Воспитание патриотизма у подростков в сельском социуме во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Иванов, А. Н. Воспитание патриотизма у подростков в сельском социуме во внеурочной деятельности / А. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53757/ (дата обращения: 05.05.2024).



Проблема патриотизма в наше время — это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали как положительное, так и отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому одной из важнейших задач современного российского образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При встрече прошедшей 09.12.2012 года Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи, Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». В наше время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

В настоящее время создана нормативно — правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание.

  1. Конституция РФ
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795.
  3. ФГОС ООО второго поколения.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2016–2020 годы».

Патриотизм являет собой многогранное сложное явление. Существует довольно много его определений, вот только некоторые из них.

В словаре русского языка С. И. Ожегова патриотизм — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. [1]

В толковом словаре В. И. Даля «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». [2]

Большая Советская Энциклопедия определяет патриотизм как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам».

С точки зрения В. С. Шиловой, патриотическое воспитание — это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. [3]

Как видно из данных определений, понятие патриотизм подразумевает именно личностные качество человека. Что же в наше время считается высшими ценностями у молодежи? Мною был проведен социологический опрос в двух городских школах и двух школах сельской местности среди подростков 13–15 лет (ответы представлены в порядке убывания).

Городские школы

Сельские школы

  • здоровье;
  • родители;
  • счастье;
  • деньги;
  • любовь;
  • жизнь;
  • любовь к Родине
  • природа;
  • не знаю
  • родители;
  • здоровье;
  • счастье;
  • любовь;
  • деньги;
  • жизнь;
  • любовь к Родине
  • природа;
  • не знаю

Таким образом, из приведенных данных видно, что различия в представлении подростков о высших ценностях в городской и сельской местности незначительны, тем не менее, они существуют. В силу более традиционного уклада семьи и быта на селе высшей ценностью школьники считают родителей, ставя ее выше ценности здоровья. Также стоит отметить, что ценность любви у сельских подростков превалирует над ценностью денег.

На вопрос “Самое главное в жизни — это... ” были даны следующие ответы:

Городские школы

Сельские школы

  • здоровье;
  • моя семья;
  • родители;
  • учеба;
  • счастье;
  • доброта к окружающим;
  • любовь;
  • любовь к Родине;
  • окружающие тебя люди;
  • успешно закончить учебный год;
  • жизнь
  • родители;
  • здоровье;
  • моя семья;
  • счастье;
  • любовь;
  • учеба;
  • любовь к Родине;
  • окружающие тебя люди;
  • доброта к окружающим;
  • успешно закончить учебный год;
  • жизнь

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей развито очень слабо, учащиеся отдают предпочтение ценностям в сфере личных интересов. Поэтому проблема патриотического воспитания по-прежнему актуальна и ее необходимо решать. При анализе приведенных данных может сложиться впечатление, что тема патриотизма, любви и гордости за свою Родину у подростков не актуальна и не представляет для них серьезного интереса. Но как показывает мой педагогический опыт — это далеко не так. Опрашиваемы респонденты, относятся к так называемому поколению — Z, «цифровому поколению» черпающему информацию из интернета, социальных сетей. К сожалению, это не тот из источников, который изобилует информацией патриотической направленности. А если таковая и присутствует, то носит зачастую деформированный, извращенный характер, не имеющий ничего общего с настоящим патриотизмом. При изучении новой темы, я часто в начале урока с целью актуализации знаний предлагаю детям поделиться информацией, которая им уже известна по данному вопросу. И зачастую ими приводится в пример очередной миф, гуляющий на просторах интернета. О том насколько востребована настоящая, правдивая информация, позволяющая иначе взглянуть на прошлое своей Родины, можно судить по тому, с каким повышенным вниманием дети слушают учителя, с какой активностью включаются в обсуждение, каким количеством дополнительных вопросов «забрасывают» преподавателя. К сожалению, жесткие рамки школьной программы не позволяют в должной мере осветить подобные вопросы. Поэтому данную проблему наряду с привлечением к процессу родителей следует решать через внеурочные формы деятельности.

По месту моей работы в МАОУ Абанская СОШ № 3 внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы: духовно-нравственное; общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

  1. Общеинтеллектуальное: предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, участие в олимпиадах, разработка проектов к урокам, исторические реконструкции, исследовательская деятельность.
  2. Спортивно-оздоровительное: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, участие в районных спортивных соревнованиях.
  3. Социальное: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты, практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие, участие в творческих конкурсах, в акциях, беседы, экскурсии, участие и подготовка к мероприятиям, разработка проектов.
  4. Общекультурное: беседы, экскурсии, подготовка и участие в конкурсах, сюжетно-ролевые игры, игры — путешествия.
  5. Духовно-нравственное: организация экскурсий, дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед, участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, района, края.

Наибольшую заинтересованность у подростков вызывают формы внеурочной деятельности, в которых они являются не пассивными, сторонними наблюдателями, а активными, непосредственными участниками. В рамах своей педагогической деятельности я использую такие формы как; исследование, ролевая игра, образовательная экскурсия, разработка проектов. Часто используются тематические беседы в форме круглого стола с элементами чаепития, что предает беседе естественность и непринужденность и способствует большему раскрепощению и проявлению личных качеств подростков. Очень популярны у детей беседы на тему патриотических песен; «О чем нам расскажет песня», «Дан приказ — ему на Запад…», «Комсомольцы — добровольцы» и т. д. Не менее популярными и обсуждаемыми являются темы кинофильмов; «Русь изначальная», «И на камнях растут деревья», а также фильмов, посвященных тематике ВОВ.

Большое внимание уделяется написанию исследовательских работ, где ребята в полной мере могут проявить свои задатки и таланты в исследовательской деятельности. На базе школы действует патриотический клуб «Земляки», где уже не первый год реализуется проект «Белые пятна района», в рамках которого учащиеся пишут исследовательские работы краеведческой направленности, что способствует формированию и развитию чувства гордости своей малой родиной и сопричастности к ее истории.

Особое внимание хочу уделить такой форме занятия, как «историческая реконструкция». Инициатором их проведения является клуб «Земляки» и Краеведческий музей, действующий так же на базе школы. Это мероприятие носит общешкольный характер, ему предшествует тщательная и детальная подготовка. В результате чего, создаются условия, позволяющие на практике погрузиться в ту эпоху, тематике которой посвящена реконструкция. Большое количество учащихся активно принимают участие в его подготовке и проведении, что говорит о востребованности и популярности данного мероприятия среди молодежи. Ярким тому примером может служить последняя реконструкция прошедшая 24.10.2018 года посвященная 100 летию ВЛКСМ. На целый учебный день школа погрузилась в эпоху 1970-х годов, со всей атрибутикой; символикой, политинформацией, зарядкой, комсомольским собранием, торжественной линейкой и т. д. Обсуждение данного мероприятия среди подростков продолжается по настоящее время.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе — это все формирует патриотизм. В патриотизме народа — сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту. Внеурочная форма занятий как средство патриотического воспитания подростков весьма эффективна, что успешно доказывается на практике.

Литература:

  1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л — Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  3. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. № 1 (3). [Электронный ресурс]. URL: http://puma/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения: 08.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, любовь, патриотизм, патриотическое воспитание, разработка проектов, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, моя семья, ролевая игра, сельская местность.


Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Задачи проекта: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной...

патриотическое воспитание, Пермский край, внеурочная деятельность, учащийся, викторина, Пермь, патриотическое воспитание школьников, Патриотическое воспитание граждан РФ, малая родина, VII. Похожие статьи.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной...

Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание на уроках географии и во...

Так, согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2011

- во внешкольной деятельности. Воспитание в процессе обучения происходит на уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса.

Кружковая внеурочная деятельность по... | Молодой ученый

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определена исключительная роль семьи в воспитании ребёнка.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

У вас будет все, если вы воспитаете граждан… Однако воспитать граждан — дело не одного дня; … нужно наставлять их с детского возраста. Руссо Ж. Формирование личности человека и чувство гражданского патриотизма происходит в дошкольном возрасте.

Исследовательская деятельность как один из способов...

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05

Исследовательская деятельность обучающихся ведется мною по двум направлениям

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей...

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Задачи проекта: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной...

патриотическое воспитание, Пермский край, внеурочная деятельность, учащийся, викторина, Пермь, патриотическое воспитание школьников, Патриотическое воспитание граждан РФ, малая родина, VII. Похожие статьи.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной...

Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание на уроках географии и во...

Так, согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2011

- во внешкольной деятельности. Воспитание в процессе обучения происходит на уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса.

Кружковая внеурочная деятельность по... | Молодой ученый

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определена исключительная роль семьи в воспитании ребёнка.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

У вас будет все, если вы воспитаете граждан… Однако воспитать граждан — дело не одного дня; … нужно наставлять их с детского возраста. Руссо Ж. Формирование личности человека и чувство гражданского патриотизма происходит в дошкольном возрасте.

Исследовательская деятельность как один из способов...

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05

Исследовательская деятельность обучающихся ведется мною по двум направлениям

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей...

Задать вопрос