Обучение учащихся третьих классов сочинению-описанию по картине: поэтапность действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.09.2018

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Мурованая, Н. Н. Обучение учащихся третьих классов сочинению-описанию по картине: поэтапность действий / Н. Н. Мурованая, М. В. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52792/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье проанализированы различные подходы к выделению уровней развития у учащихся начальной школы общеучебных умений и учебной деятельности, обоснована актуальность обучения учащихся третьих классов сочинению-описанию по картине, проанализированы предложена поэтапность действий процесса обучение сочинению-описанию по картине учащихся третьих классов.

Ключевые слова: русский язык, художественная выразительность, сочинение-описание, картина, идейный замысел картины, репродуктивный, частично-поисковый и творческий этапы, структурирование текста сочинения-описания.

Направление современной стратегии начального общего образования в России нацелено на формирование условий, необходимых для усвоения учениками знаний во взаимосвязи, которая позволит получить представление о целостной картине мира. В качестве одного из условий осуществления данной стратегии выступает процесс интеграции русского языка, литературы и произведения живописи. Посредством соприкосновения с искусством осуществляется развитие логики, слуха, памяти, мышления, воспитывается вкус. Подобно природе, обращение к произведениям искусства осуществляет благотворное воздействие на духовную и физическую жизнь человека, его психику и здоровье. Процесс восприятия различных видов искусства усиливает эмоциональное воздействие на школьников, стимулируя их речевую деятельность. Это подтверждает тезис о том, что необходимо использовать произведения живописи на уроках русского языка и литературы, так как картины художников способствуют познанию жизни, развитию мышления и речи, наблюдательности, внимания.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения указывают на то, что «результатом освоения основной образовательной программы начальной школы на уроках развития речи должно стать осознанное построение школьниками речевого высказывания согласно задачам коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме» [8, с 8].

Методика начального обучения русскому языку относит составление письменных текстов к области связной речи, целью которой является формирование у учащихся умения писать сочинения. Один из основных видов сочинений, работа над которым осуществляется в начальных классах, — это сочинение-описание по картине.

С позиции обучения младших школьников написанию сочинения, в частности сочинения-описания, рассматривались следующие аспекты: создание высказываний на основе знакомства с понятиями лингвистики текста (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева и др.); обучение связной письменной речи учащихся начальной школы на основе дидактического принципа — от простого к сложному (В. А. Кустарева, Н. С. Рождественский); влияние анализа текста ученических сочинений на процесс составления собственного текста (Н. И. Жинкин); реализация системно-деятельностного подхода в обучении продуцированию текста-описания (А. Н. Кохичко, Р. В. Сабодах, А. А. Штец); работа над сочинением по картине (В. И. Воробьева, С. К. Тивикова, В. П. Лозовская).

Тем не менее, современная методика преподавания русского языка характеризуется традиционным взглядом на методику сочинения в начальной школе, нет четкого определения принципов работы, не просматривается четкая система действий, совершаемых учащимися начальной школы при обучении написанию сочинения-описания по картине.

Следовательно, школьники испытывают затруднения в раскрытии замысла и содержания картины в сочинении-описании, правильном структурировании текста сочинения-описания в соответствии с замыслом и содержанием картины и использовании в сочинении-описании средств художественной выразительности.

Актуальность изучаемой темы обусловила цель статьи — теоретически обосновать поэтапность действий в процессе обучения учащихся третьих классов сочинению-описанию по картине.

При рассмотрении заявленной проблемы необходимо проанализировать различные подходы к выделению уровней развития у школьников общеучебных умений, уровней учебной деятельности, соотносимых с соответствующими стадиями усвоения. Анализ научных источников позволяет отметить, что ключевым положением в формировании определенного умения выступает принцип постепенного повышения уровня самостоятельности школьников.

При этом учеными обосновываются этапы следующих подходов:

– репродуктивный, объяснительно-иллютративный, проблемный, частично-поисковый, поисковый этапы в рамках подхода основанного на определении характера учебной деятельности и уровня самостоятельности школьников. [Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер];

– репродуктивный, частично поисковый и творческий уровни развития умений [Д. Б. Богоявленская];

– репродуктивный, репродуктивный в измененных условиях, творческий и частично-поисковый в рамках подхода, основой которого выступает развития у школьников общеучебных умений. [В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова];

– копирующий, воспоизводящий, творческий и конструктивно-творческий этапы формирования умений. [Н. А. Половникова].

С учетом специфики нашего исследования мы считаем, что наиболее целесообразным является подход Д. Б. Богоявленской. Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Репродуктивный этап предполагает узнавание, запоминание и воспроизведение деятельности по образцу, данному учителем, или подведение нового факта под уже известное понятие систематически используемое учащимися в процессе его деятельности, что связано с еще недостаточным объемом знаний младших школьников и недостаточной их усвоенностью.

Частично-поисковый этап способствует внесению элемента творчества в деятельность, осуществляемую по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, максимально отвечающему условиям и заданию, заключается в достаточном объеме знаний учащихся.

Творческий этап направлен на самостоятельное выполнение деятельности, использование продуктивных действий в новых, нестандартных условиях.

С позиции методических основ работы с учащимися третьих классов над сочинение-описанием на репродуктивном этапе главной целью выступает более подробное знакомство с данным видом сочинения: определением его темы и содержанием, структурой и средствами художественной выразительности при помощи которых передается идейный замысел картины.

Для успешной работы на репродуктивном этапе учителю необходимо предложить учащимся учебно-практические задачи, связанные с восполнением недостающих частей в тексте-описании по картине, которые указывают на сюжет и детали, при помощи которых создается идейный замысел картины.

Для структурирования текста сочинения-описания по картине на данном этапе работы учащимся можно предложить учебно-практические задачи на определение порядка выстраивания структурных частей текста-описания по картине.

Для определения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, сравнений) в тексте сочинения-описания учащиеся должны решать следующие учебно-практические задачи, направленные на:

– выделение средств художественной выразительности в сочинении-описании по картине;

– исправление речевых ошибок в сочинении-описании (замена неправильно употребленных слов, устранение повторов).

Целью частично-поискового этапа является развитие умения частично самостоятельно составлять текст сочинения-описания по картине.

В ходе данного этапа учащиеся работают с заданиями, подразумевающими самостоятельную работу (уже не по образцу) с готовыми текстами, планами, предложениями с целью их дополнения.

Для раскрытия замысла и содержания картины ученикам предлагаются задания, где они должны выбрать из предложенных вариантов наиболее, на их взгляд, подходящий и восполнить недостающие части в тексте-описании, которые указывают на сюжет и детали, при помощи которых создается идейный замысел картины.

Для структурирования текста сочинения-описания по картине учащимся предлагаются задания: коллективно составить план к сочинению-описанию по картине и структурировать текст описания согласно плану (самостоятельно).

Для подбора художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, сравнений) в рамках данного этапа, к тексту сочинения-описания учителем подбирается ряд эпитетов, метафор и сравнений, из которых учащиеся выбирают те, которые позволяют раскрыть замысел и содержание картины.

Основная цель творческого этапа заключается в создании школьниками продукта творческой деятельности. Учащиеся выполняют задания на раскрытие замысла и содержания картины, структурирование текста сочинения-описания и подбора средств художественной выразительности, но самостоятельно, без опоры на предложенный образец и варианты ответа, то есть школьники в данной ситуации сами осуществляют поиск решения. Результатом данной работы выступает постепенное самостоятельное составление учащимися текста сочинения-описания по картине.

Вывод. В данной статье была рассмотрена поэтапность действий в процессе обучения учащихся третьих классов написанию сочинению-описания по картине.

С учетом специфики исследования была обоснована целесообразность использования подхода Д. Б. Богоявленской к выделению этапов развития у школьников общеучебных умений (репродуктивный, частично-поисковый и творческий этапы).

Было установлено, что использование на каждом из вышеперечисленных этапов подобранных учебно-практических задач и заданий сделает процесс обучения написанию сочинения-описания по картине более успешным.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1977. — 190 с.
  2. Бежанова Н. Л. Развитие готовности учителей начальных классов к формированию оценочных умений у младших школьников в последипломном образовании / Н. Л. Бежанова. — Севастополь, 2008. — 116 с.
  3. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — 1971. — № 1 — С. 144–146.
  4. Кулько В. А. Формирование у учащихся умений учиться / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  5. Лернер И. Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения: Роль учебной литературы в формировании учебных умений и навыков школьников / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1984. — С. 19–33.
  6. Половникова Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении / Н. А. Половникова. — Казань: Изд-во Тат. кн., 1977. — 202 с.
  7. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. — М.: Педагогика, 1979. — 432 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. — М.: Просвещение, 2010. — 35 с.
  9. Ходякова Л. А. Подготовка к сочинению сравнительного характера по картине //РЯШ., 1994. — 2. — С. 14.
Основные термины (генерируются автоматически): картина, начальная школа, русский язык, содержание картины, художественная выразительность, идейный замысел картины, структурирование текста сочинения-описания, творческий этап, текст сочинения-описания, учащаяся третья классов, учащийся, процесс обучения, раскрытие замысла, репродуктивный этап, учебная деятельность, школьник.


Ключевые слова

русский язык, сочинение-описание, картина, художественная выразительность, идейный замысел картины, репродуктивный, частично-поисковый и творческий этапы, структурирование текста сочинения-описания

Похожие статьи

Моделирование как способ формирования у школьников...

Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично

Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о...

Похожие статьи

Моделирование как способ формирования у школьников...

Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично

Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о...

Задать вопрос