К вопросу о безопасности на авиационном транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Новикова, Е. И. К вопросу о безопасности на авиационном транспорте / Е. И. Новикова, А. А. Ченских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53391/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: авиационная безопасность, IATA, воздушный транспорт, ответственность.

Пассажиры, которые пользуются услугами авиаперевозчиков и в связи с чем вступают с авиаперевозчиками в правоотношения, существуют не только права, но и обязанности. Несоблюдение пассажирами возложенных на них обязанностей влечет ответственность, предусмотренную как российским законодательством, так и международными нормативными актами. Несмотря на данное обстоятельство, необходимо отметить, что по ряду причин, в том числе и из-за низкой юридической грамотности, пассажиры авиатранспорта могут не знать или не учитывать фактор собственной ответственности за несоблюдение установленных авиаперевозчиком требований. Нарушения правил авиаперевозок со стороны пассажиров в связи с этим наблюдаются регулярно. Наиболее распространенными нарушениями являются:

– нахождение на борту самолета в нетрезвом состоянии;

– попытки провоза жидкостей и других запрещенных веществ и предметов;

– курение на борту самолета;

– отказ оплачивать сверхнормативный груз и др.

Но самым опасным из них продолжает оставаться «... нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна» (ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации [2]).

Несмотря на значительное количество инцидентов, на сегодняшний день в России к подобным нарушителям применяют лишь общие статьи уголовного и административного кодексов; гражданско-правовая ответственность за такие правонарушения не предусмотрена. Подобных авиапассажиров можно привлечь к ответственности лишь по нескольким статьям:

– нарушение правил поведения граждан на воздушном транспорте — «невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, законных распоряжений командира воздушного судна»;

– мелкое хулиганство;

– появление в общественных местах в состоянии опьянения;

– покушение на захват воздушного судна;

– умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Российское законодательство лояльно по отношению к авиапассажирам-нарушителям, большинству из которых удается либо уйти от ответственности, либо отделаться мелкими штрафами [4, c. 93].

Что касается зарубежных стран, то за одни и те же виды правонарушений практикуется более строгая, чем в России, ответственность. Такой жесткий подход не является случайным. Наибольшую остроту проблема авиапассажиров-нарушителей обрела после событий 11 сентября 2001 года. Захваченные террористами пассажирские самолеты были использованы как оружие массового уничтожения. С этого времени правительства всех стран мира уделяют огромное внимание проблемам безопасности пассажиров, разрабатывают психологические методики работы с пассажирами с целью предотвращения захвата воздушных судов, ужесточают ответственность за правонарушения на борту самолета.

Важнейшим правовым актом, регулирующим взаимоотношения перевозчиков и авиапассажиров, является «Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» [1] (Токио, 14 сентября 1963 года). Российская Федерация входит в число государств, являющихся участниками этой конвенции. IATA — международная ассоциация воздушного транспорта — инициировала изменение текста данного документа с целью ужесточения наказания для пассажиров-правонарушителей. Именно недочеты в международном законодательстве позволяют нарушителям оставаться безнаказанными. Согласно конвенции, большинство из них попадает под юрисдикцию страны, являющейся собственником воздушного судна. А так как многие лайнеры оформлены в лизинг, и место регистрации самолета часто отличается от страны, где произошел инцидент, то наблюдается конфликт правовых интересов: нарушителя нельзя наказать ни по законам страны-собственницы воздушного судна, ни по законам страны, где произошел инцидент. В итоге все убытки терпит авиаперевозчик.

К примеру, по данным IATA, каждая вынужденная посадка обходится авиакомпаниям в сумму от 10 до 200 тысяч долларов. Для устранения существующих противоречий IATA предлагает изменить текст Токийской конвенции таким образом, чтобы недисциплинированный пассажир лишился возможности уйти от ответственности. Для этого планируется расширить юрисдикцию и государства, использующего самолет, и государства, над территорией которого совершается преступление, а также государства гражданства и обычного проживания правонарушителя и потерпевшего лица, а также государства посадки самолета. По мнению генерального директора IATA Т. Тайлера, «Отсутствие таких юридических пробелов лучше удержит от подобного поведения и заставит пассажиров подумать дважды, прежде чем вести себя таким образом» [3, c. 84].

Определенные сдвиги в международном законодательстве в отношении авиапассажиров-нарушителей уже произошли. Так, с декабря 2013 г. IATA расширила практику применения нормативных актов по обеспечению безопасности на борту. Теперь меры может принимать не только страна-регистратор воздушного судна, но и государство-эксплуатант самолета, а также государство, на территории которого произошла посадка.

Такие изменения в международном и российском законодательстве дают надежду на то, что ситуация с ответственностью авиапассажиров-правонарушителей поднимется на более высокий правовой уровень. Кроме того, необходимо допускать возможным принятие авиаперевозчиками локальных правовых актов, способных свести к минимуму все риски неправового поведения пассажиров: полный запрет на распитие алкогольных напитков на борту воздушного судна; обязательное присутствие в экипаже работников, специально обученных действовать в случае хулиганских действий со стороны пассажиров; разрешение на установку в салонах самолетов систем видеонаблюдения, позволяющих фиксировать правонарушения.

Кроме того, необходимо обязательно информировать всех настоящих и потенциальных авиапассажиров, вне зависимости от их чинов и рангов, что распоряжения командира воздушного судна являются обязательными к исполнению. КВС имеет право в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право «применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам».

Подобные меры, базирующиеся на усовершенствованном воздушном законодательстве, позволят эффективно бороться с проявлениями правонарушений со стороны авиапассажиров и тем самым обезопасить пребывание на борту воздушного судна законопослушных граждан, что благоприятно отразится на общей деятельности авиаперевозчиков.

Литература:

  1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Заключена в г. Токио 14.09.1963 // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 439–445.
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, № 59–60, 26.03.1997.
  3. Зыков Д. А., Лачин А. А. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств: основания криминализации // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 3 (44). С. 83–85.
  4. Масленцов Р. В. Правовые аспекты ответственности авиапассажиров за нарушение воздушного законодательства // Наука сегодня: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». 2017. С. 92–95.
Основные термины (генерируются автоматически): IATA, судно, борт самолета, воздушный транспорт, распоряжение командира, российское законодательство, международное законодательство, российская Федерация, Россия, сторона пассажиров.


Похожие статьи

Отдельные виды правонарушений на воздушном транспорте

В статье рассматривается система правонарушений на воздушном транспорте.

Объективная сторона состоит в нарушении существующих норм, правил и процедур, которые прямо или

Объективная сторона заключается в нарушении воздушного законодательства России.

Похожие статьи

Отдельные виды правонарушений на воздушном транспорте

В статье рассматривается система правонарушений на воздушном транспорте.

Объективная сторона состоит в нарушении существующих норм, правил и процедур, которые прямо или

Объективная сторона заключается в нарушении воздушного законодательства России.

Задать вопрос