Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУ г. Москвы ЦССВ «Южное Бутово» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Закарина, О. В. Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУ г. Москвы ЦССВ «Южное Бутово» / О. В. Закарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53303/ (дата обращения: 29.04.2024).



Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья — это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально- экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Практически при любом состоянии и диагнозе ребенка рекомендуются занятия творчеством как важной составляющей социокультурной реабилитации. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. Говоря о творчестве ребенка, имеющего ограничения в развитии, можно сформулировать цель работы: создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Для поддержания активности ребенка целесообразно чередовать занятия различными видами изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах.

В процессе изобразительной деятельности происходит развитие наглядно-образного мышления, воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе творчества закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у детей чувство товарищества, взаимопомощи, если это коллективная работа.

Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для развития у детей эмоционального отношения к действительности, положительно влияет на поведение. Огромное влияние на развитие способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные в жизни качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнять работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Изучение специфики аппликационной техники нетрадиционными материалами и включение ее в план социо-культурной реабилитации детей-инвалидов позволяет им знакомиться с новыми видами творчества, создавать своими руками имитацию художественной росписи, еще более развивать точность движений рук, мелкую моторику пальцев и творческие способности. Кроме того, это интереснейшее, увлекательное проведение досуга и возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Данный вид изобразительной деятельности (декупаж) ранее не был использован в работе творческой мастерской. Сейчас он стал успешно применяться на наших занятиях.

Целью нашей работы явилось — изучение изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и использование на занятиях аппликацией нетрадиционных техник.

В связи с этим нами были поставлены и решены задачи:

1. Анализ методической и научной литературы по данной проблеме;

2. Определение значения занятий с детьми изобразительной деятельностью как составляющей их социокультурной реабилитации;

3. Изучение специфики художественного творчества детей в технике салфеточной аппликации — декупаж;

4. Разработка планирования курса занятий по теме: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Декупаж»..

Разработка и проведение занятия (мастер-класс) по декупажу с ребенком.

Нами была разработана программа по использованию на занятиях аппликацией нетрадиционных техник, которая включала рассмотрение направлений, направленных на выполнение поделок в технике декупаж, и разработано планирование курса занятий, описанных ниже.

1. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры.

В результате обобщения опыта выявлено значение обучения аппликации:

– развитие художественно — графических умений и навыков;

– развитие воображения, пространственного восприятия;

– развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). В процессе занятий у ребят развиваются чувства цвета, ритма, симметрии.

Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

2. Нетрадиционная аппликационная техника — декупаж

В настоящее время все популярнее становятся нетрадиционные техники аппликации, например, декупаж. Что же это за техника?

Декупаж (от французского — «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Ее задача — создать иллюзию нарисованного изображения. Так как декупаж — это очень тонкая работа, ко всему вышесказанному об аппликации можно добавить, что, занимаясь с детьми этим видом творчества, еще больше развиваем мелкую моторику, внимание, воспитываем аккуратность и терпение, фантазию. Кроме того, дети узнают о новых видах творчества, техниках, что может быть им полезным в дальнейшем при проведении досуга, в быту, и может быть даже поможет в выборе профессии. А это все немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети увлеченно занимаются декупажем, украшают им шкатулки, вазы, предметы быта, изготавливают своими руками сувениры для себя и своих близких.

Этот вид творчества может быть использован в работе с детьми разного возраста. В зависимости от заболевания и возможностей ребенка, возникает необходимость помощи педагога, часто занятия проводятся сопряженным методом. Видя свои достижения в работе, необыкновенную красоту, сделанную своими руками (ведь декупаж создает полную иллюзию художественной росписи), ребенок начинает верить в свои силы и способности, он радуется и стремится добиться еще больших творческих результатов.

Многим детям недоступно рисование на высоком уровне, а посредством декорирования изделий декупажем, при сравнительно небольших затратах, создается имитация любых рисунков и росписей. Все это делает такой нетрадиционный вид аппликации, как декупаж, несложным, доступным и интересным видом творчества для детей с ограниченными возможностями.

Остановимся подробнее на описании этой техники. Для работы не требуется большого количества принадлежностей. Основные из них непременно найдутся дома — кисти, ножницы, поролоновая губка (спонжик). Самый популярный сейчас материал для декупажа — это Зх-слойные салфетки. Отсюда и другое название — салфеточная техника. Краски, клей, и лаки в основном используются акриловые, на водной основе (что немаловажно — они без запаха и быстро сохнут). Украсить декупажем можно практически любую поверхность: деревянную, бумажную, фанерную, стеклянную, пластмассовую, металлическую, керамическую и даже текстиль.

Технология выполнения декупажа:

– подготовить поверхность под декорирование (загрунтовать акриловой грунтовкой или краской);

– выбрать из салфетки узор (сюжет), вырезать его или выщипать. Расслоить, оставив первый слой;

– приложить картинку на подготовленную поверхность в том месте, где будет аппликация. Наклеить ее клеем ПВА (можно немного развести водой), двигаясь от середины картинки к краям, выгоняя воздух. Оставить изделие высохнуть;

– покрыть изделие акриловым лаком;

– мелкие детали можно дорисовать и подкрашивать свободные участки фона, подобрав краски по тону.

Название темы

Количество часов

Знакомство с декоративно-прикладным видом творчества-декупажем. Работа с наглядным и иллюстрационным материалом.

2

Знакомство с инструментами и материалами, используемыми в технике декупажа; правилами техники безопасности

2

Правила выполнения прямого декупажа. Подготовка основы и рисунка к работе.

4

Основные правила наклеивания рисунка на изделие

4

Знакомство с дополнительным способом — наклеиванием рисунка с использованием файла

4

Правила обработки поверхности после просушивания

4

Нанесение фона вокруг картинки акриловыми красками

4

Покрывание изделия защитным акриловым лаком

6

Дополнительное декорирование изделия

4

Анализируя детскую творческую деятельность, можно отметить, что занятие декупажем вполне доступно детям разного возраста, с различными заболеваниями (от этого зависит сложность творческих заданий). Дети с удовольствием экспериментируют в своей деятельности, их радует яркий цвет и удачное расположение рисунков, большой интерес вызывает у них сама техника выполнения декупажа. В результате получаются необыкновенно красивые творческие работы, которые идут на выставки и конкурсы, на подарки близким. Поэтому можно порекомендовать занятия нетрадиционными техниками аппликаций, в частности декупажем, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.
  2. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
  3. ЮсельС. Декупаж. Полная энциклопедия. М., АСТ-ПРЕСС книга, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, ограниченная возможность здоровья, вид творчества, занятие аппликацией, работа, аппликация, техник, изобразительная деятельность детей, художественная роспись.


Похожие статьи

Современные технологии по художественно-эстетическому...

Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми...

Похожие статьи

Современные технологии по художественно-эстетическому...

Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми...

Задать вопрос