Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 10.01.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Муравенкова, М. Ю. Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания / М. Ю. Муравенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 360-361. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55442/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются принципы целеполагания. Предложена схема достижения гимнастической цели по ловли обруча в перевороте без зрительного контроля и без помощи рук.

Ключевые слова: цель, целеполагание, гимнастика.

Целеполагание является важнейшей характеристикой человеческой деятельности, в том числе и спортивной деятельности [4, 74]. Целеполагание представляет собой процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Цель, пути достижения цели и результат являются составляющими целеполагания.

Цель возникает из потребностей человека, которые можно представить в виде кирпичного дома, где каждый кирпич соотносится с первичными и более высокими потребностями человека. Пути достижения цели представляют собой своеобразные подцели на пути достижения поставленной цели, выбор пути зависит от множества факторов, начиная от конкретных обстоятельств, выработанных компетенций человека и заканчивая внутренней культурой человека, т. е. нравственность. Результат не может отождествляться с целью по причине того, что правильно определённая цель всегда находится на недостижимом уровне, является идеальным образом, результат же мы получаем в конкретных условиях и обстоятельствах, следуя ценностям, которые преломляются через убеждения [3, 71].

Незнание принципов целеполагания приводит к тому, что человек часто попадает в ловушку неудачи, т. е. идёт по пути достижения цели, как видится человеку правильному, но приходит не туда; человек может всё таки достигнуть желаемого результата, то есть то, что хотел изначально, но почему так произошло не может понять; в других ситуациях человек получает совсем не то, чего хочет, и снова не знают почему, но чаще всего человек просто не знает, чего на самом деле ему хочется [1, 8].

Таким образом, человеку важно не добиться результата, т. к. результат человек получает при любых обстоятельствах, а важно, получить именно желаемый результат и применяя принципы целеполагания достичь желаемую цель представляется реальнее [1, 16].

Первый принцип целеполагания — получение заветного результата через заветную цель, т. е. чтобы что-то достичь необходимо чтобы это что-то обязательно было.

Для реализации первого принципа необходимо представить картину, в которой достигнут желаемый результат. Мозг подобно автомобильному навигатору начнёт замечать всё то, что ведет к достижению цели. Если человек не знает чего хочет, то необходимо подумать о значении данного результата. Зачастую обдумывание цели — единственное, чего не хватает для её достижения. Поэтому необходимо думать только о своих целях, достижения которых зависит напрямую от человека. Мыслить о цели человек может двумя способами мышления: вербальным (слово), невербальным (ощущение, звук, вкус, картинка, запах). Думать о цели необходимо не только вербальным способом, но и невербальным, чтобы приблизиться к реальной действительности.

Второй принцип целеполагания — поиск позитивного результата.

Для реализации второго принципа требуется думать о том, что хочется, а не о том, чего не хочется. Стремление к позитивному результату помогает избежать то, что хочется избежать, и удалиться от того, от чего хочется удалиться. Плюс это позволяет сконцентрироваться на одном результате, то есть сконцентрировать усилия и ресурсы в одном направлении. Когда человек думает о результате, он активизирует свои ментальные ресурсы для получения этого результата. Пример, когда мы думаем о том, чтобы не упасть, то возникает в голове образ падения. Этот образ повышает шанс на получение того, что человек не хочет на самом деле, требуется всего лишь для удовлетворения данного принципа увидеть себя крепко стоящим. Таким образом, цель, сформулированная в позитивном ключе, позволяет сконцентрироваться на ресурсах.

Третий принцип целеполагания включает в себя анализ результата, к которому человек стремится.

Для соблюдения этого принципа превращения первоначального образа в чёткое и ясное понимание цели можно по средством вопросов, которые предлагаются Б. Диллманом:

– Что?

– Кто?

– Как?

– Где?

– Когда?

– Что вы увидите, когда получите результат?

– Что вы услышите?

– Что вы почувствуете?

Ответив на эти вопросы, установится конкретная, детализированная и отчётливая цель. Возможно и такое, что детализация не потребуется, если изначально имеется чёткая идея того как цель выглядит, звучит и ощущается [1, 68–69].

Четвёртый принцип целеполагания — единение с результатом.

Принцип согласуется с цитатой М.Булгакова: «Будьте осторожны со своими желаниями, ибо они могут осуществиться». Необходимо с помощью воображения понять, что результат, принимаемый за желаемый действительно в реальности, будет желаемым результатом. Так как нередко оказывается, что то, к чему стремится человек только на словах или выглядит хорошим, но на самом деле человек не знает, насколько это хорошо, до тех пор, пока то, к чему он стремится не станет реальностью. Плюсом необходимо и представить как дальше будет протекать жизнь с полученным результатом в реальности.

Расширить список принципов целеполпагания можно, например, привлечением для реализации своей цели других людей, повтором действий при стечении обстоятельств не позволяющих достичь цели. Но основные перечислены выше.

Приведём пример достижения спортивной цели по перечисленным основным четырём принципам целеполагания. Выберем для примера вид спорта художественную гимнастику и представим, что гимнастка, выполняющая программу кандидата в мастера спорта ставит себе цель, следующую: научиться ловить обруч в перевороте без зрительного контроля и без помощи рук (Рисунок).

переворот с обручем.jpg

Рис. 1. Ловля обруча без зрительного контроля и без помощи рук в перевороте

Исходя из выделенных принципов целеполагания, гимнастка в первую очередь должна конкретно представить желаемый результат, а именно точное исполнение ловли обруча для этого, возможно, понадобится просмотреть видео выступлений гимнасток, у которых данная ловля получается, возможно, зарисовать на бумаге. Мысленно представить образ пойманного обруча и представить в какой момент времени начать делать переворот, чтобы в конкретной точке его закрутить на ноге. Визуализировать только успешную картину, не допуская даже мысли о потере. По единению с результатом, понять стоит ли риск того, чтобы вставить его в свою соревновательную программу, так как цена правильно выполненного трюка так же высока, как и высока сбавки в случае потери.

Литература:

  1. Диллман Б. Результаты на мишени. Руководство по улучшению результатов и избеганию ловушек. — СПб.: Белый кролик, 1995. — 232 с.
  2. Винер-Усманова И. А., Крючек Е. С., Медведева Е. Н., Терехина Р. Н. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития. — М.: Человек, 2014. — 200 с.
  3. Муравенкова М. Ю. Процесс целеполагания у спортсменов. Пример постановки конкретной цели по выполнению шпагата // Молодой ученый. — 2018. — № 52. — С. 71–73.
  4. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев: Наук.думка, 1977. — 278 с.
Основные термины (генерируются автоматически): желаемый результат, зрительный контроль, помощь рук, принцип, путь достижения цели, ловля обруча, позитивный результат, самое дело, том.


Похожие статьи

Ситуационная задача как один из современных методических...

Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов. Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи...

Модель адаптивной системы управления и ее применение для...

В результате афферентного синтеза из памяти извлекаются все возможные способы достижения цели в данной ситуации.

Для обеспечения достижения результата еще перед началом действий формируется акцептор результатов действий, представляющий собой...

Основные принципы анимации | Статья в журнале...

Фазовое движение редко дает положительный результат при сильной перспективе,при

Возможно дело в весе, или же, самом внутреннем строении высших живых форм, но какой бы ни была

Результатом этого является тот факт, что анимация будет выглядеть реалистичнее и...

Концепция «управление по результатам»: особенности...

Цели — ключевые результаты, к которым организация стремится на протяжении достаточно

Соответственно: кто хочет достичь результата, должен знать цель; логично также и то, что цель и результат

Система предполагает достаточно жесткий (по критериям и срокам) контроль...

Природа визуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Например, визуальные образы целей и результатов могут сформировать фокус, вокруг

Это то, при помощи чего окружающий мир можно воспринимать более объемно, а значит видеть и

Помимо этого, результаты моделирования необходимо представить в визуальном виде...

Психологические факторы повышения результативности...

По его исследованиям в результате тренировки путем представления движений у

4. Принцип замедленной киносъемки при разучивании новых элементов техники, для оптимизации и

Поэтому он и не попадает в цель. Иными словами, для достижения желаемого результата...

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.

Для правильной оценки волевого действия необходимо знать мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили ребенка действовать.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Действия контроля и оценки относятся к регулятивным универсальным умениям. Действие контроля — ориентировка, направленная на

Действие оценки — констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и...

Похожие статьи

Ситуационная задача как один из современных методических...

Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов. Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи...

Модель адаптивной системы управления и ее применение для...

В результате афферентного синтеза из памяти извлекаются все возможные способы достижения цели в данной ситуации.

Для обеспечения достижения результата еще перед началом действий формируется акцептор результатов действий, представляющий собой...

Основные принципы анимации | Статья в журнале...

Фазовое движение редко дает положительный результат при сильной перспективе,при

Возможно дело в весе, или же, самом внутреннем строении высших живых форм, но какой бы ни была

Результатом этого является тот факт, что анимация будет выглядеть реалистичнее и...

Концепция «управление по результатам»: особенности...

Цели — ключевые результаты, к которым организация стремится на протяжении достаточно

Соответственно: кто хочет достичь результата, должен знать цель; логично также и то, что цель и результат

Система предполагает достаточно жесткий (по критериям и срокам) контроль...

Природа визуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Например, визуальные образы целей и результатов могут сформировать фокус, вокруг

Это то, при помощи чего окружающий мир можно воспринимать более объемно, а значит видеть и

Помимо этого, результаты моделирования необходимо представить в визуальном виде...

Психологические факторы повышения результативности...

По его исследованиям в результате тренировки путем представления движений у

4. Принцип замедленной киносъемки при разучивании новых элементов техники, для оптимизации и

Поэтому он и не попадает в цель. Иными словами, для достижения желаемого результата...

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.

Для правильной оценки волевого действия необходимо знать мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили ребенка действовать.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Действия контроля и оценки относятся к регулятивным универсальным умениям. Действие контроля — ориентировка, направленная на

Действие оценки — констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и...

Задать вопрос