Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.10.2018

Статья просмотрена: 1818 раз

Библиографическое описание:

Сапрыкина, О. В. Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ / О. В. Сапрыкина, Л. Н. Витязь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53146/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Ключевые слова: речевое развитие, коммуникативная деятельность, общее недоразвитие речи, инновационные технологии, квест-игра.

На сегодняшний день в современном мире количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОНР. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР является повышенная раздражительность, обидчивость, снижение мотивации, самоконтроля, наблюдательности, затруднение в общении с окружающими людьми.

Проведенные наблюдения за деятельностью дошкольников с ОНР показали, что большинство детей выражают стремление к коммуникации, но не умеют её проявлять. Дошкольники играют вместе, но при этом каждый действует самостоятельно. Взаимодействие в игре у детей данной группы эпизодические, они редко обсуждают игровые действия, интересуясь только своим исполнением.

Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключается в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей, нарушение коммуникативного воздействия.

Игровые приёмы и средства являются одним из способов всестороннего и гармоничного развития дошкольников. Опыт показывает, что современные дети легче усваивают новую информацию только в процессе её самостоятельного добывания.

Слово qutst переводится на русский язык, как «поиск». Квест — универсальная игровая технология, которая помогает реализовать следующие задачи:

Образовательные: усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.

Развивающие: впроцессе игры у детей повышается образовательная мотивация, развивается логическое мышление, творческие способности и формируется исследовательское навыки.

Воспитательные: формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, толерантности, эмпатии, взаимопонимания и индивидуальных положительных качеств детей.

Коррекционные: создается мотивация общения, формируются и развиваются коммуникативные навыки, способность извлекать информацию из речевого контакта.

Психопрофилактические: спектр положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящих приключений, полное погружение в атмосферу интересных заданий; реализация социально приемлемых форм проявления эмоций и чувств.

Квест — это развлекательная игра, приключение для команды из нескольких человек в специально подготовленном помещении, пространстве. В квесте, как правило, есть определенная цель, задача игроков заключается в том, чтобы применить логику, смекалку, творческую инициативу, активность, самостоятельность, умение работать в команде, проявлять аналитические и коммуникативные способности. В каждом квесте есть элемент обучения, которое происходит ненавязчиво для дошкольников. Но самое главное — это настоящая командная игра, объединяющая дошкольников, помогая проявить лидерские качества.

В игре этого жанра всегда предполагается выполнение нескольких заданий, в которых надо что-то разыскать- предмет, подсказку. Игра проходит в условиях дефицита времени. Когда дети тесно общаются друг с другом, то начинают лучше понимать своих сверстников, вместе находить выход из сложившейся ситуации, вместе радоваться успеху и победе.

Командные конкурсы для детей сближают их, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды. В командные игры могут играть дети с детьми, дети против родителей или смешанные команды.

Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками являются основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, предоставлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

На наш взгляд, квест-технология — это форма взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования.

Алгоритм подготовки квеста:

  1. Разработка правил проведения квеста.
  2. Составление интересного, захватывающего сценария с головоломками, загадочными кроссвордами, викторинами, ролевыми взаимодействиями.
  3. Разработка маршрута, по которому будут проходить команды.
  4. Определение способов получения командами заданий.
  5. Формирование команд, распределение ролей между игроками.
  6. Продумывание системы оценок выполнения командами заданий.
  7. Подсчёт максимального времени игры.
  8. Обеспечение безопасности детей в ходе прохождения маршрута и выполнения заданий.
  9. Оформление и подбор необходимого игрового материала, иллюстраций, атрибутов.

Если организаторами квеста будет всё предусмотрено и продумано, то он станет интересным, ярким, запоминающим и образовательным действием для детей и взрослых. Подарит всем массу эмоций и приятных воспоминаний. Примеры игровых квестов для детей, воспитателей, родителей: «Давайте познакомимся», «В мире профессий», «Там, на неведомых дорожках», «Бременские музыканты на новый лад», «Поможем потерявшемуся другу», «По следам исследователей космического пространства».

Задания могут быть оборудованы необходимыми материалами, инструментами и проходить в несколько уровней.

Например, задание 1 уровня — двигаться по маршруту, указанному на карте. Выполнив данное задание, дети получают монету и могут двигаться по указанному маршруту ко второму уровню, где проводят исследовательскую деятельность «Ядовитая соль». Дошкольники предлагают различные варианты, как безопасно из ядовитой соли достать монету. Решив эту задачу, двигаются к 3 уровню, решая математические примеры. За правильное решение получают шкатулку, в которой находится монета. На 4 уровне преодолевают препятствия из 5 этапов: «Пролезь через туннель с летучими мышами» и т. д., опять получают монету за правильное выполнение. Задание 5 уровня «Загадки». Разгадав всезагадки, дети находят последнюю монету. На карте обозначен маршрут, как вернуться домой. Дошкольники получают детали танграма «Корабль» и выполняют задание, чтобы вернуться домой.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

‒ Маршрутный лист- загадки, ребусы, кроссворды, зашифрованные слова, задачки, примеры, ответ на которые будет то место, куда надо последовать;

‒ «Сказочный клубок» — постепенно разматывая клубок, дети путешествуют от одного места в другое, выполняя задания, а на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться.

‒ Карта- схематическое изображение маршрута.

Занимательная игра-путешествие непременно сопровождается ярким наглядным материалом. Можно использовать компьютер с видеопроектором и большим экранам или интерактивную доску. Если такой возможности нет, то можно использовать распечатанные картинки. Увлекательные квесты помогут детям раскрепоститься, что необходимо для детей с нарушением речи, так как они часто застенчивы. Необходимо поощрять, хвалить детей за стремление к старанию, желанию добиваться успеха.

В современном образовательном процессе становится актуальным использование педагогами инновационных методик и технологий, позволяющих расширить рамки образовательного процесса.

Итак, если Вы целеустремлённый, творческий, современный и играющий педагог, ищущий нестандартные подходы в образовательной деятельности детей, если вы стремитесь развивать в дошкольниках самостоятельность, логическое мышление, то образовательный квест непременно найдёт применение в вашей практической деятельности.

Литература:

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.- М., 2011
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. –М., 2000
  3. Уханова А. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка.- СПб., 2011
  4. Фокина А. Приёмы взаимодействия родителей с детьми с нарушением речи// Справочник педагога-психолога.- 2017г- № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, дошкольник, дошкольное образование, игра, квест, команда заданий, логическое мышление, уровень.


Похожие статьи

Квест-игра как новая образовательная технология

Квест игры в режиме реального времени могут проводиться как в помещении, так и на

Выполнение одного задания является подсказкой к следующему, что помогает развитию логического

Квест-технологии не требуют дополнительных затрат или приобретения нового...

Похожие статьи

Квест-игра как новая образовательная технология

Квест игры в режиме реального времени могут проводиться как в помещении, так и на

Выполнение одного задания является подсказкой к следующему, что помогает развитию логического

Квест-технологии не требуют дополнительных затрат или приобретения нового...

Задать вопрос