Работа приемной комиссии высшего учебного заведения: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 1320 раз

Библиографическое описание:

Логачев, А. И. Работа приемной комиссии высшего учебного заведения: проблемы и перспективы / А. И. Логачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52750/ (дата обращения: 08.05.2024).



Прием в вузы является серьезным первоначальным этапом, обеспечивающим реализацию права на образования граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ в ст.43 гласит: «Каждый имеет право на образование» [4] согласно пункту № 1 и пункту № 3 ст. 43 которой: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [4].

На протяжении существования системы высшего образования в России каждый поступающий в высшее учебное заведение абитуриент в любом случае начинал свой студенческий путь с дверей приемной комиссии. Этот этап без преувеличения можно назвать первым шагом к студенческой жизни. Стандартный набор предоставляемых документов с каждым годом может меняться, это обусловлено тем, что каждый год приемная кампания подстраивается под новые нормы. Данная практика обусловлена постоянными корректировками законодательства в области образования и государственной политики в целом. Так введенный более десяти лет назад обязательный Единый Государственный Экзамен для всех выпускников, получающих полное среднее образование, стал нормой, к которой привыкли не только сами школьники, но и приемные комиссии, одним из главных показателей для которых и стал сам результат и количество полученных баллов поступающих. Не менее важную роль для абитуриентов играет и дополнительная образовательная нагрузка, так помимо медалистов-отличников приоритет в зачислении имеют социально активные молодые люди (волонтеры), победители и призеры школьных олимпиад и конкурсов. Большую роль при поступлении имеет факт социального статуса поступающего, так, например, приоритет при зачислении на бюджетные места отдается в первую очередь сиротам и инвалидам, людям проживающим в зонах сурового климата или радиационного заражения, а так же другим гражданам Российской Федерации обладающим особыми правами и льготами.

При всем многообразии ситуаций непосредственно важно иметь представление о каждом абитуриенте в момент принятия решения о его зачислении. Это и есть основная задача работников приемной комиссии высших учебных заведений. Ответственность, лежащая на них, имеет самую высокую степень, ведь именно от их решения и правильного выполнения своих должностных обязанностей связано не только их профессиональная деятельность, но и будущее молодых людей, которые должны стать не только перспективными специалистами в выбранном ими направлении, но и опорой общества и государства.

Задача приемной комиссии обеспечить четкую работу по приему документов поступающих. И здесь документооборот является центральной темой, ведь именно качественный прием, регистрация и сопровождение предоставляемых абитуриентами документов становится главной задачей. Для комфортной и быстрой работы разрабатываются правила приема абитуриентов, для чего каждый год издается приказ ректора высшего учебного заведения, согласованный на его совете, с учетом опыта предыдущих кампаний. Не мало важно иметь прямую связь с поступающими, у которых могут возникнуть самые разные вопросы. Благодаря современным способам передачи данных в этом направлении достигнут большой прогресс. Однако не означает полного преодоления проблем, каждый новый год работы приемной комиссии преподносит новые вызовы для ее сотрудников.

Из современных исследований по данной тематике можно выделить следующие направления: вопросом управления приемной кампании в ВУЗе занимались Пыхтин А. И., в статьях которого предложен новый подход к распределению бюджетных мест между вузами, подведомственными Министерству науки и высшего образования России, и проведения конкурса среди абитуриентов, позволяющий выделить наиболее популярные вузы, обеспечить оптимальные условия для поступления абитуриентов; Мезенцевой А. Г., основным результатом ее работы стала функциональная модель, декомпозированная на блоки «Ввести данные в федеральную информационную систему обеспечения государственной итоговой аттестации и приема», Овчинкин О. В., целью работы которого является повышение оперативности принятия решений путем создания моделей, алгоритмического и программного обеспечения, интегрированных в единую автоматизированную информационную систему для управления документооборотом потока абитуриентов и расчета рейтингов абитуриентов, кафедр, факультетов и образовательных учреждений в ходе укрупненной межвузовской приемной кампании; информационно-техническим аспектом занимались Зарубина Н. К., Титова Г. С.

Литература:

  1. Пыхтин А. И., Емельянов И. П. Концепция организации приема в вузы на основе проведения единого всероссийского конкурса по направлениям подготовки и специальностям / А. И. Пыхтин И. П., Емельянов //Известия Юго-Западного государственного университета. — 2013. — № 2 (47). — С. 86–88.
  2. Пыхтин А. И., Мезенцева А. Г. Функциональная модель централизованной приемной кампании в ВУЗы России /А. И. Пыхтин, А. Г. Мезенцева // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С. 63–68.
  3. Зарубина Н. К. Разведочный анализ результатов приема в ВУЗ / Н. К. Зарубина // Информационно-измерительные и управляющие системы. — 2016. — Т. 14. — № 6. — С. 65–69.
  4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения: 20.09.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): приемная комиссия, высшее образование, высшее учебное заведение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

В Российской Федерации устанавливаются государственные общеобразовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в учебных заведениях.

Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

В Российской Федерации устанавливаются государственные общеобразовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в учебных заведениях.

Задать вопрос