Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 2600 раз

Библиографическое описание:

Скорик, Е. Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека / Е. Д. Скорик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54149/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека.

Рассматривается зависимость развития коммуникативной, когнитивной, эмоциональной и личностной сферы ребенка от характера взаимоотношений с матерью, и формирующейся в результате модели привязанности. Так же показывается влияние сформировавшейся в детстве системы ожиданий от социальных интеракций на характер взаимодействия и особенности построения романтических отношений в паре во взрослом возрасте.

Выводы основываются на практических и теоретических достижениях теории привязанности, как раздела психологии развития.

Ключевые слова: ребенок, мать, отношения, теория привязанности, тип привязанности, материнская фигура, развитие, взрослый.

Главным условием полноценного и гармоничного развития ребенка является обеспечение удовлетворения его базовых эмоциональных и физиологических потребностей близкими взрослыми. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни [1, с. 84].

Именно качество заботы о ребенке, обеспечиваемое значимым взрослым в первые годы жизни человека, влияет на формирование множества значимых факторов. Таких как: ощущение базового доверия к людям и миру (по Э. Эриксону), самооценка и представление о себе, способность к успешному социальному взаимодействию, развитие эмоционального интеллекта и др.

Одним из наиболее актуальных направлений в психологии развития является изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе, где привязанность понимается как «подвид эмоциональной связи, в которой чувство безопасности человека связано с отношениями» [2, с. 482]. Первичный опыт взаимоотношений и безопасности младенец получает через мать. Согласно своим исследованиям поведения пары мать-ребенок, Дж. Боулби (1907–1990), английский психолог-психоаналитик и психиатр, утверждал, что тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком не сводима ни к сексуальности (объяснение классического психоанализа), ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в структуре личности ребенка и его психическом развитии. Часто эти нарушения появляются далеко не сразу, а значительно позднее — лишь в подростковом возрасте.

Дж. Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка выступает своеобразной базой, надежной защитой, которую он периодически покидает, в порыве исследовать окружающий мир. Однако эта исследовательская активность стабильна и адекватна в тех случаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вернуться под защиту матери.

Таким образом, главной целью формирования эмоциональной связи между ребенком и матерью является передача ребенку ощущения защищенности и безопасности. Именно тепло и ласка, исходящие от матери в первые годы жизни важны для ребенка, а не правильный уход и обучение, осуществляемое ею [3, с. 272].

Дети, имеющие тесный эмоциональный контакт с матерью, согласно исследованиям Дж. Боулби, отличаются более высоким уровнем познавательной активности, чем дети, которые выросли в более отстраненных эмоциональных отношениях с матерью, а также дети, потерявшие мать в дошкольном возрасте. Он также доказывал, что у подростков, которые не имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблюдаются депрессии, а также формируются изменения в структуре личности [4, с. 173].

Младенец привязывается к значимому взрослому и ожидает от него защиты и поддержки, когда испытывает тревогу. Однако, привязанность между младенцем и заботящимся о нем взрослым формируется, даже если взрослый не чувствителен и не реагирует должным образом на сигналы ребенка. Ребенок не имеет возможности выбирать отношения — он вынужден подстраиваться под те условия, в которых он уже оказался. Поэтому отношения привязанности, по крайней мере с одним опекающим взрослым, будучи необходимым критерием для успешного социального и эмоционального развития ребенка, могут отличаться по содержательным характеристикам (качествам).

Следует заметить, что возникающие в этих отношениях эмоциональные и поведенческие паттерны не ограничиваются ранними этапами детства, а распространяются даже на взрослые возрасты жизни [5, с. 139].

Наиболее известной методикой оценки качества привязанности детей 1–2 лет является тест «Незнакомая ситуация», предложенный американским психологом, коллегой Дж. Боулби — М. Эйнсворт (1913–1999). Этот тест позволяет изучить поведение ребенка в присутствии и отсутствии матери, а также в ситуации, когда он находится наедине с незнакомцем. Тест состоит из нескольких эпизодов. Продолжительность каждого эпизода — 3 минуты.

Этот тест позволяет судить о характере привязанности на основании реакции ребенка после ухода матери и ее последующем возвращении. Так же, в ходе эксперимента можно установить, использует ли ребенок мать как «безопасную базу» для исследования новой обстановки, игрушек. Результаты исследования выявили 4 вида привязанности ребенка к близкому взрослому [6, с. 84].

Надежная или безопасная привязанность.

В ходе эксперимента, ребенок рядом с мамой проявляет расположенность к совместной активности, отзывчивость на материнские просьбы, исследовательский интерес к окружающей незнакомой обстановке. Он склонен использовать мать, как «базу» безопасности, к которой можно вернуться в любой момент. Когда мать уходит, эти дети проявляют беспокойство, часто ищут утешения у другого взрослого. По возвращении матери — они кидаются на руки, плачут, но быстро успокаиваются и возвращаются к исследованию пространства.

Примерно две трети детей, участвовавших в эксперименте М. Эйнсворт, попали в группу, демонстрирующую признаки надежной привязанности.

Базовое чувство безопасности, явно присутствующее у детей из этой группы, по мнению М. Эйнсфорт, обусловлено тонкой чувствительностью и отзывчивостью матерей.

В последствии, при наблюдении за развитием этих детей, у последних был обнаружен ряд схожих личностных характеристик. Они проявляли большую потребность в маме, но, вместе с тем, были более предрасположены к новым знакомствам и успешно социализировались. Дети с безопасной моделью привязанности к матери, отличались лучшим интеллектуальным развитием, уверенностью в себе, самостоятельностью, способностью к самоконтролю и активностью. Они уверены в материнской фигуре — поэтому более расслаблены и направляют большую часть своего внимания на исследование окружающего мира. [7, с. 67–104]

Тревожно-амбивалентная привязанность.

В ходе эксперимента, даже рядом с матерью, ребенок проявляет признаки тревоги, беспокойства и неуверенности. Он не готов действовать самостоятельно, на контакт с незнакомым взрослым не идет. Когда мать уходит — проявляет еще большее беспокойство, нередко плачет. По возвращении матери — бежит к ней, чтобы выразить свою обиду, может ударить или, наоборот, отстраниться. Складывается впечатление, что ребенок питает противоречивые — амбивалентные чувства к матери: он то стремится к ней, то избегает и отталкивает.

Такой паттерн поведения ребенка, скорее всего, обусловлен непоследовательными и непредсказуемыми откликами матери на его потребности. Она часто эмоционально не стабильна, демонстрирует противоречивые реакции на обращения ребенка: то добра, ласкова и заботлива, то несдержанна и отстранена. При таком взаимодействии материнская фигура выступает эмоционально недосягаемой, использовать ее как надежную «базу» безопасности ребенок не может. Следовательно, исследовательская активность таких детей значительно снижена, по сравнению с детьми из предыдущей группы. За счет чего так же страдает развитие когнитивной сферы.

Дети с тревожно-амбивалентным типом привязанности часто тревожны, зависимы, с заниженной самооценкой и подвержены чувству одиночества. Они нередко «провоцируют» родителя на наказания, таким образом добиваясь внимания.

Тревожно-избегающая привязанность.

Оказавшись в незнакомой ситуации, эти дети выглядели уверенными и самостоятельными, их контакты с мамой были крайне редки. На уход матери дети не выявляли никакой реакции, а по возвращении даже отстранялись от нее. Такая видимая самостоятельность ребенка и отсутствие потребности в матери, как оказалось, является следствием выработанного защитно-адаптивного поведения на отношение матери к ребенку.

Матери детей из данной группы были скупы на проявления заботы и ласки, сами избегали контактов с детьми, редко брали их на руки и утешали, чаще проявляли нечувствительность и отстраненность. Так же они отличались эмоциональной скупостью и авторитарным вмешательством в игры и активность ребенка.

В результате, дети с тревожно-избегающим типом привязанности отличаются неспособностью устанавливать стабильные, доверительные отношения с другими значимыми фигурами, испытывают проблемы с социализацией и построением взаимоотношений в коллективе. Они часто демонстрируют внешнюю независимость и самодостаточность при значительной степени внутренней неуверенности в себе. Такие дети редко проявляют эмпатию, чаще предпочитают отстраняться и избегать любые социальные взаимодействия. По данным исследований, дети из данной группы чаще сталкиваются с проблемами в школе и хуже ладят с друзьями [8, с. 234–235].

Дезорганизованная привязанность.

Четвертый тип привязанности не был описан в работах М. Эйнсворт, возможно по причине отсутствия пар мать-ребенок с данным типом привязанности при проведении эксперимента.

Дети с дезорганизованной привязанностью — это дети с глубокой эмоциональной травмой. Они непредсказуемы, агрессивны и хаотичны. У них часто встречается фрагментация осознанного восприятия действительности, которая называется «диссоциацией».

Дезорганизованная модель привязанности и сопровождающая ее диссоциация, встречающаяся у 5–15 % людей, не подвергавшихся насилию в детстве, и примерно у 80 % детей из трудных семей с повышенным риском психических травм. При диссоциации человек утрачивает связь с разными аспектами восприятия и с трудом отделяет чувства от воспоминаний и мысли от действий. Личность фрагментируется — ребенок чувствует себя оторванным от мира и распавшимся на части. [9, с. 114–116].

В зависимости от типа привязанности, у ребенка устанавливается определенная система ожиданий по отношению к участникам всех других социальных взаимодействий. Эта система ожиданий фактически определяет характер взаимодействия ребенка с окружающим миром. И, благодаря этому, оказывает существенное влияние на другие стороны жизни и развития индивидуума, к примеру, на формирование его образа-Я. Глубокое влияние привязанности на эмоционально-личностное, коммуникативное и даже познавательное развитие ребенка позволяет полагать, что тип привязанности во многом определяет своеобразие всей «траектории» развития. Привязанность остается активно действующим психологическим механизмом в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви и внутрисемейные отношения [10, с. 6].

В конце 1980-х С. Хазан и Ф. Шейвер применили концепты теории привязанности к взрослым, состоящим в романтических отношениях. Они выявили, что взаимодействие между партнёрами в романтических отношениях в какой-то мере сходно с отношениями между детьми и значимым взрослым [11, с. 511].

Также целый ряд исследований подтвердил, что ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками [12, с. 180–181].

Взрослые с опытом надежной привязанности в детстве имеют ряд схожих черт: они социально активны и адаптированы, обладают развитым эмоциональным интеллектом и позитивной самооценкой. Эти люди склонны к большему самораскрытию и свободному проявлению чувств, при этом они отличаются высоким уровнем самоконтроля в конфликтных ситуациях. Они быстрее восстанавливаются после стресса и адаптируются к сложным жизненным ситуациям. Так же взрослым из данной группы свойственна когнитивная гибкость и открытость, отсутствие излишней боязни критики, готовность признать свои ошибки. В романтических отношениях они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи и доверительные отношения, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.

Совершенно другая динамика наблюдается у взрослых, выросших в условиях амбивалентно-тревожной привязанности. Это люди с низким уровнем самооценки, высоким уровнем тревожности и неуверенности, как в себе, так и в других. Они склонны недооценивать себя и переоценивать партнера, постоянно ищут подтверждения собственной значимости. Им сложно доверять, они постоянно сомневаются в партнере, очень требовательны в отношениях, склонны к созависимости, ревности. В социальных взаимодействиях они проявляют низкий уровень гибкости, в конфликтах чаще избирают пассивно-протестную модель поведения. Достаточно экспрессивны, демонстрируют низких уровень самоконтроля.

Взрослые с избегающим типом привязанности, напротив, очень самодостаточны. В отношениях и социальных взаимодействиях предпочитают держаться на дистанции, не принимают и не оказывают эмоциональной поддержки. Демонстрируют высокую предрасположенность к конфликтам, низкую адаптивность и гибкость в стрессовых ситуациях. Они не способны открыто выражать свои эмоции, неосознанно боятся уязвимости и отвержения — поэтому предпочитают отстраняться и не доверять другим людям. Эта группа характеризуются наличием коммуникативных и личностных проблем во взрослом возрасте. Они часто обесценивают значение близких отношений, могут дистанцироваться и избегать интимных отношений, по причине восприятия близости, как угрозы их уязвимости. С другой стороны, они могут проявлять склонность менять партнеров и вступать в ни к чему не обязывающие сексуальные связи. При этом, они сверхчувствительны к отвержению и реакциям гнева [10, с. 20–21].

Взрослые с тревожно-избегающим типом привязанности проявляют сильное стремление к контакту и близости, но вместе с тем перспектива эмоционально близких отношений их пугает возможностью быть отвергнутым. Этот тип привязанности часто свойственен людям, пострадавшим от сексуального насилия на более ранних этапах жизни [13].

Такие люди никому не доверяют, не считают себя достойными любви партнера, часто манипулируют, являются инициаторами конфликтов, отличаются эмоциональной несдержанностью и непредсказуемостью.

Рабочие модели привязанности, как показали исследования, стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни у 70–80 % населения [14]. Однако, остальные респонденты отмечают изменения в рабочих моделях привязанности. И это говорит о том, что они не являются устойчивыми чертами личности. Некоторые виды психотерапии (эмоционально-фокусированная психотерапия и психотерапия, основанная на привязанности) преуспели в оказании психологической помощи взрослым по изменению модели привязанности.

Таким образом, на основании множества исследований и их теоретических интерпретаций теорией привязанности, мы приходим к выводу, что ранний детский опыт надежных, безопасных взаимоотношений с заботливым взрослым закладывает наиболее здоровый фундамент для формирования адекватной самооценки, способности к построению конструктивных взаимоотношений в социуме и в паре, когнитивного и эмоционального развития человека. Обретение этого опыта во многом зависит от материнской фигуры, ее отзывчивости, последовательности и чувствительности. Дети, оказавшиеся в ненадежных и небезопасных отношениях вынуждены адаптироваться к ним за счет выстраивания психологических защитных реакций и поведения, которое влияет на развитие когнитивной, интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфер негативным образом. В результате взрослые с ненадежными типами привязанности (амбивалентной, избегающей и тревожно-избегающей) демонстрируют низкий уровень социальной адаптации, стрессоустойчивости, гибкости и способности к построению надежных, доверительных семейных отношений в паре.

Литература:

  1. Заостровцева, М. Н. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина // под науч. ред. проф. В. В. Новикова: монография. — Ярославль: МАПН, 2007. — 362 с.
  2. Боулби Дж. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / пер. с англ. Н. Г. Григорьева, Г. В. Бурменская; под ред. Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
  3. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. В. Старовойтова — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
  5. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. — 1995. — № 3. — С. 139–151.
  6. Авдеева Н. Н. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Н. Н. Авдеева и др.; ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 176 с.
  7. The development of infant-mother interaction among the Ganda / M. D. Ainsworth / В. M. Foss (ed.) // Determinants of infant behavior. L.: Methuen; N. Y.: Wiley, 1963. — Vol. 1. — P. 67–104.
  8. Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 448 с.
  9. Сигел Д. Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста. — М.: Эксмо, 2016. — 272 с.
  10. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. — 2009. — № 4. — С. 17–32.
  11. Romantic love conceptualized as an attachment process / Hazan C., Shaver P. // Journal of Personality and Social Psychology. 1963. — Vol. 52(3). — P. 511–524.
  12. J Can Acad Child Adolesc Psychiatry. 2007. Vol. 16(4). — P. 180–181. — PMCID: PMC2247463
  13. Contextualizing the effects of childhood sexual abuse on adult self- and social functioning: an attachment theory perspective / J. H. Liema, A. C. Boudewyn // Child Abuse & Neglect — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0145213499000812 (дата обращения: 20.11.2018).
  14. Reliability and stability of adult attachment patterns / E. Scharfe, K. Bartholomew // Personal Relationships — URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1475–6811.1994.tb00053.x (дата обращения: 20.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мать, отношение, тип привязанности, взрослый, материнская фигура, значимый взрослый, окружающий мир, ходя эксперимента, взрослый возраст.


Ключевые слова

развитие, мать, ребёнок, отношения, взрослый, теория привязанности, тип привязанности, материнская фигура

Похожие статьи

Особенности формирования привязанности у детей в условиях...

ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка, дезорганизованная привязанность, значимый взрослый, отношение, амбивалентная привязанность...

Эмоциональная привязанность в структуре значимых...

Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности

Рассматривая теорию привязанности, следует отметить, что она возникла на пересечении

Именно опыт отношений с матерью на первом году жизни порождает привязанность к ней...

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Боулби позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому

Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось

Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к...

Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем...

Параллельно развитию привязанности к близкому взрослому, которая основывается на удовлетворении потребностей, у ребенка формируются поведенческие реакции на то, как откликается объект привязанности на возникшие желания ребенка.

Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами...

ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка

Отношение взрослого рассматривается не только как фактор формирования «Я» ребенка, но и как условие

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности.

Основные направления изучения материнства в отечественной...

6.Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным гештальтом младенчества. Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой

В основе отношений лежат чувства родительской любви и заботы, чувства материнства и отцовства и привязанности детей к родителям.

Экспериментальное исследование материнско-сыновних...

Особенно значимыми оказываются отношения к матери в дошкольном возрасте.

При изучении особенностей материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях мы

Уважение значимых взрослых объясняется отсутствием агрессивного поведения в системе...

Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности...

Мать — это первая Вселенная ребенка. Мать является посредником между внешним миром и

Отношение матери к еще не родившемуся ребенку, в дальнейшем определяет его

Вышеуказанные исследователи выделили восемь типов рождения ребенка и только один из...

Архетипические паттерны материнского поведения в период...

Становясь матерью взрослых детей, Артемида смотрит в будущее, мечтает об их самостоятельности.

В отношениях с матерью присутствует непонимание. Мать не видит своего сходства с дочерью.

Олицетворяет материнский инстинкт, желание родить ребенка.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В научных поисках формирования гуманных отношений выявляется потребность создания таких условий, при которых каждый ребенок, воздействия с окружающими людьми выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, − объектом положительного...

Похожие статьи

Особенности формирования привязанности у детей в условиях...

ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка, дезорганизованная привязанность, значимый взрослый, отношение, амбивалентная привязанность...

Эмоциональная привязанность в структуре значимых...

Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности

Рассматривая теорию привязанности, следует отметить, что она возникла на пересечении

Именно опыт отношений с матерью на первом году жизни порождает привязанность к ней...

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Боулби позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому

Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось

Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к...

Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем...

Параллельно развитию привязанности к близкому взрослому, которая основывается на удовлетворении потребностей, у ребенка формируются поведенческие реакции на то, как откликается объект привязанности на возникшие желания ребенка.

Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами...

ребенок, взрослый, нарушение привязанности, тип привязанности, дом ребенка

Отношение взрослого рассматривается не только как фактор формирования «Я» ребенка, но и как условие

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности.

Основные направления изучения материнства в отечественной...

6.Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным гештальтом младенчества. Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой

В основе отношений лежат чувства родительской любви и заботы, чувства материнства и отцовства и привязанности детей к родителям.

Экспериментальное исследование материнско-сыновних...

Особенно значимыми оказываются отношения к матери в дошкольном возрасте.

При изучении особенностей материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях мы

Уважение значимых взрослых объясняется отсутствием агрессивного поведения в системе...

Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности...

Мать — это первая Вселенная ребенка. Мать является посредником между внешним миром и

Отношение матери к еще не родившемуся ребенку, в дальнейшем определяет его

Вышеуказанные исследователи выделили восемь типов рождения ребенка и только один из...

Архетипические паттерны материнского поведения в период...

Становясь матерью взрослых детей, Артемида смотрит в будущее, мечтает об их самостоятельности.

В отношениях с матерью присутствует непонимание. Мать не видит своего сходства с дочерью.

Олицетворяет материнский инстинкт, желание родить ребенка.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В научных поисках формирования гуманных отношений выявляется потребность создания таких условий, при которых каждый ребенок, воздействия с окружающими людьми выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, − объектом положительного...

Задать вопрос