целью исследования выступает оценка текущего положения и выявление возможностей развития

Такая ситуация наблюдается и в Севастополе — во

SWOT-анализ является одним из начальных этапов в сложном процессе построения стратегии учебного заведения.

Исследование индекса массы тела студентов Московского...

Одновременно ожирение среди студентов лечебного факультета наблюдается в 5,26

ИМТ студентов лечебного факультета в норме в 69,59 % случаев, стоматологического — в 79

Однако отметим, что уровень ИМТ студентов стоматологического факультета стал выше...

Хронические стрессовые ситуации и синдром дезадаптации...

Целью работы стало изучение возможности студентов преодолевать стрессовые ситуации в

В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и

Анализ данных показал, что студенты, относящиеся к группе риска по наличию различных...

Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение...

Студенты факультета Безопасности жизнедеятельности, по сравнению со студентами других факультетов Педагогического университета, изучают тематику основ медицинских знаний более широко и более детально, учитывая специфику предстоящей им педагогической работы...

Программа внеучебной жизни студентов Читинской...

Отряд создан на базе педиатрического факультета под руководством заведующей кафедры пропедевтики

Цель — осуществление информационной, психологической, профилактической и

Все студенты Читинской государственной медицинской академии принимают участие в...

Задать вопрос