Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.11.2018

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Джабраилов, Ш. В. Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека / Ш. В. Джабраилов, Ш. Ш. Камбарова, В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53972/ (дата обращения: 07.05.2024).



Цель данной статьи — описание существующих подходов для оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека, что будет являться первым шагом к созданию модели для анализа влияния звуков на эмоциональное состояние человека на основе теории дискретных эмоций. Формирование значений для эмоциональной оценки звуков. Описание архитектуры приложения для проведения эксперимента в будущем.

Ключевые слова: эмоции, звуки, распознавание эмоций, обработка звуков, оценка эмоционального состояния, теория дискретных эмоций.

Введение

Эмоциональная информация существует в любом звуке, она может восприниматься по-разному в зависимости от объекта, на которое оказывается влияние. Не только человеческая речь, но и музыкальные произведения и окружающие звуки содержат эмоциональную информацию. Таким образом, понятие эмоции, которое мы рассматриваем в этой статье, является результатом влияния звука на человека, т. е. его впечатления.

Эмоциональные реакции на биологически значимые события необходимы для выживания человека. У человеческих эмоций законно отслеживают изменения в акустической среде. Изменения акустических атрибутов, которые хорошо знакомы с человеческими эмоциями в речи и музыке, также вызывают систематические эмоциональные реакции, когда они происходят в звуках окружающей среды, включая звуки действий человека, животных, механизмы или природные явления, такие как ветер и дождь. Результаты показывают, что человеческие эмоции настроены на изменения акустической среды и данный факт подтверждает гипотезу Чарльза Дарвина о том, что речь и музыка происходят из общей системы эмоциональных сигналов, основанной на подражании и модификации звуков окружающей среды.

Подходы к оценке эмоций

В этой главе рассматривается вопрос о том, какой тип модели следует применять для дифференциации эмоций: дискретный (категориальный) или размерный. Эти подходы весьма взаимодополняют друг друга. Общеизвестно, что дискретные эмоции в пространстве высших измерений можно условно отобразить в более низкое пространство измерений. Чаще всего выбираются валентность и возбуждение двух измерений, хотя можно показать, что пространство влияния лучше всего структурировано четырьмя измерениями — добавление силы и новизны в валентность и возбуждение [1]. Выбор категориального или размерного подхода, зависит от соответствующего контекста исследования и конкретных целей. В большинстве исследований связанных с оценкой эмоций, используется размерные модели, они получили самое большое распространение в исследованиях Б. Шуллера [2] и К. Дроссоса [3]. В данном исследовании используется дискретная модель, т. к. целью является определение влияния конкретных параметров звука на эмоциональное состояние человека. Если в размерных моделях человек сам выставляет оценки валентности и возбуждения и уже на основе данных значений слушателя анализируется и определяется эмоция, то в нашем случае, это будут значения параметров звука, таких как частота, тон, тембр, громкость.

Эмоциональная модель

В теории дискретных эмоций все люди, как полагают, имеют врожденный набор основных эмоций, которые являются кросс-культурно узнаваемыми. Эти основные эмоции описываются как «дискретные», потому что они, как полагают, отличаются различием лицевого выражения человека и биологических процессов [4]. Теоретики провели исследования, чтобы определить, какие эмоции являются основными. Популярным примером является Пол Экман и кросс-культурное исследование его коллег 1992 года, в котором они пришли к выводу, что шесть основных эмоций — это гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление, Экман объясняет, что к каждой из этих эмоций привязаны особые характеристики, позволяющие им выражаться в той или иной степени. Каждая эмоция действует как дискретная категория, а не индивидуальное эмоциональное состояние [5].

Предложенная эмоциональная модель будет придерживаться теории дискретных эмоций, и будет содержать более широкий набор конкретных эмоций в категории. Значения для оценки эмоционального состояния приведены в таблице 1, значениями оценки будут являться как категории, так и сами значения.

Для первоначальной оценки звуков, будет создан вебсайт с загруженными звуками из разных категорий. Пользователям будет представлены варианты оценки звука из таблицы 1, далее в зависимости от их восприятия нужно будет выбрать соответствующую оценку. Будет сделан акцент на объективную оценку, т. е. любая из предложенных композиций должна оцениваться без привязки к конкретному случаю из жизни слушателя. Данный факт позволит более корректно оценить влияние звуков на эмоциональное состояние.

Предложенные звуки, их параметры, проставленные оценки и сами пользователи будут храниться в базе данных, для дальнейшего анализа композиций, не участвовавших в эксперименте. Физическая модель базы данных с основными таблицами, атрибутами и х связями представлена на рисунке 1. В процессе разработки веб сайта возможно расширение и уточнение структуры базы данных. Основные сущности необходимые для хранения оценок:

1) Mark — эмоциональные оценки, доступные для пользователей;

2) User — пользователи и их параметры

3) Sounds — звуки и их характеристики


Таблица 1

Категории

Эмоции

Счастье

Удивление

Отвращение

Гнев

Печаль

Страх

Презрение

1

Восторг

Ошеломление

Омерзение

Ярость

Грусть

Растерянность

Пренебрежение

2

Надежда

Неожиданность

Отторжение

Злость

Скорбь

Тревога

Ненависть

3

Нежность

Замешательство

Брезгливость

-

Несчастье

Напряженность

-

4

Благодарность

-

-

-

Одиночества

Волнение

-

5

Восхищение

-

-

-

-

Беспокойство

-

6

Любовь

-

-

-

-

-

-

7

Умиление

-

-

-

-

-

-

8

Симпатия

-

-

-

-

-

-

9

Радость

-

-

-

-

-

-

Рис. 1. Физическая модель базы данных


База данных эмоциональных звуков будет основана на онлайн-доступном двигателе FindSounds.com. Она будет состоят из 390 выбранных вручную звуковых файлов из более чем 10000. Чтобы обеспечить набор с сбалансированным распределением эмоциональных коннотаций, было решено использовать следующие восемь категорий, взятых с FindSounds.com: животные, музыкальные инструменты, природа, голосовые звуки, люди, спорт, инструменты и транспортные средства. При таком выборе база данных представляет собой широкий спектр часто встречающихся звуков в повседневной среде.

Для сбора информации и проведения эксперимента всем слушателям будет предложено принять решение в соответствии с предложенным списком эмоций из таблицы 1 для конкретной композиции.

На основе полученных ответов и сформированной базы данных, планируется обучить комбинированную нейронную сеть, состоящую из рекуррентной и сверточной нейронных сетей. Архитектура программы для эмоциональной оценки звука на этапе обучения и анализа приведена на рисунке 2.

Рис. 2 Архитектура приложения

Заключение

В данный статье представлены подходы к эмоциональной оценке звуков. Описана эмоциональная модель на основе дискретной теории эмоций, конкретизированы категории эмоций для дальнейшего использования в эксперименте для эмоциональной оценки звуков. Представлена структура реляционной базы данных и взаимосвязи между таблицами для хранения звуков с их параметрами и эмоциональной оценкой пользователя. Также проиллюстрирована архитектура разрабатываемого приложения, на основе данных которого будет обучаться предложенная модель.

Литература:

  1. JR. Fontaine, KR. Scherer, EB. Roesch, PC. Ellsworth. The world of emotions is not two-dimensional. Psychological Science. 18 (12): 1050–1057.
  2. B. Schuller, A. Batliner, S. Steidl, D. Seppi. Recognising realistic emotions and affect in speech: state of the art and lessons learnt from the first challenge. Speech Commun. 53, 1062–1087.
  3. K. Drossos, A. Floros, N. Kanellopoulos. Affective acoustic ecology: towards emotionally enhanced sound events. In Proceedings of the 7th Audio Mostly Conference: A Conference on Interaction with Sound (New York, NY: ACM), 109–116.
  4. P. Ekman, Basic Emotions. In T. Dalgleish and T. Power (Eds.).
  5. P. Ekman, An Argument for Basic Emotions. Cognition and Emotion. 6 (3/4): 169–200.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, звук, эмоциональная оценка звуков, эмоциональное состояние, эмоциональное состояние человека, акустическая среда, база данных, физическая модель базы данных, эмоциональная информация, эмоциональная модель.


Ключевые слова

эмоции, звуки, распознавание эмоций, обработка звуков, оценка эмоционального состояния, теория дискретных эмоций

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т. д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом.

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека.

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий

В группе девушек низкие значения имеют показатели «эмоциональная осведомленность» и

Как видно из полученных результатов данные компоненты эмоционального интеллекта у...

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

Возник вопрос: как звуки влияют на физическое и эмоциональное состояние младших школьников и как сохранить слух надолго? Цель моего исследования: изучить вопрос о том, как звуки влияют на человека. Для достижения цели поставлены следующие задачи

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

Эмоциональное состояние человека − явление очень сложное. Аксиологический и когнитивный потенциал эмоций. Эти и многие другие состояния, оценки, ценностные ориентации задают конкретный состав значений эмоционального мира человека.

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

Такие подростки достаточно легко распознают эмоциональное состояние других людей через «считывание» их мимики или жестов, тембра голоса и пр. Понимание эмоций другого человека позволяет более успешно устанавливать эмоциональный контакт с собеседником...

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с

На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций...

Теоретическая модель эмоциональной компетентности...

В статье обсуждается проблема исследования эмоциональной компетентности у студентов-психологов.

В. Э. Чудновский определяет эмоциональную компетентность как «способность человека

Модель эмоциональной компетентности психолога представлена на рисунке 1.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т. д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом.

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека.

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий

В группе девушек низкие значения имеют показатели «эмоциональная осведомленность» и

Как видно из полученных результатов данные компоненты эмоционального интеллекта у...

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

Возник вопрос: как звуки влияют на физическое и эмоциональное состояние младших школьников и как сохранить слух надолго? Цель моего исследования: изучить вопрос о том, как звуки влияют на человека. Для достижения цели поставлены следующие задачи

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

Эмоциональное состояние человека − явление очень сложное. Аксиологический и когнитивный потенциал эмоций. Эти и многие другие состояния, оценки, ценностные ориентации задают конкретный состав значений эмоционального мира человека.

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

Такие подростки достаточно легко распознают эмоциональное состояние других людей через «считывание» их мимики или жестов, тембра голоса и пр. Понимание эмоций другого человека позволяет более успешно устанавливать эмоциональный контакт с собеседником...

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с

На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций...

Теоретическая модель эмоциональной компетентности...

В статье обсуждается проблема исследования эмоциональной компетентности у студентов-психологов.

В. Э. Чудновский определяет эмоциональную компетентность как «способность человека

Модель эмоциональной компетентности психолога представлена на рисунке 1.

Задать вопрос