Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как одно из условий успешности усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 19.12.2018

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Губарь, Ю. В. Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как одно из условий успешности усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Губарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54923/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы использования иллюстративного наглядного материала на уроках истории как одного из факторов, способствующих успешному освоению учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья программного материала.

Ключевые слова: наглядность, история, иллюстративный материал.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделена стратегия развития образования на ближайшие годы, обозначен курс на создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечение возможности духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности. ФГОС ООО разработан для всех учащихся, независимо от того, является ли он ребенком с нормальным развитием, или имеет ограниченные возможности здоровья.

У учащихся с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости. [4, с. 38]. Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием, поэтому при обучении истории необходимо использовать наглядное обучение. При ознакомлении с новым материалом нужно широко применять наглядные средства, а при закреплении знаний постепенно переходить к словесным методам. [4, с. 39].

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, которое поможет учителю достичь высоких результатов.

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются. [3, с. 379].

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов, что особенно важно при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Значение наглядности в преподавании истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных исторических понятий.

Наглядность в обучении способствует тому, что у учащихся, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах они получают из наблюдаемых объектов.

Например, на уроке по теме «Древнейшие люди» учитель говорит: «Это кремневый нож. Рассмотрите его внимательно. Каковы физические свойства этого предмета?» — «Кремневый нож — заострённый камень, светло-серого цвета», — отвечает ученик. «Смотрите, каким образом он заострён», — обращается к классу учитель, показывая на лезвие. — «Он заострён другим камнем», — отмечают учащиеся.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о физических свойствах материальной культуры и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности учащихся с особыми образовательными потребностями.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким, что немаловажно при работе с учащимися с задержкой психического развития. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для таких учащихся.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету», — учит К. Д. Ушинский [3, с. 380].

Формирование умений по работе с иллюстративным материалом следует начинать с 5 класса. Для этого учитель должен постоянно использовать наглядность в преподавании истории. Это сделает учебный процесс интересным, создаст у учащихся дополнительную мотивацию к изучению истории, поможет решить проблему разнообразия форм работы на уроке. К. Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, — начните показывать картинки — и класс заговорит свободно и непринужденно» [3, с. 372]. Прежде всего, необходимо обратить внимание на использование учителем изобразительной наглядности. «Большую часть изобразительных наглядных пособий составляют исторические картины — репродукции произведений живописи и учебные, написанные на сюжеты школьных программ и учебников. Если на них изображается типичное историческое явление, то такие картины относят к числу типологических. На их основе школьники анализируют и обобщают характерные признаки исторических фактов (Л. М. Васнецов. «Вече», «Новгородский торг», «Двор удельного князя» и др.). Если на картинах изображается уникальное историческое событие, то их называют событийными или эпизодическими и используют для конкретизации устных и печатных рассказов (И. С. Глазунов. «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой» и др.)» [1, с. 191].

В методике преподавания истории выделены основные этапы работы над картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она сопровождается сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует осмысление отдельных деталей картины, их анализ. Далее — обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.

Картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты.

Другой вариант работы с картинами — материальная иллюстрация: например, рассмотрение картины «Гончарная мастерская» нужно вести, придерживаясь последовательности операций, из которых состоит производство гончарных изделий.

Вначале привлечь внимание учащихся к двум людям, которые месят и промывают глину, затем — к группе, работающей на гончарном круге, к мастерам, расписывающим изделия, гончарной печи и к сцене продажи готовой продукции. Теперь можно спросить учащихся: «В какой части города находится эта мастерская — в центре или на окраине?»

В ходе беседы не следует заранее указывать детям, кто в мастерской раб, а кто свободный мастер. Это учащиеся определят сами на основании характера труда и на основании различий в одежде. А затем — сделать общий вывод:

– кто работал в мастерской?

– какую работу выполняли рабы?

– каково их положение?

«Задача учителя состоит в том, чтобы систематически учить детей видеть связи между изображенными на рисунке людьми и предметами и выражать свое отношение к увиденному. А для этого особенно важно заставить «работать» детали изображения» [2, с. 79]. Уже в первые годы изучения истории учащиеся учатся составлять рассказы по учебным картинам. Можно использовать следующий алгоритм:

  1. Составь план рассказа.
  2. Укажи время и место действия.
  3. Расскажи об изображенных людях; опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения представителей различных социальных групп.
  4. Рассказ заверши выводами, подчеркни свое отношение к изображенному.
  5. Употреби правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точным и живым.

Такой план будет способствовать детальному изучению картины, а также формированию навыков содержательной, логичной монологической речи. Обратим внимание на то, что рассказ по картине должен быть эмоционально окрашен. Необходимо «правильное соотношение между рациональным и эмоциональным подходом… развитие у школьников и логичности и эмоциональности их речи» [2, с. 80–81]. Восприятие картины на основе эмоций будет способствовать прочности усвоения материала и скорейшему формированию умений и навыков, что имеет особое значение при обучении детей с задержкой психического развития.

Необходимо помнить, что привлечение наглядного пособия, прежде всего, целесообразно: а) при изучении новых для учащихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства); б) при отсутствии или недостатке в памяти учащихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах; в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет, фотография) или типических представителей общественных слоев населения; г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти учащихся (особую роль играют фотографии, картины, портреты).

Картина как одно из важнейших наглядных пособий выступает в качестве активирующего и конкретизирующего средства на всех звеньях процесса усвоения исторического материала, последовательно служа решению основных задач, которые ставит перед учителем ФГОС.

Литература:

  1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М.: Владос, 2001. — 384 с.
  2. Запорожец H. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV– VIII классы). — М.: Просвещение, 1978–144с.
  3. Ушинский К. Д.. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. — Москва: Просвещение, 1968. — 556, [1] с.
  4. Шевченко Г. С.. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, картина, психическое развитие, учитель, восприятие картины, изучение истории, иллюстративный материал, Кремневый нож, наглядное обучение, нормальное развитие.


Ключевые слова

история, наглядность, иллюстративный материал

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

На современном этапе бурного развития начальной школы, каждый учитель должен творчески

Общеизвестным является то факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к

Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Наглядное пособие одно из средств умственного развития.

Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и

В помощь учителю и учащимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин...

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в вузе.

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

Исследования подтвердили, что художественная иллюстрация способна играть важную роль в понимании текста детьми в течение всего дошкольного периода. Это влияние находит свое наиболее значительное проявление на этапе младшего дошкольного возраста.

Использование технических средств обучения на уроках русского...

1. Функции средств обучения: Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и...

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

Именно активное внедрение медиаобразованиянастановление и развитие индивидуальной картины мира решает проблему успешной социализации юношества: 1) формируется терминологическая грамотность; 2) развивается критическое мышление и «критическая...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного

Библиографическое описание: Клетнова В. А. Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на...

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

В начале обучения, по мнению Д. Н. Кардовского, необходимо приобрести прочные навыки в рисовании и живописи с натуры (натюрморт и живая модель). Обучать необходимо по тем законам, которые «обязательны и для учеников, и для учителя, а таковыми законами могут...

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

Это выдвигает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять

Учебный материал должен даваться небольшими дозами, а его усложнение должно

Кроме того, она имеет важное значение для развития речи учащихся с задержкой...

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

На современном этапе бурного развития начальной школы, каждый учитель должен творчески

Общеизвестным является то факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к

Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Наглядное пособие одно из средств умственного развития.

Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и

В помощь учителю и учащимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин...

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка. В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в вузе.

Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание...

Исследования подтвердили, что художественная иллюстрация способна играть важную роль в понимании текста детьми в течение всего дошкольного периода. Это влияние находит свое наиболее значительное проявление на этапе младшего дошкольного возраста.

Использование технических средств обучения на уроках русского...

1. Функции средств обучения: Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и...

Конструирование школьниками индивидуальной картины мира...

Именно активное внедрение медиаобразованиянастановление и развитие индивидуальной картины мира решает проблему успешной социализации юношества: 1) формируется терминологическая грамотность; 2) развивается критическое мышление и «критическая...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Статья посвящена вопросу развития живописного восприятия окружающего мира и базирующихся на них способностей образного

Библиографическое описание: Клетнова В. А. Критерии для оценки сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на...

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

В начале обучения, по мнению Д. Н. Кардовского, необходимо приобрести прочные навыки в рисовании и живописи с натуры (натюрморт и живая модель). Обучать необходимо по тем законам, которые «обязательны и для учеников, и для учителя, а таковыми законами могут...

Особенности обучения младших школьников с задержкой...

Это выдвигает необходимость при обучении детей с задержкой психического развития применять

Учебный материал должен даваться небольшими дозами, а его усложнение должно

Кроме того, она имеет важное значение для развития речи учащихся с задержкой...

Задать вопрос