Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2018

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, О. П. Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике / О. П. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53829/ (дата обращения: 05.05.2024).



В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Ключевые слова: теория графов, факультативные занятия, основная школа, индекс удовлетворенности.

Теория графов имеет широкие направления развития и применяется как в различных науках, так и в повседневной жизни. С помощью графов значительно упрощается решение многих математических задач. Для изучения данной темы не требуется специальных предварительных математических знаний.

Исследование роли задач по теории графов в развитии мышления обучающихся является весьма актуальным, интересующим многих педагогов и математиков. Многие из них полагают, что изучение элементов теории графов способствуют развитию алгоритмического и логического мышления, благоприятствует совершенствованию умений учащихся решать нестандартные задачи. В школьном курсе математики тема «Теория графов» не рассматривается. Однако некоторые положения теории графов могут быть отражены при обучении математике в школе. В учебниках основной школы, встречаются задачи, которые можно легко решить с использованием графов, в отличие от других способов. Олимпиадные задачи и некоторые задачи ЕГЭ тоже содержат задания, которые можно решить, применяя графический способ. Что же мешает учителю ввести в факультативный курс теорию графов и показать, как ее средствами можно легко решать нестандартные задачи?

Для ответа на этот вопрос был проведен опрос среди учителей математики и учащихся 6 и 8 классов г. Батайска Ростовской области. В нем приняло участие 45 учителей математики и 96 обучающихся.

Как показал опрос учителей математики, основной причиной редкого использования теории графов как на уроках математики в основной школе, так и на факультативных занятиях, является отсутствие эффективной методики обучения данной теме (85 %). Кроме того, были указаны и такие причины, как отсутствие мотивации к обучению (5 %) и отсутствие времени на изучение (10 %).

Учащиеся так же с настороженностью отнеслись к возможности изучения данной темы. Низкий индекс удовлетворенности (-0,13 и -0,04) обучающихся основной школы показал, что они имеют слабое представление об этом разделе математики. Небольшая часть из них (20 %) готова изучать эту дисциплину на факультативных занятиях по математике.

Ниже представлены результаты опроса обучающихся.

Рис. 1. Линейная диаграмма, иллюстрирующая результаты измерения индекса удовлетворенности входной диагностики обучающихся по теме: «Изучение занимательных задач по теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе». Вопросы 1, 2, 3 определяют уровень представления учащихся о теории графов. Вопросы 4 и 5 выявляют готовность учащихся изучать теорию графов на факультативных занятиях по математике

Для того чтобы у обучающихся сформировалось положительное представление о теории графов, отдельные вопросы из этого раздела, стоит вводить на факультативных занятиях, начиная с 5-го класса. Задачи по теории графов следует рассматривать и на некоторых уроках математики, как задачи, развивающие логическое мышление. Вводить их нужно постепенно, начиная с элементарных заданий. При первом знакомстве с такими задачами учителю не следует объявлять ученикам, что их нужно решать, используя теорию графов. Новый неизвестный термин может психологически испугать обучающихся: «мне неизвестно как решать такие задачи», хотя зачастую решение может быть быстрым и простым. Когда учащиеся будут уверены в своих силах, следует сообщить, что эти задания выделяют в особый раздел математики — теорию графов. Детальное рассмотрение темы стоит вынести в содержание факультативного курса.

Первостепенной задачей является раскрытие возможности графов как средств обучения учащихся решению задач. Затем следует разработать содержание факультативных занятий, отражающих основные положения теории графов. Сведения о них нужно углублять по мере изучения темы.

Таким образом, к выпускным экзаменам у обучающихся должно сформироваться представление об изучении теории графов в школе. Грамотная подача методики изучения задач по теории графов вызовет интерес у учащихся, поможет им получить начальные знания и умения по перспективному разделу математики «Теория графов» и даст возможность применить их в решении прикладных задач.

Литература:

  1. Березина Л. Ю. Графы и их применение. — М.: URSS, 2014.
  2. Оре О. Графы и их применение. — М.: URSS, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): теория графов, основная школа, задача, занятие, индекс удовлетворенности, логическое мышление, урок математики, учитель математики, факультативный курс, школьный курс математики.


Похожие статьи

Развитие логического мышления на уроках математики...

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Каждый урок развивает логическое мышление, но дети часто не умеют делать обобщений, выводов

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у...

Вопросы развития логического мышления на уроках...

Математика — как учебный предмет в первую очередь формирует навыки и приемы логического мышления.

Но основная и систематическая работа по формированию и развитию логического мышления должна вестись учителем на уроках математики.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Умение решать задачиосновное средство познания математики. В педагогической науке не сложилось единого понимания сущности умения.

Проблему развития логического мышления в V-VII классах можно решать на внеклассных и факультативных занятиях по математике.

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету...

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач.

Занятие «Раскраски графов» факультативного курса...

Статья представляет собой конспект занятия (2–4 часа) по теме «Раскраски графов» факультативного курса «Элементы теории графов и ее приложения». Успех изучения математики во многом зависит от интереса школьников к этой науке.

Применение логических задач на уроках математики для...

Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным. Работу по решению задач необходимо проводить постоянно.

Содержание проблемы развития логического мышления при...

Анализ содержания школьного курса математики позволяет выявить те логические действия, которые выполняются учащимися, изучающими дедуктивно построенный математический курс. Номенклатура умений может быть упорядочена следующим образом: Учащиеся должны уметь

Похожие статьи

Развитие логического мышления на уроках математики...

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Каждый урок развивает логическое мышление, но дети часто не умеют делать обобщений, выводов

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у...

Вопросы развития логического мышления на уроках...

Математика — как учебный предмет в первую очередь формирует навыки и приемы логического мышления.

Но основная и систематическая работа по формированию и развитию логического мышления должна вестись учителем на уроках математики.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Умение решать задачиосновное средство познания математики. В педагогической науке не сложилось единого понимания сущности умения.

Проблему развития логического мышления в V-VII классах можно решать на внеклассных и факультативных занятиях по математике.

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету...

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач.

Занятие «Раскраски графов» факультативного курса...

Статья представляет собой конспект занятия (2–4 часа) по теме «Раскраски графов» факультативного курса «Элементы теории графов и ее приложения». Успех изучения математики во многом зависит от интереса школьников к этой науке.

Применение логических задач на уроках математики для...

Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным. Работу по решению задач необходимо проводить постоянно.

Содержание проблемы развития логического мышления при...

Анализ содержания школьного курса математики позволяет выявить те логические действия, которые выполняются учащимися, изучающими дедуктивно построенный математический курс. Номенклатура умений может быть упорядочена следующим образом: Учащиеся должны уметь

Задать вопрос