Анализ эффективности системы социальной поддержки семей с детьми в г. Курске | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.09.2018

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Минушкина, К. Э. Анализ эффективности системы социальной поддержки семей с детьми в г. Курске / К. Э. Минушкина, Е. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52557/ (дата обращения: 05.05.2024).



Реализация государственной социальной политики в интересах семей и детей на муниципальном уровне помогает выполнять федеральные и региональные программы, направленные на социальную поддержку семьи в полном объеме, так как в данной ситуации власть находится наиболее близко к семье, и соответственно к ее проблемам.

Структурными элементами системы социальной поддержки семей с детьми в Курском регионе являются: сами семьи с детьми, как получатели определенных мер социальной поддержки; органы государственной власти, непосредственно осуществляющие функции по разработке и реализации региональной семейной политики и регулирующие деятельность отраслевых органов администрации в соответствующих секторах социальной сферы; учреждения социального обслуживания семьи и детей, а также общественные и социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющих меры социальной поддержки семьям с детьми.

Социальная поддержка семей с детьми реализуется по следующим основным направлениям:

– оказание адресной поддержки семей в материальной, натуральной и льготных формах;

– содействие в трудоустройстве;

– помощь семьям в решении жилищных проблем;

– укрепление репродуктивного здоровья, обеспечение доступности в качественном медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении;

– моральное поощрение родителей;

– сокращение и профилактика социального неблагополучия семей методами социального сопровождения, вовлечения в социокультурную жизнь общества, пропаганды здорового образ жизни, проведения культурно-досуговых мероприятий.

Отметим, что, несмотря на хорошо проработанную нормативно-правовую базу, реализующиеся муниципальные программы, направленные на социальную поддержку и повешение качества жизни семей с детьми, удовлетворенность семей качеством и объемом таких мер остается низким.

Для изучения эффективности семейной политики в области социальной поддержки семей с детьми нами было проведено социологическое исследование с июня по сентябрь 2018 г. на тему: «Социальные проблемы семей с детьми г. Курска и способы их решения». В опросе приняло участие 357 человек, имеющих детей до 16 лет.

К наиболее существенной проблеме, от которой в целом зависит качество жизни семей, 96 % респондентов отнесли проблему материального благополучия. В настоящее время появление уже первого ребенка в семье повышает риск бедности, а многодетность делает ее бедной в подавляющем числе случаев [2]. По данным Курскстата [4] уровень жизни населения города достаточно высок, среднедушевые денежные доходы, увеличиваясь с каждых годом (в 2015 г. — 25801,4 руб.; в 2017 г. — 27141,5 руб.), превышают денежные расходы (в 2015 г. — 23844,9 руб.; в 2017 г. — 24810, 5 руб.). Мы не можем согласиться с цифрами официальной статистики, так как 69 % опрошенных респондентов относят себя к категории малообеспеченных, у 58 % из них ухудшилось материальное положение из-за большого роста цен. В наиболее уязвимом материальном положении находятся многодетные и неполные семьи, у всех респондентов, относящихся к данной категории семей (39 %), существует недостаток денежных средств на приобретение в полном объеме товаров первой необходимости. Пользоваться кредитными займами для приобретения продуктов питания, одежды и бытовой техники приходится 73 % респондентам, их расходы реально превышают доходы.

Согласно региональному законодательству, семейная политика г. Курска направлена на «достижение приоритетных целей — улучшение демографической ситуации, обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи. Значительный вклад в повышении качества жизни семей с детьми, увеличение рождаемости отводится государственным пособиям» [1]. На данный момент в г. Курске выплачивается 34 вида различных пособий и выплат семьям с детьми.

Исследование показало, что 41 % респондентов не в полной мере владеют информацией о действующем законодательстве и мерах социальной поддержке семьям с детьми. 74 % опрошенных респондентов, отметили, что не все виды пособий, предоставляемые семьям с детьми, могут повлиять на «экономическую устойчивость семьи». Только лишь льготные категории семей могут рассчитывать на выплаты, способные повлиять на данную «устойчивость», такие виды пособий имеют право получать семьи военнослужащих, многодетные и семьи, у которых появился первенец после января 2018 года. Без внимания властей остаются семьи, не менее нуждающиеся в социальной поддержке, например — пособие на ребенка из малообеспеченной семьи, рожденного до января 2018 года составляет 161 руб.18 коп., одинокой матери — 322 руб.36 коп. Так как все виды социальной поддержки в г. Курске осуществляются на основе заявительного принципа и требуют определенного времени в сборе документов, 15 % респондентов не изъявили законного желания получать любые виды материальной поддержки, считая, что затраченное время на сбор документов не оправдывает низкий уровень выплат по пособиям.

Ко второй наиболее острой проблеме респонденты относят трудности в улучшении своих жилищных условий. Лишь 17 % респондентов удовлетворены своими жилищными условиями, 46 % опрошенных имеют свое собственной жилье, 32 % — проживают с родителями, арендуют жилье 22 % респондентов. Для обеспечения комплексного подхода «к решению улучшения жилищных условий нуждающихся граждан, повышению уровня доступности жилья для населения, создания условий для улучшения демографической ситуации в городе, снижения социальной напряженности в обществе» [3] в Курском регионе разработана муниципальная программа «Обеспечение жильем граждан города Курска» на 2016–2020 годы». Исследование показало, что 11 % респондентов не владеют информацией о действующей региональной программе 15 % — являются ее участниками, 64 % — знают о действующей программе, но не могут претендовать на участие, так как по некоторым параметрам не подходят под ее условия, остальные 10 % респондентов не обращались в органы власти, так как считают работу местных властей недобросовестной и малоэффективной.

Результаты исследования показали, что на успешную жизнедеятельность современных семей, как отметили респонденты, большое влияние оказывает ряд факторов: социально-экономический 96 % (уровень доходов, условия жилья, трудовая занятость); социально-культурный 84 % (микроклимат семьи, условия воспитания детей), демографический 62 % (структура, состав семьи). Не удовлетворены своим социальным положением семьи 73 % респондентов, из них обращались за помощью в соответствующие органы 85 %, удовлетворены существующим уровнем социальной защищенности 64 % респондентов.

Таким образом, анализ проведенного исследования и состояния семейной политики в г. Курске показал, что многие фрагментарные меры социальной поддержки семей с детьми не могут повлиять на благополучие и экономическую устойчивость семьи, а некоторые привилегии остаются только «на бумаге» для многих семей. Социальная поддержка должна быть направлена не только на стимулирование рождаемости, но и на дальнейшую помощь семьям после достижении ребенком возраста 1,5 лет. Индексировать пособия необходимо в соответствии с уровнем цен на продукты детского питания. Следует рассмотреть возможность выбора замены натуральной формы помощи семьям с детьми на денежную форму. Необходимо развивать систему профилактики социального и физического неблагополучия семей с детьми. Реализация данных мер обеспечит повышение качества жизни семей с детьми, позволит им ощутить существенную поддержку региональной власти.

Литература:

  1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» в 2017 году [Электронный ресурс]. — URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1311&mat_id=77647&query= %F1 %EE %F6 %E8 %E0 %EB %FC %ED %E0 %FF+ %EF %EE %E4 %E4 %E5 %F0 %E6 %EA %E0 (дата обращения 27.08.2018).
  2. Законодательное обеспечение государственной политики поддержки многодетных семей / Аналитический обзор. Серия: Социальная политика. — М., 2010. [Электронный ресурс]. — URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4691/contents (дата обращения 02.09.2018).
  3. Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем граждан города Курска на 2016–2020 годы»: Постановление Администрации г. Курска № 3103 от 16.10.2015 (в ред. от 19.09.2016 № 3039) [Электронный ресурс]: URL: http://www.kurskadmin.ru/node/931 (дата обращения 05.09.2018).
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области: Уровень жизни [Электронный ресурс]. — URL: http://kurskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurskstat/resources/894c580041fad1c6bc35fc2d59c15b71 (дата обращения 02.09.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): курск, ребенок, респондент, социальная поддержка, семья, семейная политика, социальная поддержка семей, вид пособий, демографическая ситуация, экономическая устойчивость семьи.


Похожие статьи

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей...

Социальная политика РФ в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ

Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие.

Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической...

Похожие статьи

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей...

Социальная политика РФ в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ

Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие.

Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической...

Задать вопрос