Эмоционально-личностные особенности женщин, проходящее программу ЭКО с донорской и естественной яйцеклеткой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аракелянц, Т. А. Эмоционально-личностные особенности женщин, проходящее программу ЭКО с донорской и естественной яйцеклеткой / Т. А. Аракелянц, Ж. Р. Гарданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55607/ (дата обращения: 07.05.2024).



Рождение ребенка является важным, «поворотным» событием для женщины, определяющим особенности ее развития как на следующем, родительском, этапе семейных отношений, так и в контексте жизненного пути в целом. Несмотря на то, что современные женщины преимущественно ориентированы на карьеру, предпочитая посвящать «репродуктивные» годы жизни профессиональному саморазвитию, материнство, по-прежнему, наделяется положительным смыслом, попадая в число приоритетных задач и ценностей. При этом значимость этой роли особенно усиливается при угрозе ее потерять или не актуализировать вовсе, в частности, из-за невозможности достичь беременности естественным путем [2]. Поэтому проблема женского бесплодия очень актуальна, так как является эмоционально значимым. По этой причине отмечается возрастающей интерес к развитию вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) [2]. Наиболее перспективным, в настоящее время, методом лечения бесплодия является метод экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО).

Частота бесплодных браков в России колеблется от 8 до 17,8%, в отдельных регионах превышая определённый группой экспертов ВОЗ (1993) критический уровень 15%, при котором бесплодие может рассматриваться как фактор, значительно влияющий на демографические показатели в стране и представляющий собой государственную проблему [1]. Бесплодный брак в первую очередь фрустрирует человека в любви и продолжении рода. Б.И. Меннинг отмечает, что бесплодная пара испытывает постоянную неудовлетворенность в связи с нереализованным родительским потенциалом. Переживание бесплодия само по себе вызывает сложные психологические состояние – страх, повышенная тревога, раздражение, неуверенность, отчаяние и грусть. Использование ВРТ сопровождается дополнительными переживаниями, связанными с процессом преодоления бесплодия [3]. Поэтому психологические особенности женщин, решивших применить ЭКО, непосредственно влияют на данную процедуру. В связи с этим проблема индивидуально – психологических особенностей и психоэмоциональных реакций женщин с бесплодием приобретает все большую актуальность.

Целью проведенного исследования являетсясравнить эмоционально-личностные особенности у женщин с бесплодием в программе экстракорпорального оплодотворения с собственной и донорской яйцеклеткой.

Предполагается, что в программе ЭКО между женщинами с донорской яйцеклеткой и собственной яйцеклеткой существуют различия: в выраженности уровня алекситимии, тревожности и депрессивного состояния; в оценки качества жизни; в способах и стратегиях совладания со стрессовой ситуацией, а также в характерологических особенностях.

В исследовании приняли участие 150 женщин, входящих в 3 группы: контрольная группа (50 человек) – женщины, планирующие беременность, естественным путем; экспериментальная группа 1 - женщины со своей яйцеклеткой (50 женщин), экспериментальная группа 2 – женщины с донорской яйцеклеткой (50 женщины). Группа женщин в ЭКО с трубно - перитонеальным фактором бесплодия.

При проведении исследования использовались диагностические методы: торонтская шкала алекситимии, опросник качества жизни SF-36, шкала депрессии Бека, опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда (методика акцентуации характера и темперамента личности), методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина, опросник на выявление копинг-стратегий Лазаруса. Также нами применялись методы математической и статистической обработки данных: критерии Краскела-Уоллиса и Манна-уитни (для выявления различий в уровне исследуемого признака), коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена (для выявления ранговой корреляции).

Анализ результатов исследования наличия и степени тяжести депрессии у женщин, показал, что женщины, входящие в ЭГ2 наиболее подвержены депрессивным тенденциям. При этом, они набирают высокие балы как по когнитивно-аффективной субшкале (р=0,003), так и по общему показателю депрессии (р=0,006).

Анализ результатов оценки качества жизни показал, что уровень психического здоровья (р=0,002), жизненной активности (р=0,002), социального функционирования (р=0,001) и ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием (р=0,042), у женщин контрольной группы выше, чем у женщин из экспериментальных групп. У женщин из экспериментальной группы 1 все показатели психологического компонента здоровья ниже, чем у женщин из других групп. Статистически значимых различий между группами по параметрам физического компонента здоровья выявлено не было. Количественный анализ данных показал наличие взаимосвязи между психологическим и физическим компонентами здоровья и уровнем депрессии у женщин ЭГ1. Женщинам со своей яйцеклеткой, проявляющим высокий уровень жизненной активности (rs=-0,461, при p<0,01), социального функционирования (rs=-0,503, при p<0,01), ролевого функционирования (rs=-0,279, при p<0,05), обусловленного эмоциональным состоянием и психического здоровья характерны низкие показатели по общему показателю депрессии, а также по когнитивно-аффективной субшкалы депрессии. Женщинам с донорской яйцеклеткой, проявляющим высокий уровень психического здоровья (rs=-0,296, при p<0,05) и социального функционирования (rs=-0,387, при p<0,01) характерны низкие значения общего показателя депрессии.

Анализ результатов исследования ситуативной и личностной тревожности показал, что более высокие показатели ситуативной (р=0,001) и личностной (р=0,016) тревожности у женщин, подвергающихся лечению методом ЭКО, нежели у женщин, забеременевших естественным путем (см. рис.1).

Рис 1. Сравнительный анализ тревожности женщин, подвергающихся лечению методом ЭКО, и контрольной группы.

Примечание: * при р≤ 0,05; **** при р≤ 0,001

Количественный анализ результатов исследования выявил взаимосвязь тревожности женщин из группы ЭГ1 с уровнем депрессии. Так, чем выше уровень ситуативной тревожности, тем выше и общий показатель депрессии (rs=0,409, при p<0,01), показатель когнитивно-аффективной субшкалы (rs=0,353, при p<0,05) и показатель субшкалы соматических проявлений депрессии (rs=0,317, при p<0,05). Чем выше уровень личностной тревожности, тем выше и общий показатель депрессии (rs=0,409, при p<0,01), показатель когнитивно-аффективной субшкалы (rs=0,410, при p<0,01) и показатель субшкалы соматических проявлений депрессии (rs=0,279, при p<0,05) .

Качественный анализ результатов исследования алекситимии показал, показал статистически значимые различия в уровне алекситемии у женщин, забеременевших естественным путем, и женщин из группы ЭГ1 (р=0,025). Так же существуют статистически значимые различия в уровне алекситемии у женщин, забеременевших естественным путем, и женщин из группы ЭГ2 (р=0,001). Таким образом, высокие показатели по шкале алекситемии более характерны женщинам, подвергающимся лечению методом ЭКО, нежели женщинам, забеременевшим естественным путем.

Анализ результатов исследования по тесте на акцентуации характера показал, показал, что демонстративность, застревание, тревожность, экзальтированность, эмотивность и циклотимность более характерны женщинам из группы ЭГ1, нежели другим испытуемым. Возбудимость, дистимность более характерна женщинам из группы ЭГ2. А педантичность и гипертимность более характерна женщинам, забеременевшим естественным путем (см. рис 2).

Рис 2. Сравнительный анализ характерологических особенностей женщин, подвергающихся лечению методом ЭКО, и контрольной группы.

Примечание: * при р≤ 0,05; ** при р≤ 0,01

Анализ результатов исследования копинг-стратегий женщин, подвергающихся лечению методом ЭКО, что такие копинг-стратегии, как дистанцирование и самоконтроль более характерны женщинам из группы ЭГ1, чем остальным обследуемым. Конфронтационная копинг-стратегия чаще всего встречается у женщин из группы ЭГ1, а поиск социальной поддержки более характерен женщинам из контрольной группы. Также такие копинг-стратегии, как бегство-избегание, планирование решения и переоценка чаще всего встречаются у женщин из группы ЭГ1. А различие в показателе «принятие ответственности» между контрольной и экспериментальными группами незначительно. Также были выявлены статистически значимые различия между групп по шкалам: «самоконтроль» (р=0,042), «бегство-избегание» (р=0,000), «планирование решения» (р=0,025) и «переоценка» (р=0,019).

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что у женщин, воспользовавшихся вспомогательной репродуктивной технологией ЭКО, высокие показатели когнитивно-аффективной субшкалы депрессии и ситуативной тревожности. Женщинам, использовавшим собственную яйцеклетку, характерна личностная тревожность. Кроме того, у женщин, использовавших донорскую яйцеклетку, общий показатель депрессии выше, чем у остальных. Женщинам, воспользовавшимся ЭКО, характерны более высокие показатели по шкале алекситимии, нежели женщинам, планирующих беременность естественным путем, также им не свойственны жизненная активность, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, социальное функционирование и психическое здоровье, которые боле характерны для женщин, планирующие беременность естественным путем. Женщины, использовавшим свою яйцеклетку при обращении к методу ЭКО, характерны экзальтированность, циклотимность и использование таких копинг-стратегий, как самоконтроль, планирование решений и бегство-избегание. Женщинам, использовавшим донорскую яйцеклетку, характерны низкая демонстративность и отказ от переоценки событий. В то время, как женщинам, планирующим беременность естественным путем характерна педантичность.

Литература:

1. Гарданова Ж.Р. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий и их психотерапевтическая коррекция: дис. докт. медиц. наук; [Моск. медико-стоматологич. инст. Россздрава]. – Москва, 2008 – 210 с.

2. Кулаков в. И., Леонов Б.В., Кузьмичев Л.И. Лечение женского и мужского бесплодия. вспомогательные репродуктивные технологии. М.: Медицинское информационное агентство; 2008.

3. Balen A.H., Conwey C.S., Kaltsas G., Techatraisak K., et al. Polycystic Ovary Syndrome: Book. - Oxford-London;Edinburgh, 1992. – P.1-384.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, донорская яйцеклетка, экспериментальная группа, жизненная активность, контрольная группа, ранговая корреляция.


Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

контрольная группа, нулевая гипотеза, класс, экспериментальная группа, урок, интегрированный урок, альтернативная гипотеза, значение баллов учащихся, результат выполнения работы, проведенное тестирование. Исследование процессов обработки и...

Опыт реализации программы по развитию смысложизненных...

В статье представлены экспериментальные данные по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии. Статья предназначена для специалистов в области психологии, педагогики, теологии, учителей, студентов.

Исследование когнитивных особенностей старших школьников

Проводился групповой и корреляционный анализ в экспериментальной и контрольной группах, определялись различия

При сравнении полученных данных по экспериментальной и контрольной группам у обучающихся экспериментальной группы прослеживается...

Влияние экспериментальной анемии матери и/или потомства на...

Крыс делили на четыре группы — 1 контрольную и 3 опытные. В качестве контроля служили интактные растущие крысы. В первой опытной группе анемию вызывали у матерей на 14-й день гестации, крысята-сосунки какой-либо обработке при этом не подвергались (опыт 1), во второй...

Представление опытно-экспериментального исследования по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа

экспериментальная группа, показатель, контрольная группа, воспитательная работа, класс, учащийся, активный вид деятельности...

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

В качестве экспериментальной группы выступили студенты Магаданского Института Экономики, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью». Контрольная группа была представлена студентами старших курсов, обучающихся на экономических...

Условия эффективности группового взаимодействия

Актуальность темы исследования. Исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы [2]. Как...

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

В состав контрольной группы вошли студенты лечебного факультета 1 и 6 курсов обучения (общее число 56 человек). Для чистоты эксперимента контрольная группа была сформирована из числа студентов второго потока лечебного факультета, экспериментальные воздействия...

Влияние стресса и структуры питания на уровень артериального...

У учащихся контрольной группы (3 человека) рацион питания остался без изменения, учащиеся экспериментальной группы (3 человека)

Выявлена положительная корреляция между уровнем стресса участников и систолическим давлением, слабая зависимость между...

Применение корреляционно-регрессионного метода в оценке...

В статье проведён корреляционно-регрессионный анализ уровня заболеваемости Курской области, согласно которому выявлены факторы влияния, определен уровень и характер взаимосвязи.

Похожие статьи

Проверка статистических гипотез в психолого-педагогических...

контрольная группа, нулевая гипотеза, класс, экспериментальная группа, урок, интегрированный урок, альтернативная гипотеза, значение баллов учащихся, результат выполнения работы, проведенное тестирование. Исследование процессов обработки и...

Опыт реализации программы по развитию смысложизненных...

В статье представлены экспериментальные данные по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии. Статья предназначена для специалистов в области психологии, педагогики, теологии, учителей, студентов.

Исследование когнитивных особенностей старших школьников

Проводился групповой и корреляционный анализ в экспериментальной и контрольной группах, определялись различия

При сравнении полученных данных по экспериментальной и контрольной группам у обучающихся экспериментальной группы прослеживается...

Влияние экспериментальной анемии матери и/или потомства на...

Крыс делили на четыре группы — 1 контрольную и 3 опытные. В качестве контроля служили интактные растущие крысы. В первой опытной группе анемию вызывали у матерей на 14-й день гестации, крысята-сосунки какой-либо обработке при этом не подвергались (опыт 1), во второй...

Представление опытно-экспериментального исследования по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа

экспериментальная группа, показатель, контрольная группа, воспитательная работа, класс, учащийся, активный вид деятельности...

Исследование смысложизненных ориентаций студентов...

В качестве экспериментальной группы выступили студенты Магаданского Института Экономики, обучающиеся по специальности «Связи с общественностью». Контрольная группа была представлена студентами старших курсов, обучающихся на экономических...

Условия эффективности группового взаимодействия

Актуальность темы исследования. Исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы [2]. Как...

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

В состав контрольной группы вошли студенты лечебного факультета 1 и 6 курсов обучения (общее число 56 человек). Для чистоты эксперимента контрольная группа была сформирована из числа студентов второго потока лечебного факультета, экспериментальные воздействия...

Влияние стресса и структуры питания на уровень артериального...

У учащихся контрольной группы (3 человека) рацион питания остался без изменения, учащиеся экспериментальной группы (3 человека)

Выявлена положительная корреляция между уровнем стресса участников и систолическим давлением, слабая зависимость между...

Применение корреляционно-регрессионного метода в оценке...

В статье проведён корреляционно-регрессионный анализ уровня заболеваемости Курской области, согласно которому выявлены факторы влияния, определен уровень и характер взаимосвязи.

Задать вопрос