Бюджетная система: сущность и понятие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 9314 раз

Библиографическое описание:

Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л. Х. Хасенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53598/ (дата обращения: 05.05.2024).



Следует отметить, что на протяжении достаточно длительного периода понятие бюджетной системы и подходы к нему изменялись. Если говорить о современном этапе, то данная категория рассматривается с двух основных сторон, что позволяет выделить ее структурные элементы, ключевые признаки, и характеристики.

Наиболее узкий подход, либо иначе он называется традиционный, сугубо юридический рассматривает сущность бюджетной системы как совокупность бюджетов различных уровней. Такое понимание закреплено в статье 6 БК РФ: бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ категорию, которую составляют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов [1].

Элементами бюджетной системы в таком понимании выступают бюджеты соответствующих публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов, юридико-формально разграниченные в соответствии со своей внутренней структурой, которая, в свою очередь, состоит из доходов и расходов, а также конкретных источников, на основе которых осуществляется финансирование.

Кроме того, названные бюджеты обладают самостоятельностью в разрезе того, что конкретное публично–правовое образование может осуществлять собственную бюджетную деятельность, однако в тоже время все структурные элементы бюджетной системы взаимосвязаны, так как опираются на единые правовые основы, за счет которых в целом обеспечивается государственная целостность РФ. В структуру бюджетной системы также входят восходящие и нисходящие межбюджетные отношения.

При этом некоторые исследователи [2] подчеркивают, что государственные внебюджетные фонды являются не совсем обычным элементом, который отражен в структуре бюджетной системы, однако несмотря на это, они очень тесно встроены в бюджетную систем и не могут существовать вне ее.

Если применять к пониманию бюджетной системы широкий подход, то ее можно рассматривать как совокупность элементов, категорий, которые в целом составляют предмет бюджетного права. То есть бюджетная система в этом смысле выражается структурой Бюджетного кодекса РФ, и во второй части под названием «Бюджетная система РФ» названы все элементы, которые входят в нее:

– бюджетное устройство РФ — это собственно структура бюджетов различных уровней, классификация и порядок их построения, основы организационного и правового регулирования и так далее;

– доходы бюджетов — их структура и их регулирование, организация поступления, порядок формирования и распределения и все то, что в принципе связано с бюджетными доходами;

– соответственно расходы бюджетов — все основные положения о них, а также специфика расходных обязательств;

– сбалансированность бюджетов — вопросы, связанные с профицитом и дефицитом, с внутренним и внешним государственными долгом, с функционированием стабилизационного фонда, с межбюджетными трансфертами и так далее.

Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П бюджетная система рассматривается как финансово-экономическая основа реализации публичных функций Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации [4].

Если говорить о структуре бюджетной системы в узком смысле, то ее отражает статья 10 БК РФ [1]. При этом исходя из анализа указанной статьи под структурой бюджетной системы следует понимать совокупность бюджетов разных уровней. И так, бюджетная система состоит из:

– федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

– бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местных бюджетов, которые, в свою очередь, имеют следующую структуру: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Для функционирования бюджетное системы крайне важно соблюдать все основополагающие принципы, которые закрепляет статья 28 БК РФ:

– единство — предполагает, что все основные требования, законодательство и принципы построения, организации бюджетов разных уровней едины;

– разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами РФ;

– самостоятельность бюджетов — государственные органы и местное самоуправление самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджетов и выполняют прочие необходимые требования, операции;

– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

– полнота отражения структуры каждого бюджета;

– сбалансированность и эффективность освоения бюджета;

– прозрачность, достоверность, адресность и целевое назначение

– совокупное покрытие расходов и единство кассы [5].

Таким образом, бюджетная система в широком смысле — это вся совокупность категорий и элементов, так или иначе связанных с формированием и функционированием бюджетов различных уровней, включая соответствующие принципы и организационные, а также правовые основы построения. В более суженном смысле — это структура бюджетов различных уровней. Данные подходы к понимаю бюджетной системы достаточно важно разграничивать, во избежание путаницы и ошибочных суждений при оперировании указанной категорией и понятием.

Кроме того, бюджетную систему можно понимать и вовсе в несколько отстраненном смысле — как финансово–экономическую основу адекватного функционирования российского государства и как составляющую его финансовой безопасности

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
  2. Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 7.
  3. Бочкарева Е. А. Устройство бюджетной системы: понятие и соотношение с бюджетным устройством как финансово–правовой категорией// Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 1. — С.551–552
  4. Омелехина Н. В. Бюджетная система Российской Федерации в системе институтов финансовой безопасности государства// Журнал российского права. — 2017. — № 1. — С.81–95
  5. Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография. — М., 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетная система, бюджет, БК РФ, бюджет городских округов, бюджет субъектов РФ, местное самоуправление, Российская Федерация, сбалансированность бюджетов, совокупность бюджетов, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление

Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, доходы и расходы местного бюджета, сбалансированность и устойчивость бюджетной...

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов...

Важной особенностью современного этапа развития бюджетно-налоговой системы Российской Федерации (далее РФ) является необходимость укрепления финансовой самостоятельности местных органов власти, во-первых, для обеспечения расходных обязательств и, во-вторых...

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе...

Общий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется в Бюджетном кодексе как совокупность бюджетов всех уровней на данной...

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

Статья 6 БК РФ определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования

Более подробная (функциональная) классификация расходов бюджетов определена в ст. 21 БК РФ [2].

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Общий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется в Бюджетном кодексе как совокупность бюджетов всех уровней на данной...

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть, оптимизация расходов, достижение сбалансированности, внутренний рынок капитала, ВВП, Бюджетный кодекс.

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской...

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения, задач, функций государства и органа местного самоуправления. [1], [5]. Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и...

Сбалансированность регионального бюджета: проблемы и пути...

Сбалансированность бюджета — один из главнейших принципов создания и исполнения бюджета, заключающийся в равновесии расходных статей бюджета к источникам их финансирования.

Принципы бюджетной системы по законодательству Российской...

Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 28 закрепляет, что бюджетная система Российской

Существенным признаком единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип сбалансированности бюджетной системы означает, что объем...

Похожие статьи

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление

Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, доходы и расходы местного бюджета, сбалансированность и устойчивость бюджетной...

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов...

Важной особенностью современного этапа развития бюджетно-налоговой системы Российской Федерации (далее РФ) является необходимость укрепления финансовой самостоятельности местных органов власти, во-первых, для обеспечения расходных обязательств и, во-вторых...

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе...

Общий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется в Бюджетном кодексе как совокупность бюджетов всех уровней на данной...

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

Статья 6 БК РФ определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования

Более подробная (функциональная) классификация расходов бюджетов определена в ст. 21 БК РФ [2].

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Общий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется в Бюджетном кодексе как совокупность бюджетов всех уровней на данной...

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть, оптимизация расходов, достижение сбалансированности, внутренний рынок капитала, ВВП, Бюджетный кодекс.

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской...

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения, задач, функций государства и органа местного самоуправления. [1], [5]. Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и...

Сбалансированность регионального бюджета: проблемы и пути...

Сбалансированность бюджета — один из главнейших принципов создания и исполнения бюджета, заключающийся в равновесии расходных статей бюджета к источникам их финансирования.

Принципы бюджетной системы по законодательству Российской...

Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 28 закрепляет, что бюджетная система Российской

Существенным признаком единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип сбалансированности бюджетной системы означает, что объем...

Задать вопрос