Виды тестов в обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 6171 раз

Библиографическое описание:

Жемерина, Д. С. Виды тестов в обучении иностранному языку / Д. С. Жемерина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53867/ (дата обращения: 07.05.2024).



Проверка и оценка знаний, умений и навыков является неотъемлемой составляющей учебного процесса. От правильной постановки, которой, зависит во многом успех всего процесса обучения. Одной из важнейших и труднейших задач, стоящих перед преподавателем, является овладение методикой проверки знаний и выставления оценок. В настоящее время широко распространённым средством проверки ЗУН является тестирование. Основными достоинствами тестов являются экономичность, простота использования и несложная проверяемость выполнения. Следует отметить, что тестирование получило признание в нашей стране и стало общепринятой формой не только текущего, но и итогового контроля.

Особенно хочется отметить, то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестирования, к которому, необходимо готовить учащихся. В организации контроля знаний и умений необходимо учитывать большое количество разновидностей тестов. Преподавателям необходимо не просто работать с тестом, а обязательно учитывать, на каком этапе идет проверка знаний и какие навыки речевой деятельности проверяются. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.

Стоит отметить, что основные теоретические и практические положения тестологии были разработаны для психологических тестов и позднее экстраполированы на педагогические тесты. Но, безусловно, педагогические тесты имеют свою специфику. Отличия педагогических тестов от психологических тестов очень четко изложены у И. А. Рапопорт и состоят в следующем:

– во-первых, совершенно очевидны функциональные различия психологических и педагогических тестов. Психологические тесты предназначены для выявления и измерения соответствующих свойств психики, в то время как педагогические применяются для измерения уровня усвоения конкретного учебного предмета (дисциплины), изучаемого в данном учебном заведении;

– во-вторых, стандартизация и разработка норм оценки результатов психологических тестов обычно осуществляется на основе кривой нормального распределения [1, с.41].

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические тесты образуют специфическую группу тестов.

Частным случаем педагогических тестов являются лингво-дидактические тесты. Термин «лингводидактический тест» ввел российский ученый В. А. Коккота. Он соотносит лингводидактический тест с комплексом учебных заданий, которые:

– разработаны в соответствии с определенными требованиями,

– прошли предварительную проверку с целью выявления показателей качества,

– позволяют определить у тестируемых уровень их языковой (лингвистической) и речевой (коммуникативной) компетенции,

– результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям [2, с.38].

Процесс развития лингводидактического тестирования как распространенного средства контроля привел к появлению различных видов лингводидактических тестов.

Большинство отечественных авторов во главе с Э. А. Штульманом, классифицируют языковые тесты на 3 категории. Подавляющее же большинство зарубежных теоретиков тестирования (Р. Ладо, А. Девис) выделяют четыре.

К первой категории отечественные лингвисты относят тесты общего умения, которые позволяют проверить уровень владения языком согласно деятельности, к которой готовит себя испытуемый. Вторая категория — тесты успешности или как часто их называют тестами учебных достижений. Эти тесты позволяют педагогу оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин. Данный вид тестирования является более объективным показателем обученности, чем оценка. И третья категория — диагностические тесты, которые позволяют определить не только уровень знаний, умений и навыков, но и обнаружить причины их недостаточной сформированности. [3, с. 169].

А. Девис различает четыре типа языковых тестов. В своих работах он дает подробную характеристику каждому из приведенных типов.

  1. General Proficiency tests (тесты возможностей) — тесты для определения уровня владения иностранными языками. В этой категории учёный выделяет несколько видов тестов в зависимости от их назначения. Если целью является проверка знаний абитуриентов на определение уровня владения иностранным языком, то такие тесты называются selection tests (отборочные тесты); если же их целью является распределение учащихся по группам в зависимости от их знаний — placement tests и т. д.
  2. Aptitude tests — категория тестов для определения способностей экзаменующегося по иностранному языку, а также времени, необходимого ему для овладения языком. Эта категория тестов часто носит название тестов прогнозирования (Prognostic tests), т. е. тестов, предсказывающих возможный успех ученика в изучении иностранного языка, который зависит от его способностей.
  3. Achievement tests (тесты прогресса и достижений) — тесты для определения достижений знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения за определенный период. Эта же категория тестов более известна под названием Progress tests.
  4. Diagnostic tests (диагностические тесты) — тесты для выявления слабых сторон знаний учащихся по отдельным языковым навыкам, также причины их отставания. С их помощью, педагогу предоставляется возможность принять соответствующие меры для устранения отставания [4, с.102].

По частоте применения можно выделить следующие виды тестов:

– текущие, которые проводятся по мере изучения определенной темы или раздела;

– периодические тесты, применяемые на определенном этапе учебного процесса и совпадающие обычно с моментом завершения работы над определенным разделом или темой;

– глобальные, подводящие итог более длительному периоду обучения. [6, с. 231].

Современные тесты отличаются многоуровневостью и не зависят от учебных методик или преподавателя. При помощи них проверяется все четыре вида деятельности учащихся — чтение, аудирование, говорение и письмо. При работе с тестами, необходимо учитывать, что проверяется и какими видами работы это достигается.

В научно-методическом журнале «Английский язык в школе» И. А Кукушкина в своей статье предлагает следующую классификацию тестов. Тестирования по видам речевой деятельности, позволяющие проверить навыки, письма, устной речи, чтения и аудирования.

В отдельную группу можно выделить лексико-грамматические тесты, проверяющие навыки владения лексикой и грамматикой. [5, с. 18].

В свою очередь, лексико-грамматические тесты можно разделить на лексические и грамматические.

  1. Лексические тесты проверяют навыки орфографии, словообразования, различения слов, близких по значению или написанию, то есть синонимов и омонимов.
  2. Грамматические тесты проверяют навыки владения различными грамматическими явлениями, а именно:

– употребление времен английского языка в активном и пассивном залоге;

– согласование времен;

– употребление неличных форм глагола, герундия, инфинитива и инфинитивных конструкций и причастных оборотов [8, с. 202].

Также отдельной группой можно выделить тесты на проверку письменной речи. Письмо проверяет навыки передачи идей и мыслей на иностранном языке, умение извлекать информацию из таблиц, графиков и т. д. и передавать ее в письменном виде. Среди письменных тестов можно выделить следующие:

– заполнение бланков;

– описание таблиц и графиков;

– написание личного и делового письма [9, с. 105].

Следующей группой являются тесты по чтению. При помощи данных тестов, проверяется уровень понимания и извлечения информации, представленной в письменной форме. Самые распространенные виды тестов: тексты с пропусками (close tests) и тексты c различными заданиями [10, с. 291].

Также существуют тесты по аудированию. Само по себе аудирование считается достаточно сложным видом работы, которая требует большого внимания и сосредоточенности. Данные тесты проверяют уровень понимания и извлечения информации из устного сообщения, также помогают учителю контролировать умения учащихся извлекать специфическую и фактическую информацию из прослушанного; идентифицировать говорящих, их имена, даты и время; устанавливать связь между идеями причиной и следствием, порядком следования событий, сравнениями. Они также показывают умение следовать устным инструкциям и наставлениям, а также делать заключения и выводы [11, с. 154].

Тесты по устной речи, проверяют коммуникативные умения учащихся, а также владение лексикой; умение учеников высказывать свое мнение, давать оценку, обобщать, отвечать на вопросы и задавать их, с правильной интонацией реагировать на реплики и замечания. Также немаловажным является то, что эти тесты позволяют проверить произносительные навыки учащихся и их умение грамматически правильно оформлять свою речь [5, с. 18].

Итак, безусловно, при всем многообразии тестовых заданий, учителю необходимо уметь ориентироваться в них. Подробная классификация даст учителю возможность планировать свою работу с тестами, а, следовательно, и прогнозировать результаты своей работы. Данная информация поможет учителю правильнее распределять свое рабочее время и направлять его на практическую работу с учащимися.

Литература:

  1. Рапопорт И. А. Теория и практика языковых тестов. Таллин, 1980. — 346 с.
  2. Коккота В. Лингводидактическое тестирование. М.: Высш. шк., 1989–130 с.
  3. Штульман Э. А. Тестирование при обучении английскому языку в неязыковых вузах. Воронеж, 1972. — 402 с.
  4. Davies A. Language Testing. Introduction. Department of Applied Linguistics. Edinburgh, 1968. — 145с.
  5. Научно-методический журнал. Английский язык в школе. Обниск: Титул, 2007. — 118 с.
  6. Фоломкина С. К. Тестирование в обучении иностранному языку. Иностр. языки в школе. М.: 2006. — 289 с.
  7. Павловская И. Ю., Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология. Издание 2-ое, исправленное и дополненное — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007 г. — 194 с.
  8. Никоненко Т. Г. Тесты по грамматике английского языка. М.: Айрис Рольф, 1997. — 259с.
  9. Иностранные языки. Варианты и ответы централизованного тестирования. 11 класс: Пособие для подготовки к тестированию.– Омск, 1999. — 149 с.
  10. Кузьменкова Ю. Б. Tests, Texts and Topics for your English Exams.– Обнинск: Титул, 2001. — 425с.
  11. Павлоцкий В. М. Test your English. С. Петербург: Каро, 2001. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тест, иностранный язык, категория тестов, уровень владения, английский язык, вид тестов, отдельная группа, речевая деятельность, устная речь, учебный процесс.


Похожие статьи

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Обучение любому иностранному языку подразумевает обучение различным видам речевой деятельности, под которой понимают процесс передачи и приема сообщений [4]. В качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтения, аудирования) выступает...

учащийся, иностранный язык, вид деятельности, устная речь...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, речевая деятельность, задание, навык, самостоятельная работа

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео...

ГИА как итоговая форма контроля сформированности умений...

Контроль, как известно, — это определение уровня владения языком, достигнутого

Контроль позволяет преподавателю получить информацию о результатах работы группы учащихся в

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели: он позволяет...

Тестирование в обучении английскому языку студентов ТПУ

Входное тестирование проводится на первом курсе в начале учебного года, целью тестирования является определить уровень знаний и умений студентов, по результатам теста студенты делятся на уровни – элементарный, промежуточный и средний.

К вопросу о лингводидактическом тестировании

Тестирование в системе образования современного государства является очень важной частью учебного процесса.

Тестирование является очень важной частью лингводидактики как науки, изучающей методы обучения иностранным языкам.

иностранный язык, английский язык, речевая деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, речевая деятельность, выполнение

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая...

Преподавание по учебно-методическому комплексу New Language...

Учебно-методический комплекс New Language Leader для изучения общего английского языка (далее, УМК), разработанный авторами издательства Pearson, включает учебное пособие для студента, методические заметки для преподавателя, аудио и видео сопровождение, тесты...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная...

Владение языком — это вопрос практики... В языке навык — все, а знание — ничто».

Концепция данного метода утверждает приоритет устной речи над письменной

В соответствии с ними выделяются три объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность)...

Специфика обучения и изучения профессионального английского...

Ключевые слова: профессиональный английский язык, английский язык для специальных целей

Роль английского языка как основного средства профессиональной коммуникации

Эти данные свидетельствуют о том, что основой содержания учебного комплекса являются...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному...

Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные

Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех (и только тех) умений

Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в...

Похожие статьи

Особенности оценивания знаний по иностранному языку...

Обучение любому иностранному языку подразумевает обучение различным видам речевой деятельности, под которой понимают процесс передачи и приема сообщений [4]. В качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтения, аудирования) выступает...

учащийся, иностранный язык, вид деятельности, устная речь...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, речевая деятельность, задание, навык, самостоятельная работа

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео...

ГИА как итоговая форма контроля сформированности умений...

Контроль, как известно, — это определение уровня владения языком, достигнутого

Контроль позволяет преподавателю получить информацию о результатах работы группы учащихся в

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели: он позволяет...

Тестирование в обучении английскому языку студентов ТПУ

Входное тестирование проводится на первом курсе в начале учебного года, целью тестирования является определить уровень знаний и умений студентов, по результатам теста студенты делятся на уровни – элементарный, промежуточный и средний.

К вопросу о лингводидактическом тестировании

Тестирование в системе образования современного государства является очень важной частью учебного процесса.

Тестирование является очень важной частью лингводидактики как науки, изучающей методы обучения иностранным языкам.

иностранный язык, английский язык, речевая деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, речевая деятельность, выполнение

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая...

Преподавание по учебно-методическому комплексу New Language...

Учебно-методический комплекс New Language Leader для изучения общего английского языка (далее, УМК), разработанный авторами издательства Pearson, включает учебное пособие для студента, методические заметки для преподавателя, аудио и видео сопровождение, тесты...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная...

Владение языком — это вопрос практики... В языке навык — все, а знание — ничто».

Концепция данного метода утверждает приоритет устной речи над письменной

В соответствии с ними выделяются три объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность)...

Специфика обучения и изучения профессионального английского...

Ключевые слова: профессиональный английский язык, английский язык для специальных целей

Роль английского языка как основного средства профессиональной коммуникации

Эти данные свидетельствуют о том, что основой содержания учебного комплекса являются...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному...

Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные

Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех (и только тех) умений

Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в...

Задать вопрос