Конкурентоспособность строительной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.11.2018

Статья просмотрена: 6620 раз

Библиографическое описание:

Данилова, В. Ю. Конкурентоспособность строительной организации / В. Ю. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53503/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности организаций строительной сферы, а также предлагаются методы ее повышения

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, строительная организация, факторы конкурентоспособности, методы повышения конкурентоспособности.

The article proposes the author’s definition of the concept of «competitiveness», discusses the features of construction organizations that influence the formation of their own competitiveness, identifies the factors of competitiveness of organizations in the construction sector, and suggests methods for its improvement.

Keywords: competitiveness, construction, construction organization, factors of competitiveness, methods for improving competitiveness.

На сегодняшний день строительная отрасль по праву считается одной из крупнейших отраслей страны и составляет порядка 8 % ВВП России, включая сопутствующие виды деятельности. На текущий момент рынок состоит из более чем 200 тыс. предприятий, причем, преимущественно, из представителей малого и среднего бизнеса — 97 %.

Вместе с тем, современные условия, в которых осуществляют свою деятельность строительные предприятия в России характеризуются и тем, что все сильнее заявляет о себе конкуренция, которая является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов и повышением качества товаров. В связи с этим для строительной отрасли является актуальной проблема повышения конкурентоспособности, ведь непосредственно конкуренция развивает строительство. Именно из-за низкой конкурентоспособности прекращают свою деятельность не отвечающие требованиям рынка предприятия и организации и остаются функционировать и развиваться только конкурентоспособные строительные предприятия.

Таким образом, развитие конкурентных отношений и соответственно повышение конкурентоспособности предприятий и организаций являются основой развития строительного рынка в стране.

В научной литературе существует несколько толкований конкурентоспособности (табл. 1).

Обобщая предложенные определения, под конкурентоспособностью предлагается понимать аккумулирование способностей и возможностей организации к гибкому реагированию и адаптации к трансформирующимся условиям рынка, которое реализуется в бизнес-идее, направленной на эффективное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах (благах) и собственное перспективное развитие.

На оценку конкурентоспособности строительной организации, как нам представляется, оказывают влияние следующие особенности строительной продукции (услуг):

— высокий уровень зависимости реализации строительной продукции (услуг), попадающих в активную конкурентную среду на рынке сбыта, от их потребительских свойств, а также инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и платежеспособности населения;

Таблица 1

Сводная таблица подходов копределению сущности понятия «конкурентоспособность»

Автор

Понятие

Сафиуллин Н. З.

Под «конкурентоспособностью организации» понимается текущее положение организации на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка — объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж конкурентов) и тенденции его изменения.

Ялунина Е. Н.

Под конкурентоспособностью автор понимает способность розничного торгового организации сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей.

Портер М.

Конкурентоспособность– свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Макдоналд М., Данбар Я.

Конкурентоспособность компании– это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка ее способности удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами.

Жан-Жак Ламбен

Конкурентоспособность фирмы– ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты.

Магометов Ш. Ш.

Конкурентоспособность — означает быть способным к конкуренции. Конкурентоспособность фирм в основном определяется конкурентоспособностью предложенных ими товаров.

Дулисова И. Л.

Конкурентоспособность– это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Азоев Г. Л., Завьялов П. С.

Конкурентоспособность фирмы — это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей

– возможность стать продуктом «отложенного» потребления из-за способности потребителя довольствоваться уже имеющейся у него продукцией (услугами);

– ориентированность на длительное применение, усиливающая интерес потребителя в большей мере к сохранению имеющегося (ремонту, модернизации, реконструкции), чем к приобретению нового продукта;

– локальность рынка подрядных работ в силу локальной закрепленности продукции и его зависимость от социально-экономического развития региона;

– особое значение фактора времени из-за значительной длительности производственно-коммерческого цикла;

– существенная роль проектных решений, сокращающих риск морального старения строительной продукции (услуг);

– завышенные требования к новизне строительной продукции (услугам) в условиях необходимости конкурентоспособности производства;

– необходимость вовлечения большого количества участников (застройщиков, инвесторов, подрядчиков, субподрядчиков, проектировщиков, надзорных органов) в создание каждой единицы продукции (услуги), создающая дополнительные источники риска в процессе построения деловых отношений с партнерами;

– достаточно узкий круг потребителей вследствие высокой стоимости конечной продукции (услуг) строительного производства.

Учитывая особенности строительного производства, можно выделить ряд факторов конкурентоспособности строительных организаций.

  1. Динамика долговременного спроса. Под долговременным спросом понимается период времени, при котором организация может поменять внутренние ресурсы производства: капитал, труд, технологию и т. д.
  2. Научно-технические инновации. В последнее десятилетие в строительном производстве появляются различные научно-технические новшества, связанные как с появлением новым строительных материалов, технологий и различной высокопроизводительной техники. Инвестиции в инновации позволяют улучшить характеристики строительной продукции, сокращают продолжительность выполнения строительно-монтажных и других работ.
  3. Рекламные инновации. Периодично организации предлагают рынку собственную продукцию, воспользовавшись свежими методами, постаравшись повысить потребительский энтузиазм, минимизировать расходы на единицу продукции. А значит, они ставят новейшие возможности, которые изменяют условия конкурентной борьбы и позиции организаций конкурентов.
  4. Динамика лидерства характеризует вход в конкурентную борьбу и вход из нее больших компаний.
  5. Диффузия достижений. В случае если инновационная разработка становится известна конкурентам, поставщикам, покупателям, то снижаются препятствия для вхождения в производство.
  6. Динамика эффективности. При появление различных новых продуктов или технологий в реальном секторе экономики есть возможности увеличения масштабов производства, за счет чего сократятся удельные затраты производителя.
  7. Государственное регулирование рынка. Воздействие государства через собственные институты, включая регулирование финансовых взаимоотношений и изменение государственной политики, дают возможность влияния на рыночные отношения и состояние конкуренции в различных секторах экономики. Государственная власть создает программные продукты, целью которых является решение вопросов переселения граждан из ветхого жилья, выделение квартир военнослужащим, молодым семьям и т. д.
  8. Подъем детерминации. Означает сокращение неопределенности и риска.

Методы повышения конкурентоспособности компании. Существует ряд методов, способствующих повышению конкурентоспособности строительных компаний в условиях рыночной экономики:

  1. Постоянное использование нововведений. Данный метод направлен на то, что предлагаемая компанией продукция должна удовлетворять не только текущие потребности потребителей, но и их перспективные потребности. Например, строительство умных домов, с использованием новых экологически чистых строительных материалов и с использование энергосберегающих технологий.
  2. Поиск новых форм выпускаемого продукта. Новейшие архитектурные формы зданий и сооружений буквально приковывают глаза прохожих. Современный потребитель готов платить за покупку домов, возведенных с использованием новейших архитектурных решений, на фоне морально и физически устаревших бетонных коробок.
  3. Выпуск продукции, обладающей свойствами, отвечающими по качественным и ценовым характеристикам государственным стандартам, что даст возможность строительным компаниям участвовать в реализации государственных программ переселения из ветхого жилья, строительстве военных объектов и т. д.
  4. Сбыт продуктов в те рыночные сегменты, где выставляются особые требования к качеству и сервисному обслуживанию. Строительные компании должны уделять больше внимания изучению рыночного спроса потребителей, чтобы найти своих потребителей.
  5. Использование качественного сырья и материалов. Для повышения конкурентоспособности компании необходимо уделять больше внимания качеству выполненных работ, которое зависит, в том числе и от материалов, изделий и конструкций, используемых в процессе возведения строительной продукции.
  6. Активная кадровая политика, повышение квалификации и переподготовка кадров.

Любая организация должна тщательнее подходить к вопросу подбора кадров. Ведь для использования новой строительной техники и инновационных технологий необходимо иметь высококвалифицированных специалистов. Инвестиционно-строительный комплекс постоянно эволюционирует, и как следствие, от специалистов требуется получение новых знаний и обретение новых навыков.

  1. Увеличение материальной заинтересованности сотрудников и совершенствование условий труда. На данный момент в строительстве используется достаточно примитивная система оплаты труда, но для увеличения мотивации работников необходимо разработка новых подходов.
  2. Проведение постоянного мониторинга потребителей продукции инвестиционно-строительного комплекса, с целью установления новых потребностей.
  3. Постоянный анализ конкурентов, с целью выявления сильных и слабых сторон, как конкурирующих компаний, так и собственной компании. «Для того чтоб победить врага, нужно узнать против кого ты идешь» (Сунь-Цзы «Искусство войны»).
  4. Регистрация собственного товарного знака, применение фирменных марочных изделий и поддержание деловой репутации строительной компании. Товарный знак оказывает влияние на потенциальных клиентов, а безупречная деловая репутация способствует доверию к продукции (работам, услугам), оказываемым строительной компанией.

Таким образом, для того, чтобы строительная компания могла не только плодотворно работать продолжительный период времени, но и для дальнейшего ее развития, необходимо повышать ее конкурентоспособность, используя комплекс методов.

Литература:

  1. Абдразаков Р. И., Буткова Д. А., Петрулев Д. С., Тимофеева А. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 14.
  2. Бекирова О. Н., Трифонова М. С., Приходченко А. В. Имитационное моделирование управления конкурентоспособностью строительных проектов // Управление строительством. 2017. Т. 1. № 9. С. 110–115.
  3. Дубино Н. В., Степанова Т. А. Методический подход к формированию механизма повышения конкурентоспособности строительных предприятий // Вестник Брянского государственного технического университета. 2017. № 3 (56). С. 148–155.
  4. Ковалева Л. В., Мельников А. Б. Повышение конкурентоспособности строительной организации // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2017. № 1. С. 277–279.
  5. Костюкова С. Н. Процессный подход к управлению конкурентоспособностью строительных организаций // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 2–2. С. 37–42.
  6. Кузнецова Л. М., Шелепова А. С. Повышение конкурентоспособности строительных организаций на российском рынке // Экономическая среда. 2018. № 2 (24). С. 87–92.
  7. Лукашов А. А. Конкурентоспособность строительной организации в современных условиях // Colloquium-journal. 2017. № 3 (3). С. 15–16.
  8. Лыкова Е. В., Тарануха Н. Л. Повышение конкурентоспособности строительного предприятия // Фотинские чтения. 2018. № 1 (9). С. 413–416.
  9. Тарануха Н. Л., Плетнева М. М. Классификация методов оценки конкурентоспособности применительно к строительным предприятиям // Фотинские чтения. 2017. № 2 (8). С. 130–133.
  10. Хабаров А. О. Использование инновационных технологий как основа повышения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 398–403.
Основные термины (генерируются автоматически): строительная продукция, конкурентоспособность, услуга, строительная компания, строительное производство, ветхое жилье, долговременный спрос, инвестиционно-строительный комплекс, конкурентная борьба, строительная организация.


Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных.

Анализ состояния конкурентной среды рынка строительства...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная среда

Представители строительной отрасли жалуются на частые и неожиданные инициативы по

и услуг. Участников рынка, занимающих доминирующее положение, нет. Вход на рынок для...

Анализ и проблемы строительной отрасли | Статья в журнале...

Определение важности развития современного мирового рынка строительных услуг — ценовая конкуренция, которая стала важным фактором успеха для строительных компаний в ряде стран, таких как Китай и Турция. Как видно из данных таблицы, строительная индустрия Китая...

Основы управления инвестиционно-строительными проектами.

Строительные проекты невозможно выполнить без определенного уровня специализации. Возведение сооружений, зданий и их комплексов, а так же их модернизация и реконструкция, представляют собой сложный процесс со множеством составляющих.

Строительная индустрия в народно-хозяйственном комплексе...

Строительная индустрия в народно-хозяйственном комплексе страны. Автор: Казаков Никита Александрович.

Строительный комплекс России представляет совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации...

Основные участники строительного производства

При производстве строительной продукции огромное значение имеют системы

Инженерная организацияорганизация, выполняющая инженерные услуги на строительном

Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция...

Пути повышения инвестиционной привлекательности...

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы...

Формирование инвестиционной стратегии инновационного...

Создание руководством строительной компании инвестиционной привлекательности для инвесторов является основой для активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятия. Конкурентная среда для своего существования активно использует природные...

Основные направления повышения эффективности...

По словам руководителя одной азербайджанский строительной фирмы: «Азербайджанцы не любят ждать.

И конечно же, фирма не должна уступать другим строительным фирмам в конкурентной борьбе, чтобы именно ее товары пользовались большим спросом на рынке.

Методология оценки стоимости строительного предприятия

В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных.

Анализ состояния конкурентной среды рынка строительства...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная среда

Представители строительной отрасли жалуются на частые и неожиданные инициативы по

и услуг. Участников рынка, занимающих доминирующее положение, нет. Вход на рынок для...

Анализ и проблемы строительной отрасли | Статья в журнале...

Определение важности развития современного мирового рынка строительных услуг — ценовая конкуренция, которая стала важным фактором успеха для строительных компаний в ряде стран, таких как Китай и Турция. Как видно из данных таблицы, строительная индустрия Китая...

Основы управления инвестиционно-строительными проектами.

Строительные проекты невозможно выполнить без определенного уровня специализации. Возведение сооружений, зданий и их комплексов, а так же их модернизация и реконструкция, представляют собой сложный процесс со множеством составляющих.

Строительная индустрия в народно-хозяйственном комплексе...

Строительная индустрия в народно-хозяйственном комплексе страны. Автор: Казаков Никита Александрович.

Строительный комплекс России представляет совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации...

Основные участники строительного производства

При производстве строительной продукции огромное значение имеют системы

Инженерная организацияорганизация, выполняющая инженерные услуги на строительном

Ключевые слова: строительная компания (организация), тендер, строительный бизнес, конкуренция...

Пути повышения инвестиционной привлекательности...

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы...

Формирование инвестиционной стратегии инновационного...

Создание руководством строительной компании инвестиционной привлекательности для инвесторов является основой для активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятия. Конкурентная среда для своего существования активно использует природные...

Основные направления повышения эффективности...

По словам руководителя одной азербайджанский строительной фирмы: «Азербайджанцы не любят ждать.

И конечно же, фирма не должна уступать другим строительным фирмам в конкурентной борьбе, чтобы именно ее товары пользовались большим спросом на рынке.

Методология оценки стоимости строительного предприятия

В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Задать вопрос