Формирование коммуникативной культуры через воспитание диалогической личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 490 раз

Библиографическое описание:

Лушина, Е. В. Формирование коммуникативной культуры через воспитание диалогической личности / Е. В. Лушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2503/ (дата обращения: 03.05.2024).

В большинстве случаев специалисты в области управления определяют менеджмент как искусство заставить людей выполнить ту или иную работу. Такое мнение широко распространено и среди обывателей. Это не что иное, как изжившая на сегодняшний день ресурс авторитарная концепция управления людьми. Она в какой-то мере дает право руководителю манипулировать и использовать на свое усмотрение подчиненного.

По данным исследования о влиянии философии менеджмента на продуктивность, подобная авторитарная концепция менеджмента порождает недовольство, смятение и отрицательное отношение к руководству компании. Сотням служащих был задан вопрос: «Допустим, ваш руководитель трактует «менеджмент» как искусство заставить работать других. Что это говорит вам о его отношении к вам как персоналу?» Наиболее типичными ответами были: «Он видит во мне не личность, а машину для увеличения доходов своей компании»; «Он интересуется лишь моей спиной, а не головой»; «Мне платят за труд, но не за мышление»; «Мне работа – ему почет»; «Он сам принимает решения, я гожусь лишь для того, чтобы их выполнять» и другие.

Гуманистическая концепция работы с людьми и управления, в рамках которой мы рассматриваем представление о диалогической личности руководителя, исходит из признания следующих основных элементов успешной организации: 1) деятельностный – предметно-содержательное единство совместной деятельности (сотрудничество) людей; 2) мотивационный – общность целевой и мотивоционной направленности всех участников взаимодействия, мера вовлеченности и устремленности к предметному содержанию сотрудничества; 3) личностный – согласованность ценностных ориентаций, единство участников, личностно-психологическое единство; 4) коммуникационный – эффективная система коммуникации, информационно-языковое единство, согласованность средств общения и понимания; 5) духовный – устремленность к духовному единству на основе общечеловеческих ценностей и идеалов любви, доброты, искренности, открытости, принятие руководителем своего предназначения как служения на благо людям.

«Если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни» (3 Цар. 12:7). В этой библейской мудрости зафиксированы Божьи принципы руководства людьми как служения им.

Истинно гуманистический менеджмент не злоупотребляет властью, не подавляет людей, но использует власть как служение людям, не ищет своей временной выгоды. Гуманистический менеджмент – это искусство подлинного диалога, служения и поддержки сотрудников в их работе.

Центральным психологическим моментом разработки данной концепции является развитие представлений о диалогической личности руководителя (применительно к системе управления) и педагога (применительно к системе образования и воспитания). Исходным положением для такой разработки являются представления о сотрудничестве и диалогическом общении.

Диалог в его психологически-духовном смысле мы выделяем и отличаем от иных форм и уровней общения по ряду характерных для него признаков, делающих его уникальным видом взаимодействия. В основе диалога лежит особое отношение к человеку, которое можно обозначить как любовь в изначальном смысле – желание добра. Этот признак диалога является основополагающим. Из него вытекают все остальные. Так, любящий не склонен властвовать, господствовать, управлять (признак недирективности, ненасильственности); более готов принять другого таким, каков он есть, без стремления изменять, улучшать (признак безоценочности); всегда более доверяет и доверяется (признак доверительности, искренности и открытости отношений).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая… Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит» (I Коринф. 13:1-7).

Здесь все признаки диалогического общения, вытекающие из основополагающего признака любви.

Характерные признаки диалогического уровня общения и есть, собственно, реализация и воплощение внутренних свойств диалогической личности, а именно:

1)диалогическая установка сознания, которая характеризует способность личности:

- вмещать духовные проблемы всех времен и культур, трактовать их исходя из их самобытности и уникальности;

- быть ответственным гражданином своей страны и мира;

- понимать, осознавать проблемы другой личности, уметь сопереживать;

- уметь сопротивляться злу, корысти, возможности быстро заработать в ущерб другим людям;

- радоваться добру во всех его проявлениях, как личностному достоянию.

Диалогическая установка сознания предполагает ориентацию на актуальное «здесь и сейчас», веру в подлинную ценность не прошлого или будущего, а настоящего момента, в котором только и свободен человек для совершения своего речевого поступка. Эта ориентация позволяет личности быть свободной от стереотипов и предвзятостей к собеседнику, пребывать в творческом общении. Диалогическая установка сознания обеспечивает наличие доминанты на «Собеседнике» (А.А.Ухтомский) в отличие от ориентации на «Двойниках»;

2)диалогический уровень общения раскрывает способности к личностной раскрытости, к доверительному, бескорыстному и искреннему выражению своих мыслей и отношений. Данный уровень общения обеспечивает внеигровое поведение, отсутствие устремлений к обману и манипулированию;

3)активное диалогическое отношение к собеседнику – это выражение веры партнеров в позитивное начало другого человека, в его моральность, творческие возможности и искренность, в его способность различить и избрать истинные духовно-нравственные ориентиры и действовать в соответствии с ними. Диалогическое отношение к собеседнику предполагает способность видеть неповторимость другого, безусловное принятие его личности, что является результатом следования принципу: «Не судите, не осуждайте, прощайте». Диалогическое отношение к собеседнику базируется на доброжелательности как на выражении безусловной любви к человеку (желание ему добра и сострадание о зле, которое в нем присутствует), осознание и свободное следование золотому принципу этики: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Диалогическое проникновение в собеседника в своем предельном выражении есть со-бытие, единство физического, психологического и духовно-нравственного пространства жизни с другим.

Главным условием подлинной и полной диалогизации, а следовательно развития диалогической личности является одухотворение личности через ее освобождение от несовершенных и извращенных способов жизни, общения и взаимодействия, переход к новым формам реализации себя.

В понятии диалогической личности, таким образом, зафиксирован высший уровень развития индивидуальных коммуникативных и духовных возможностей человека, проявляющихся в его общении и позволяющих осуществлять его не на монологическом, а на диалогическом уровне.

Образ диалогической личности проявляется в определенных личностных новообразованиях. Рассмотрим их подробнее.

1)Трансцендентность (опыт изучения собственной «Я-концепции»). Трансцендентность отражает осознание личности самой себя как источника информации для других, как «содержание жизни для других». Трансцендентный человек понимает необходимость собственного нравственного, эстетического, этического, духовного, душевного обогащения не только для себя, но и для других. Трансцендентность предполагает способность преодолеть эгоистическое Я и достичь любви; быть независимым от человеческой злобы, невежества, глупости, незрелости.

2)Эмпатийность – это способность сопереживать, сочувствовать, понимать язык собеседника, мир его ценностей, это механизм познания другого. Это умение видеть проблему глазами собеседника. Эмпатийность проявляется в способности не столько рационально понять другого человека, сколько эмоционально настроиться на него.

3)Толерантность (опыт принятия других культур). Терпимость к инакомыслию. Осознание прав другого «иметь право». Способность быть толерантным помогает действовать с учетом единства противоположностей, что выражается в принятии, разрешении, интеграции и преодолении полярностей, противоположностей, противоречий. Это понимание синергетических процессов, характеризующихся преобразованием противоположностей в единство, антагонистов в сотрудничающих и взаимно усиливающих друг друга партнеров.

4)Конгруэнтность (опыт самопознания, саморегуляции). Это способность действовать естественно, открыто, не боясь собственных ошибок. Это умение не закрываться от собеседника «маской». Конгруэнтность отражает вовлеченность человека в определенную деятельность в определенный момент, сосредоточенность на выполняемой задаче, когда он тратит силы и энергию именно на решение задачи, а не на то, чтобы только продемонстрировать свое участие в деятельности и произвести впечатление.

5)Конструктивность (или неконфликтность; опыт преодоления противоречий). Способность быть неконфликтным человеком – это способность проникать в суть вещей, видеть закономерности явлений и воспринимать разного рода противоречия как условие эволюции, как положительный фактор, это умение переориентировать разрушительную энергию в созидательную.

6)Совместность (опыт взаимодействия с людьми и совместного решения проблем). Имеется в виду умение пребывать в со-бытийности. Совместимость определяется не статусом человека в группе, а его желанием и умением участвовать в совместном деле, прилагать совместные усилия. Умение сотрудничать, работать в «команде», воспринимать себя частью целого, является еще одной составляющей «диалогичности».

7)Рефлексивность (опыт самоанализа и анализа процесса взаимоотражения личностей). Способность быть рефлексивным – это значит объективно воспринимать и оценивать ситуацию, четко анализировать информацию, предвидеть результат своих действий.

Культура диалогового взаимодействия и монологическое общение в сфере менеджмента различаются первоначальными установками. В первом случае прослеживается позиция: услышать, понять другого, включиться в совместное действо. Во втором – позиция: выгодно высказаться, взять от другого то, что нужно для себя, и почувствовать собственное превосходство. Управляющим и подчиненным всегда следует помнить, что монологическое общение является отражением скрытых или явных, внутренних или внешних конфликтов, отражением нежелания или неспособности их решать. Человек – существо конфликтующее, причем не только с окружающим миром, но и с самим собой. Конфликтность, с одной стороны, обусловлена физиологически «запрограммированными» кризисными ситуациями развития человека, а с другой – провоцируется социальными отношениями.

Человек, оставаясь наедине со своими конфликтами, не принимая себя целостно, отчуждается от другого, боясь ему выдать невыгодную информацию о себе. Кроме того, в нем живет неверие в то, что другой человек способен помочь разрешить его конфликты в условиях открытых, естественных отношений. Рыночная психология заставляет человека искать победы в споре, убеждать другого в своей правоте. Установка на диалогическое взаимодействие в сфере управления – это установка на то, что всегда оба правы. Это понимание, что любая личность действует в данный момент так, как ему позволяет его готовность.

Управление, образование, воспитание, построенные на принципах подлинного диалога двух и более человеческих культур, одухотворяются. Системе экономического образования необходимо искать и внедрять в практику высшей школы средства и методы формирования диалогической личности современного менеджера.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая личность, способность, диалогическая установка сознания, собеседник, гуманистический менеджмент, диалогический уровень общения, диалогическое общение, диалогическое отношение, монологическое общение, подлинный диалог.


Похожие статьи

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале...

Согласно М. Буберу, диалог это отношение людей друг к другу, выражающееся при помощи коммуникации [2]. В диалоге задействованы два субъекта, т. е. два говорящих сознания, которые желают высказаться, услышать друг друга и достичь понимания.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Диалогическая речь или диалогическая форма общения, предполагает не только формулирование обучающимися собственного высказывания, но и восприятие и понимание речи, продуцированной собеседником...

Основные психологические аспекты обучения диалогической речи

Диалогическая речь как одна из форм речевого общения представляется более логичной для изучения на начальном этапе, так как через неё отрабатываются основные речевые образцы, запоминаются целые структуры...

Формирование диалогического взаимодействия...

Диалогическое взаимодействие начинается со способности входить в контакт и начинать взаимодействие.

Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода.

Основные термины (генерируются автоматически): диалог...

Если говорить о диалогической речи, то именно она (в сравнении с монологической формой общения) играет ведущую роль в общении между людьми, поскольку диалог предполагает как формулирование собственного высказывания...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

диалогическая речь, диалог, дошкольный возраст, педагогическое условие развития, старший дошкольный возраст, умение.

Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании...

Следовательно, проблематика общения, диалога и диалогических отношений актуализируется в период, характеризующийся

По мнению М. М. Бахтина, диалог не просто средство, а само бытие человека, поскольку «Быть — значит общаться диалогически...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

Диалог по мнению ученого применяется для выяснения смысла высказывания. Бахтин М. М. говорит так: «Речь — любая речь, каждая речь может быть истинно понята лишь в контексте диалогических отношений.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Доверительно-диалогический стиль (ДДС).

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов.

Похожие статьи

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале...

Согласно М. Буберу, диалог это отношение людей друг к другу, выражающееся при помощи коммуникации [2]. В диалоге задействованы два субъекта, т. е. два говорящих сознания, которые желают высказаться, услышать друг друга и достичь понимания.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Диалогическая речь или диалогическая форма общения, предполагает не только формулирование обучающимися собственного высказывания, но и восприятие и понимание речи, продуцированной собеседником...

Основные психологические аспекты обучения диалогической речи

Диалогическая речь как одна из форм речевого общения представляется более логичной для изучения на начальном этапе, так как через неё отрабатываются основные речевые образцы, запоминаются целые структуры...

Формирование диалогического взаимодействия...

Диалогическое взаимодействие начинается со способности входить в контакт и начинать взаимодействие.

Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода.

Основные термины (генерируются автоматически): диалог...

Если говорить о диалогической речи, то именно она (в сравнении с монологической формой общения) играет ведущую роль в общении между людьми, поскольку диалог предполагает как формулирование собственного высказывания...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

диалогическая речь, диалог, дошкольный возраст, педагогическое условие развития, старший дошкольный возраст, умение.

Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании...

Следовательно, проблематика общения, диалога и диалогических отношений актуализируется в период, характеризующийся

По мнению М. М. Бахтина, диалог не просто средство, а само бытие человека, поскольку «Быть — значит общаться диалогически...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности...

Диалог по мнению ученого применяется для выяснения смысла высказывания. Бахтин М. М. говорит так: «Речь — любая речь, каждая речь может быть истинно понята лишь в контексте диалогических отношений.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Доверительно-диалогический стиль (ДДС).

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов.

Задать вопрос