Особенности копинг-стратегий педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 31.07.2018

Статья просмотрена: 1583 раза

Библиографическое описание:

Осадчая, Е. А. Особенности копинг-стратегий педагогов / Е. А. Осадчая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52189/ (дата обращения: 08.10.2024).



В условиях модернизации образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности.

Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В. В. Бойко, А. А. Меграбян, А. А. Реан, М. В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.

Н. Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с копинг-статегиями [1]. Из работ П. Б. Ганнушкина, А. Е. Личко, Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться — возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных копинг-стратегий как зависит от профессиональной деятельности, так и может влиять на нее.

У западных исследователей в понятии «копинг» получила отражение проблема противодействия стрессу (coping — от англ. «соре», которое, согласно Оксфордскому английскому словарю, предлагается употреблять в значении успешно справиться, преодолевать. В публикациях зарубежных исследователей применяется ряд определений изучаемого нами понятия: «активный копинг» (active coping), «преобразующий копинг» (transformational coping), «регрессивный копинг» (regressive coping), «копинг, направленный на избегание» (avoidance coping).

Представители психодинамического направления рассматривают копинг-процессы как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях (Е. В. Змановская, А. Кардинер, Г. С. Салливан, В. И. Овчаренко, Э. Фромм, К. Хорни и др.).

В гуманистической психологии копинг — форма поведения, которая свидетельствует о готовности личности решать жизненные проблемы (К. Роджерс, А. Маслоу). Когнитивное направление изучения стресса и копинга определяет феномен копинг-поведения как направленность личности на сохранение определённого равновесия между требованиями окружающей среды и наличием ресурсов, которые удовлетворяли бы эти требования (Р. Лазарус и С. Фолкман).

Понятие «coping behavior» (преодолевающее поведение, поведение по совладанию) используется для анализа способов поведения человека в различных ситуациях. Р. Лазарус и С. Фолкман описывают его в виде постоянно изменяющихся когнитивных и поведенческих усилий, прилагаемых человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека [2].

Ф. Кохен и Р. Лазарус на основе проведённых исследований сформулировали пять задач копинга, от реализации которых зависит успешность преодоления: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления (выздоровления); 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [2].

В отечественной психологии понятие «копинг» рассматривается в основе теории стресса и переводится как психологическое преодоление стрессовых состояний при помощи комплекса способов и приёмов. Понятие «копинг» предполагает многообразные формы активности человека при взаимодействии с требованиями внешнего или внутреннего характера с целью как можно лучше адаптироваться к трудностям. Для этого необходимо разрешить проблемы, взять их под контроль, смягчить, привыкнуть к ним или избежать. Поэтому копинг-поведение, по мнению Е. А. Рассказова, направлено на погашение стрессового воздействия ситуации, овладение ею [4]. Анализ исследований показывает, что отечественные психологи по-разному формулируют копинг-поведение и копинг-стратегии. К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Л. И. Уманский в своих научных работах копинг-поведение определяют, как стрессоустойчивость.

В исследованиях Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, В. С. Мерлина копинг рассматривается с позиции «эмоциональной устойчивости». В работах Р. М. Грановской, Б. Д. Карвасарского, А. В. Либина, И. М. Никольской, В. А. Ташлыкова копинг является осознанным, целенаправленным, конструктивным способом реагирования, предполагающим эффективное преодоление ситуации, направленность действий «внутрь себя» или на внешние условия. Копинг-стратегии в подходе М. С. Мищенко, предполагают четыре вида преодоления: 1) Когнитивное преодоление — осмысление причин стресса, понимание ситуации и включение её образа в представление человека о себе, своём окружении и взаимосвязях с ним. Это поиск и оценка средств для мобилизации в преодолении стресса, самооценка внутренних ресурсов, анализ конструктивных стратегий, возможностей самоподкрепления и социальной поддержки. 2) Эмоциональное подкрепление — осознание и принятие своих чувств, желаний и потребностей, овладение социально приемлемыми формами их выражения, контроль за динамикой переживаний, устранение застреваний и неполного отреагирования. 3) Поведенческое преодоление — трансформация поведения, изменение стратегий и планов, задач и условий деятельности, активизация поведения или бездейственность. 4) Социально-психологическое преодоление — смена направленности личности, пересмотр приоритетов жизненных ценностей, расширение социальных ролей, позиций и межличностных отношений [3].

Успешность преодолевающего поведения, по мнению М. В. Борисова, можно оценить по следующим показателям: — устранение физиологических и уменьшение психологических проявлений напряжения; — возникновение возможности восстановить дострессовую активность; — избавление индивида от психического истощения, предотвращение возникновения дистресса. Большинство классификаций построено вокруг двух, предложенных Р. Лазарусом и С. Фолкманом, модусов психологического совладания, направленных на: 1) решение проблемы; 2) изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации [2]. Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению Р. Лазаруса, существуют два основополагающих стиля реагирования. Проблемно-ориентированный стиль связан с рациональным анализом проблемы, созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации. Формами поведения при этом являются самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим и поиск дополнительной информации.

Таким образом, копинг-поведение — это стратегии действий, которые человек реализует в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию. Они осуществляются в процессе функционирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер личности и обеспечивают большую или меньшую успешность адаптации. Копинг-стратегии являются способами преодоления стрессовых ситуаций, на основе осознаваемого выбора стиля реагирования на стресс и характера действий человека при взаимодействии с окружающим миром.

В соответствии с задачами нашего исследования было проведено изучение доминирующих копинг-стратегий у педагогов, с помощью методики «Индикатор двухфакторной копинг-стратегий» Д. Амирхан. Респондентам было предложено вспомнить и кратко описать стратегии одну из недавних проблем, связанную с профессиональной деятельностью.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что активную поведенческую стратегию «разрешение проблем» в качестве доминирующей стратегии выбирают 30 % педагогов. При этом они ищут несколько вариантов разрешения проблем, опираюсь на имеющиеся у них навыки решения проблемных ситуаций. Поведенческая стратегия «поиск используются социальной поддержки», выступает в качестве доминирующей у 50 % опрошенных респондентов. Для данного типа копинг-стратегии характерно разрешение проблемы за счет привлечения внешних ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, содействия, сочувствия.

Пассивную стратегию «избегание проблем», проявляющуюся в стремлении самоустраниться от решения возникших трудностей, избежать порой всяческого участия предпосылке и нежелательного взаимодействия, в качестве приоритетной применяют 20 %. При этом дезадаптивными способами избегания симптома могут выступать: уход в болезнь, трудности в общении, преобладание виртуального общения. Указанные приемы не неконструктивны, поскольку не разрешают трудности, а лишь на время облегчают психическое состояние.

Наиболее эффективной является комбинация способов преодоления педагогами стрессовых факторов в повседневной жизни педагогов, при которой используются значимые все три существования базисных поведенческие стратегии, в зависимости от конкретной ситуации.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 — изд. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
  2. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. — М., 2006. — 167 с.
  3. Мищенко М. С. особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики «диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко// Молодой ученый. — 2015- № 4–3(19). — С.105–109.
  4. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т. 10, № 1. — С. 82–118.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, Борисов, преодолевающее поведение, профессиональная деятельность, социальная поддержка, требование, форма поведения, эмоциональное выгорание.


Задать вопрос